Мистер Мицубиси
ЖЗЛ
Мистер Мицубиси
Светлана Белоусова
журналист
Санкт-Петербург
371
Мистер Мицубиси
Памятник Ятаро Ивасаки

Говорят, человек, умирающий от рака желудка, в силу происходящих в организме физико-химических процессов становится склонным к смирению, прощает даже злейших врагов и раскаивается в совершенных грехах. Испытал ли это мысленно прощавшийся с миром в феврале 1885 года отец-основатель гигантской торгово-промышленно-транспортной империи «Мицубиси» Ятаро Ивасаки? Как знать… Нестерпимые боли отступали под влиянием морфия лишь на короткий срок. Но то, что в эти промежутки времени он день за днем вспоминал всю свою жизнь, — несомненно…

О ВРЕДЕ САКЕ

Сёгунат на острове Сикоку, где 11 декабря 1834 года появился на свет Ятаро Ивасаки, находился на южной окраине Японии. Отец мальчика, принадлежавший к древнему самурайскому роду, имел более чем скромные достатки. Чтобы прокормить семью, ему, воину, приходилось собственными руками пахать землю. Тем не менее он был рад родившемуся крепким и сильным наследнику, которому можно было со временем передать главную фамильную реликвию, катану, совершенный в своей силе и красоте меч, одухотворенный «югэн» — способностью «видеть невидимое и слышать неслышимое»…

Мальчика, с самого раннего возраста помогавшего отцу в поле, начали обучать всему, что должен знать настоящий самурай: счету, письму и кэмпо — искусству борьбы и владению оружием.

Когда Ятаро исполнилось четырнадцать, родители отправили его к родственникам, жившим в столице владений Тоса, городе Коси. Там юноша стал студентом духовного училища и шесть лет изучал философию Конфуция, проявляя при этом способности, натолкнувшие главу семейства на мысль дать первенцу высшее образование. Отказывая семье порой даже в вечерней чашке риса, он собрал достаточно денег, чтобы отвезти наследника в Эдо (прежнее название Токио. — Ред.). И неизвестно, как бы сложилась судьба Ятаро, если бы не случилось событие, предугадать которое не мог никто.

Устроив сына в университет, отец решил найти ему хорошего покровителя, для чего и познакомился с неким очень высокопоставленным чиновником. Завязавшуюся «дружбу» следовало скрепить материальными узами — ужином в хорошей харчевне. Но, перебрав саке, Ивасаки-старший наговорил за столом много лишнего. Завязалась потасовка. Чиновник оказался серьезно избит. Зачинщик драки попал в тюрьму…

Ятаро, придя к отцу, принялся громко поносить местную власть и в итоге тоже оказался за решеткой. Его, правда, скоро выпустили, но о карьере пришлось забыть…

С МЕСТА В КАРЬЕРУ

Вернувшись на Сикоку, Ятаро четыре года перебивался случайными заработками. Действительность заставила его расстаться с иллюзиями о самурайской чести и понять: чтобы жить легко и безбедно, надо стать чиновником. Однако попасть даже на простую должность без влиятельных «друзей» было невозможно. Так Ивасаки приобрел своих первых покровителей — влиятельных самураев Тойо Йошида и Сохиро Гото. Они-то и помогли ему поступить на службу к сёгуну Тоса Яманоути.

В то время сёгун Тоса налаживал в своем княжестве промышленность — производство бумаги и камфары — и приобретал корабли у иностранных государств. Быстро сориентировавшись в ситуации, энергичный и жесткий по натуре Ятаро в считаные месяцы трансформировался из мелкого служащего в солидного чиновника, ответственного за закупки для флота. Карьерному росту способствовала и женитьба на Кисе Такашиба, происходившей из хорошего самурайского рода. К 1867 году Ивасаки возглавлял уже отделение транспортной компании «Тоса кайсай сёкай» в Нагасаки.

Сохиро Гото, следивший за поведением протеже, записал в то время в своем дневнике: «Ивасаки обращает внимание только на бизнес и никогда не придает значения интересам нации…»

Впрочем, второй покровитель Ятаро, Тойо Йошида, имел о подопечном противоположное мнение: «Этот самурай-предприниматель имеет ярко выраженное националистическое мировоззрение. Однако его политические привязанности не являются в достаточной мере прочными».

Кто из них был прав, сказать трудно, но, когда в июле 1871 года был опубликован императорский указ о полной ликвидации сёгунатов, Ивасаки, работавший на князя Яманоути, превратился в «лицо без места, без профессии и без денег». Гото и Йошида вызвались подыскать ему место в каком-нибудь правительственном учреждении, однако Ятаро от такой карьеры отказался категорически. Он знал, что следует делать…

ПУТЬ НАВЕРХ

Год спустя, несколько раз перерегистрировав «Тоса кайсай сёкай» и поменяв ее название на «Мицукава Сёкай», Ивасаки балансировал на грани банкротства. Возможность поправить положение представилась, когда для контроля за ликвидацией сёгуната Тоса из столицы прислали Юдзо Хаяси.

Познакомившись с заезжим правительственным чиновником и сделав ему приличествующий случаю подарок, Ятаро принялся ждать последствий. Они не задержались. Недели через две Хаяси распорядился: «Продать Ятаро Ивасаки два парохода, принадлежавшие ранее князьям Яманпути». Причем, хотя сделка и была оформлена в виде договора о купле-продаже, корабли не стоили Ивасаки ни единой иены! Он получил их за обещание когда-нибудь в будущем заплатить долги сёгуна Яманоути, сумма которых была втрое меньше цены одного судна!

Эта операция стала первой самостоятельной сделкой Ивасаки. Однако радоваться было рано. В августе правительство за бесценок продало несколько десятков пароходов крупнейшим торговым домам Японии. Купцы сколотили компанию «Ниппоц-коку юбин дзёкисэн» и начали вытеснять мелких судовладельцев. Ивасаки с двумя кораблями не мог выдержать конкуренции, но и показывать свое бедственное положение не собирался.

Первым, что он сделал, стало новое переименование компании, которая трансформировалась в Mitsubishi Shokai («Три бриллианта»). Получив документы о регистрации, он заявил сотрудникам фирмы и друзьям, что собирается целиком посвятить себя морским грузоперевозкам.

ЯВЛЕНИЕ «МОРСКОГО ЧУДИЩА»

Дела между тем шли все хуже. Но Ятаро умел ждать и использовать происходившие в стране перемены. И потому подвернувшийся ему случай снова оказался связан с политикой.

В Японии разразился правительственный кризис. Несколько министров, в том числе покровитель Ивасаки Сохиро Гото, демонстративно оставили свои кабинеты и перешли в оппозицию. Причем Гото возглавил восстание на острове Тайвань.

Ятаро, моментально сориентировавшись и забыв про вчера еще «верную дружбу», предложил государству использовать суда «Мицубиси» для перевозки на Тайвань войск, брошенных на подавление мятежа. При этом он не забыл извиниться перед новым правительством за то, что двух имевшихся у него кораблей было для качественного выполнения задачи явно недостаточно...

Реакция не заставила себя ждать. Для осуществления экспедиции на Тайвань владельцу «Мицубиси» были безвозмездно (!) переданы 13 грузовых судов, купленных за границей за 1,5 миллиона долларов! А его главного конкурента — «Ниппоц-коку юбин дзёкисэн» попросили вернуть государственные субсидии, из-за чего компания сразу же перестала существовать. Более того, по предложению тогдашнего премьер-министра Тосимити Окубо правительство разработало программу развития торгового флота Японии. Слово «Япония» в данном документе уже никого не обманывало: речь шла лишь о «Мицубиси»…

Сумма благодарности премьер-министру никогда и нигде, разумеется, не называлась. Но в результате во всей Японии не осталось ни одного крупного судна, над которым не развевался бы вымпел с «тремя бриллиантами». Тогда-то Ивасаки и наградили в народе прозвищем «морское чудище».

ИМПЕРИЯ, ПРИНАДЛЕЖАЩАЯ МИРУ

Окрыленный успехом, Ятаро держался высокомерно. Управлял компаниями, руководствуясь самурайским принципом «сёки хоко», предписывавшим жертвенное служение своему господину. Ивасаки трансформировал этот принцип в короткий лозунг «Служить государству!», и лишь немногие знали, что владелец «Мицубиси» был готов служить государству при единственном, но непременном условии — если государство будет служить ему самому…

Чтобы закрепить свое безусловное лидерство, Ятаро разработал устав компании, согласно которому «Мицубиси» провозглашалась семейным предприятием. Вся прибыль фирмы полностью принадлежала президенту корпорации, но и все убытки относились на его счет.

Компания расширялась, транспортная фирма на глазах превращалась в многопрофильный концерн. Ивасаки последовательно скупал судостроительные верфи, угольные шахты, металлургические заводы, золотые копи, серебряные рудники, кредитные и внешнеторговые предприятия. Деловые и политические связи закреплялись брачными узами. Зятьями Ятаро стали новый премьер Кидзюро Сидэхара и министр финансов Кэйдзо Сибусава. И, как это порой случается, поднявшись на вершину экономического могущества, почти всесильный олигарх столкнулся с неизбежным: врачи констатировали у него рак желудка. Впереди не ждало ничего, кроме боли, отчаяния и ожидания конца…

Ивасаки умер 7 февраля 1885 года, оставив своим наследникам экономическую империю, которая принадлежит, как и прежде, только самой себе. Даже несмотря на то, что одним из ее рекламных лозунгов является фраза: «Митсубиси» принадлежит вам», «Митсубиси» принадлежит всему миру…


29 Мая 2020


Последние публикации

Выбор читателей

Сергей Леонов
86015
Виктор Фишман
69284
Борис Ходоровский
61614
Богдан Виноградов
48844
Сергей Леонов
35968
Дмитрий Митюрин
35152
Сергей Леонов
32596
Роман Данилко
30503
Светлана Белоусова
17025
Борис Кронер
16680
Дмитрий Митюрин
16612
Татьяна Алексеева
15305
Наталья Матвеева
14989
Александр Путятин
14199
Светлана Белоусова
13686
Наталья Матвеева
13563
Алла Ткалич
12606