Рафаэль Сабатини — Дюма ХХ века
ЖЗЛ
Рафаэль Сабатини — Дюма ХХ века
Александр Котлов
журналист
Львов
4724
Рафаэль Сабатини — Дюма ХХ века
Рафаэль Сабатини

«Пятнадцать человек на сундук мертвеца. Йо-хо-хо, и бутылка рому!» Эти слова знакомы всем людям, которые с детства увлечены приключенческой литературой. Кто в детстве полюбил этот жанр, тот никак не мог не прочитать хотя бы одну книгу, повествующую о грозных морских разбойниках, «джентльменах удачи» — пиратах, корсарах, флибустьерах…

Многие писатели посвятили свое творчество теме пиратства. И теперь мы читаем и перечитываем их прекрасные романы о «рыцарях веселого Роджера». К числу лучших таких произведений относятся книги известного английского писателя Рафаэля Сабатини.

Сразу же начну с объяснения, на каких таких основаниях я посмел назвать Рафаэля Сабатини «Дюма ХХ века». Просто в книгах этого незауряднейшего человека и чудесного писателя есть нечто, что роднит его великолепные произведения с шедеврами, вышедшими из-под пера Александра Дюма-отца. И одна из общих черт — то, что многие из его героев также не были целиком и полностью порождениями воображения автора. Многие из них имели реальных прототипов.

Сам Рафаэль Сабатини родился в Италии в 1875 году. На свет он появился в маленьком городке Ези, расположенном на побережье Адриатического моря — недалеко от города Анкона. Родители будущего известного писателя, Виченцо Сабатини, итальянец, и Анна Траффорд, англичанка, были незаурядными оперными певцами и выступали на сценах многих знаменитых европейских театров.

С рождением сына супруги не захотели прерывать свою «трудовую деятельность» и, после того как он немного подрос, отправили его к дедушке и бабушке со стороны матери в Англию, в маленькую деревушку в окрестностях Ливерпуля. Эта страна в будущем станет второй родиной для Рафаэля, которой он будет служить и словом, и делом.

В 1882 году отец и мать решили все-таки завершить свои певческие карьеры и занялись преподаванием пения. Свою школу они открыли в городе Порту в Португалии. Сына забрали к себе, лично занявшись его воспитанием. И Рафаэль вдобавок к знанию родного языка и английского получил возможность изучить португальский.

Мальчик учился в католической школе несколько лет, после чего Сабатини-старший решил, что работу по воспитанию будущих звезд оперной сцены лучше продолжить на родине в Италии. Семья обосновалась в Милане. Тогда это была Мекка для всех любителей оперного пения. Ведь именно здесь находится знаменитейший оперный театр Ла Скала. Рафаэль продолжил свое обучение в одной из лучших частных швейцарских школ, которую с успехом закончил, когда ему было 17. К знанию английского и португальского он добавил еще французский и немецкий.

Оценив полиглотские способности отпрыска, а также его сообразительность и живое воображение, отец предложил ему попробовать свои силы на коммерческом поприще в туманном Альбионе. Рафаэль не противился родительской воле и несколько лет проработал частным переводчиком в Англии, даже достигнув в этом роде деятельности некоторого успеха. Впрочем, подобная работа, как он быстро осознал, не являлась его истинным призванием. Молодого человека тянуло заняться литературным трудом. Сыграли роль то самое живое воображение, прекрасная память и полученное в юности великолепное образование.

И Рафаэль рискнул сделать пробу пера, написав в середине 1890-х годов несколько рассказов на историческую тематику. Эти рассказы были изданы, придясь по душе редакторам нескольких ведущих европейских журналов. А в 1901 году Сабатини получил заказ на написание настоящего историко-приключенческого романа. Этот роман увидал свет в 1904 году и назывался «Рыцарь таверны» (в нем повествуется о приключениях одного рыцаря «плаща и шпаги» в середине XVII века в Англии).

В 1905 году вышел следующий роман «Барделис Великолепный» (о приключениях одного из фаворитов короля Франции Людовика XIII). В том же 1905 году Сабатини женился на Рут Гоад Диксон, дочери одного из богатейших ливерпульских коммерсантов, и, получив немалое приданое за своей избранницей, решил развивать открытый в себе литературный талант и посвятить свою жизнь исключительно историко-приключенческой литературе. После этого, несомненно, счастливого для всех любителей подобного жанра судьбоносного решения каждый год из-под пера Сабатини выходило по одному роману, не считая повестей, рассказов и исторических миниатюр.

Накануне уже приближавшейся Первой мировой войной увидели свет, к примеру, такие великолепнейшие произведения, как сборник рассказов «Суд герцога» (1911), романы «Жизнь Чезаре Борджиа» (1912), «Торквемада и испанская инквизиция» (1913).

Названия в данном случае говорят сами за себя. В первых двух, действие которых происходит в XV веке, повествуется о жизни и «деяниях» одного из самых знаменитых деятелей эпохи Ренесансса, герцога Чезаре Борджиа. А третье повествование представляет собой описание деятельности испанской инквизиции, где во всей своей «красе» предстает самый известный инквизитор «всех времен и народов» Томас де Торквемада.

Когда грянула Первая мировая война, Сабатини решил, что негоже ему заниматься творчеством в такое время, и решил иным способом послужить «доброй старой Англии». Сабатини, который работал когда-то переводчиком, предложил свои услуги в этом качестве британской разведке. О характере его деятельности, о том, к каким документам он имел доступ, да и о прочих заданиях до сих пор доподлинно почти ничего не известно. Одно можно утверждать уверенно — деятельность писателя на этом поприще оказалась полезной для Англии, поскольку переводчиком Сабатини был отменным.

Но, невзирая на свою крайнюю занятость в годы войны, Рафаэль Сабатини тем не менее сумел обогатить золотой фонд мировой историко-приключенческой литературы новыми великолепными романами. В 1915 году вышли «Знамя Быка» (завершает серию книг о Чезаре Борджиа), «Морской ястреб» (о борьбе жителей Европы с мусульманскими корсарами Средиземноморья в XV веке). А в 1917 и 1919 годах писатель подготовил целых два тома великолепных исторических миниатюр под общим названием «Капризы Клио», где увлекательно рассказывал о судьбах известных исторических лиц, живших в ХV–ХVIIІ веках.

Но вот Первая мировая война, победоносная для стран Антанты и Североамериканских соединенных штатов, закончилась. Наступили сложные 1920-е годы. Этот период оказался для Рафаэля Сабатини одновременно наиболее успешным и наиболее трагическим. Успешным он был в плане литературной деятельности. В 1921 году в печать вышел знаменитый роман «Скарамуш», действие которого разворачивается во времена Великой Французской революции. А в 1922 году была опубликована «Одиссея капитана Блада». Эти произведения принесли писателю мировую известность и славу, издавались и переиздавались с тех пор несчетное количество раз, не единожды экранизировались.

Но слава и популярность оказались омрачены личной трагедией: в 1927 году в автокатастрофе погиб единственный сын писателя. Потом он расстался с женой. Но надо было жить дальше. Депрессия постепенно ушла. В начале 1930-х годов Сабатини купил на границе Англии и Уэльса, в сельской глуши, дом с участком и прудом, где мог спокойно трудиться, а свободное время уделять своему хобби — рыбалке. К ней Рафаэль пристрастился еще в юности, проживая в Англии.

В 1935 году писатель женился вторично. С этого времени (и до конца жизни) супруги Сабатини регулярно проводили зиму (за исключением периода Второй мировой войны) в Швейцарских Альпах, катаясь на лыжах. Им особенно полюбился городок Адельбоден.

А что же литературная деятельность? К счастью для читателей, она продолжалась! В предвоенные, «предгрозовые» годы из-под пера теперь уже очень известного писателя вышли такие знаменитые романы, как «Возвращение Скарамуша» (1931), «Черный лебедь» (1932, о пиратах Карибского моря, включая самого знаменитого из них, Генри Моргана), «Венецианская маска» (1934, о временах, наступивших после Великой Французской революции, когда всходила звезда Наполеона Бонапарта), «Меч ислама» (1939, здесь одним из героев является известнейший флотоводец Андреа Дориа). Что касается истории капитана Блада, то она расползлась в трилогию, дополнившись «Хроникой капитана Блада» (1931) и «Удачами капитана Блада» (1936).

Во время Второй мировой войны пожилой писатель не покидал Англию, стойко перенося все тяготы вместе со своими согражданами. У него начались проблемы со здоровьем, и писать так же плодотворно, как раньше, Сабатини уже не мог. К наиболее значительному из созданного им в этот период относятся романы «Колумб» (1941) и «Игрок» (1949, в нем повествуется о нелегких временах, наступивших во Франции после кончины Людовика XІV).

Зимой 1950 года, уже будучи тяжело больным, Сабатини решил поехать в Швейцарию, в так им любимый Адельбоден. Здесь и закончился 13 февраля 1950 года земной путь этого прекрасного писателя, обогатившего золотой фонд мировой литературы более чем пятьюдесятью интереснейшими историко-приключенческими романами и огромным количеством исторических рассказов и миниатюр.


2 марта 2020


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8370545
Александр Егоров
940827
Татьяна Алексеева
775904
Татьяна Минасян
319186
Яна Титова
243109
Сергей Леонов
215717
Татьяна Алексеева
179142
Наталья Матвеева
176557
Валерий Колодяжный
171204
Светлана Белоусова
157271
Борис Ходоровский
155356
Павел Ганипровский
131006
Сергей Леонов
112002
Виктор Фишман
95617
Павел Виноградов
92450
Наталья Дементьева
91736
Редакция
85313
Борис Ходоровский
83213
Станислав Бернев
76847