ЖЗЛ
«СМ-Украина»
Летела по Чернигову карета упыря
Сергей Петров, Софья Сабинина
журналисты
Киев
143
Летела по Чернигову карета упыря
Неизвестный художник. Портрет Василия Касперовича Дунин-Борковского. XVII век

Не только историки и литературоведы знают, кого имел в виду Гоголь в повести «Страшная месть», говоря о герое, который «21 год пропадал без вести в чужой земле» и стал «колдуном». Очень уж прозрачен намек для тех, кто знаком, хотя бы в общих чертах, с судьбой Василия Борковского.

Один из представителей высшего украинского казачества второй половины XVII века круга Мазепы и Самойловича, богатейший магнат и меценат Гетманской Украины, Генеральный обозный Войска Запорожского, которому доверили гетманскую булаву, в то же время прослыл в народе многознающим чернокнижником и упырем. По сей день на черниговских землях об этом человеке ходят мистические легенды как об украинском Дракуле.

ПОТОМОК ДАТСКИХ КОРОЛЕЙ

Его отец, Каспер-Анджей Дунин был потомком датского королевского рода Дуненов и графов Священной Римской империи. На их дворянском «гербе Лебедя» изображен белый лебедь на красном щите – символ доблестного служения.

Служил Каспер Дунин «польской короне», в 1638 году получил от короля Владислава звание «коронного полковника Березнянской сотни Черниговского полка», а также во владение украинское село Борковку недалеко от Чернигова. С тех пор к его фамилии приписывали топонимическое название – Борковский.

Согласно одной из легенд, семью Каспера вырезали приблизительно в 1646-1648 годах во время шляхетских междоусобиц (противостояние с другим шляхтичем – неким Коссаковским). Спастись удалось только маленькому Василию…

Но подтверждения эта байка не нашла.

Так как у Каспера Дунина-Борковского было трое детей – старший Иван, Василий и младший Юрий. Согласно документам в 1702 году Иван Дунин-Борковский был еще жив, а Юрий был записан войсковым товарищем в 1669 году!

ТАЙНЫЕ ЗНАНИЯ

Василий Касперович родился в 1640 году. Каких-либо данных про его детские и юношеские годы не сохранилось.

Приблизительно «21 год пропадал он без вести». Некоторые ученые предполагают, что в это время В.К. Борковский – под чужой фамилией – обучался в европейских университетах (недаром же впоследствии он свободно общался на 12 европейских языках!), конечно же участвовал в казацких походах, ведь войн в те времена на территории Украины и в Европе хватало...

В 1667 году, как известно из истории, состоялось подписание Андрусовского перемирия между Польшей и Московским царством (фактически это был раздел Украины на Левобережную и Правобережную, каждая со своим гетманом!) В этом же году в документах появилась и фамилия Дунина-Борковского – Василий Касперович записался в Войско Запорожское (только не указывается, к сожалению, в какое именно войско: Низовое на Сечи, менявшее свои политические симпатии «3 раза на дню» – от про-московских антитурецких и наоборот, или в реестровое гетманское).

Чтобы не утратить родовые земли Василий Борковский принимает православие. А уже через год – в 1668-м – его назначают сотником, во главе Выбельськой сотни Черниговского полка.

В его окружении, особенно среди убеленных сединами и повидавших виды запорожцев-сечевиков начинают поговаривать, что сотник Василий знаком с военной магией «характерников». Но вот кто передал эти заветные знания бывшему ляху? Чудным было для простых казаков не столько образованность Борковского и его тяга к книгам, сколько то, что днем он вообще редко на люди показывался, а все совещания проводил или вечером или по ночам. То есть уже тогда люди замечали странности Василия Касперовича и шепотом называли его «чернокнижником».

ВЗЛЕТ КАРЬЕРЫ

Тот год для Украины был историческим: весной единым гетманом стал Петро Дорошенко (1665-1676 гг.). Правил он страной из своей столицы Чигирин на правом берегу Днепра, а «наказным» (приказным) гетманом Левобережья назначил черниговского полковника Демьяна Многогрешного. Последний очень скоро провозгласил себя «независимым» гетманом Левобережной Украины, и потому Дорошенко вынужден был обратиться за военной помощью к турецкому султану Мехмеду IV. Весной 1672 года султан с большой армией вторгся в Украину, «восстановил» Дорошенко в его «правах», а заодно превратил Подолию в... провинцию Османской державы.

Тогда же, в марте 1672 года, казацкая старшина свергла гетмана Многогрешного. Он был сослан в Москву, а оттуда – в далекие края сибирские на берегу озера Байкал (территория современной Бурятии).

Гетманом Левобережной Украины избрали Ивана Самойловича (1672-1687 гг.).

В памяти современников Василий Борковский остался как очень просвещенный человек, возможно именно поэтому этот человек сделал головокружительную карьеру и стал владеть огромным состоянием.

Именно гетман Самойлович назначил 32-летнего Борковского черниговским полковником, что открыло ему путь в «высшее общество» казачества. Тогда же Иван Самойлович и Иван Мазепа в знак своей благосклонности передали во владение новоиспеченного полковника немало сел на Левобережье Украины.

КАК СТАТЬ МИЛЛИОНЕРОМ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХVII ВЕКА

15 марта 1674 года Иван Самойлович в Переяславле добился провозглашения себя ещё и правобережным гетманом. То есть стал править всей Украиной!

И посол Дорошенко к Самойловичу Иван Мазепа... признал его таковым.

А вот сам Петр Дорошенко отказался.

Как писал по этому поводу украинский историк Михаил Грушевский, весной 1676 года Самойлович отправил за Днепр черниговского полковника Борковского, дабы кончить дело; но Дорошенко не сдался, а Борковский не решился приступить к Чигирину. Однако Василий Борковский разведал укрепления Чигирина, к стенам которого с большими силами двинулся сам Самойлович. Покинутый всеми Дорошенко, не затягивая этой безнадёжной усобицы, вышел из Чигиринского замка навстречу передовому полку Самойловича, сложил перед войском знаки власти, и они были переданы легитимному гетману в сентябре 1676 года.

Петра Дорошенко сослали в Москву, и он окончил свои дни в поместье Ярополче Волоколамского уезда в 1696 году, пережив своего противника Ивана Самойловича, умершего в 1689 году тоже в ссылке – в Сибири. Но в 1676 году, став формальным гетманом «единой Украины» (хотя Подолия была ещё во власти Турции), Самойлович «отблагодарил» полковника Дунина-Борковского, сделав его магнатом и владельцем множества имений на левобережной Украине.

ЦЕНА ГЕТМАНСКОЙ БУЛАВЫ

Борьба за Подолию между Турцией, Польшей и Московским царством привела к заключению в 1686 году между двумя последними «вечного мира» ...против Турции. Для начала московское правительство решило организовать «поход на Крым» во главе с фаворитом царевны Софьи (правила от имени малолетних братьев – царевичей Ивана и Петра) князем Василием Голицыным. С ним отправился и Самойлович: зная условия степной войны, он давал дельные советы. Однако Голицын к ним не прислушался…

Поход не удался, что грозило, как писал М.Грушевский, «пошатнуть поле Голицына; ему надо было найти, на кого бы можно было сложить вину неудачи. И вот старшина, сообразив всё это, на обратном пути из похода подала Голицыну донос на Самойловича, обвиняя его в том, что это он подстроил дело так, чтобы поход не удался, так как вообще несочувственно относился к Москве, а в особенности к её войне с Крымом».

Под данным доносом свои подписи поставили второй человек после гетмана –генеральный обозный Василий Борковский, есаул Иван Мазепа и генеральный писарь Василий Кочубей.

Но ряд историков считают именно Ивана Мазепу основным автором доноса на гетмана Самойловича, в результате которого тот был отстранен от своей высокой должности. Мазепа знал настроения в среде казацкой старшины, возмущавшейся стремлениями Самойловича сделать гетманство наследственным. Такие замыслы не нравились и Москве…

Ивана Самойловича арестовали, выслали без суда в Тобольск, а имущество его конфисковали (одна половина поступила в царскую казну, другая – в войсковой «скарб»). Однако, известие о его аресте вызвало в казачьем войске выступления против представителей казацкой старшины.

Поскольку Борковский к этому времени был уже генеральным обозным Войска Запорожского (министром финансов) «старшина и избрала его «наказным» гетманом Украины. Сохранился портрет Василия Борковского с гетманской булавой, которую он держит в правой руке не вверх, а... вниз.

Портрет символичен – Голицын предложил Василию Борковскому стать «настоящим» гетманом за «10 тысяч рублей золотом»! Но Борковский хорошо усвоил «урок Самойловича» и отказался от булавы – в пользу Мазепы...

Так, совершенно неожиданно для многих и в обход более сильных претендентов, включая генерального писаря В. Кочубея – факт очень важный для понимания дальнейших событий – И. Мазепа был избран на Каламакской раде 25 июля 1687 г. гетманом. Безусловно, что решающая роль при этом принадлежала В.В. Голицину, который стал покровителем Мазепы.

А еще более решающую роль сыграло золото! Ведь, в отличие от обозного Борковского, генеральный есаул (начальник казачей кавалерии) Мазепа уплатил искомые «10 тысяч рублей» Голицыну.

Но уже через год, после нового, и опять неудачного похода на Крым в 1689 году, Голицын «пал». Хитрый Мазепа и тут «сориентировался»! Хоть и сам участвовал в том бесславном походе, все же сумел он приобрести расположение Петра I, и по восшествии последнего на престол, «исходатайствовал» из конфискованного имущества Голицына деньги, которые заплатил за своё избрание гетманом.

А также «испросил множества разных пожалований на поместья, располагая их к сугубой верности и службе великому государю».

ОТКУДА ТАКАЯ ЩЕДРОСТЬ?

Василий Борковский был очень состоятельным на то время человеком, и притом очень щедрым меценатом. Как собственник первого на Украине кирпичного завода, действующего в Чернигове, Дунин-Борковский не жалел камня и кирпича на возведение культовых зданий. Только в Чернигове на его средства были построены церкви Воскресения, Петра и Павла, трапезная и кельи Елецкого монастыря, отреставрированы Спасо-Преображенский и Успенский соборы, Пятницкий монастырь.

Тратил Борковский свои деньги на драгоценную церковную утварь, иконостасы.

Вот что дословно написано в эпитафии на надмогильной плите Генерального обозного:

Годов пятнадесят полк Чернеговский правил,
Посем Бога енералъним обозним прославил,
Лет шестънадесят славно пребыл на той чести,
Всегда царем и вождам служаше без лести.
Первый бе по гетману праведно славимый,
Всим бо бяше любезен делами своими,
Церкви и обители усердно любляше,
Благолепие оных везде разгиераше.
Церков соборна чрез брань бяше опустела,
Его тщанием вскоре сотворися цела,
Своим имением претвори на нову
В честь преобразившуся Христу Богу Слову.
Его тщания дело и храм Воскресенский
Каменный, его память храм Благовещенский,
Их же создав, украси иконами зело,
Чая себе от Бога мзды за сие дело.
Он от основания девичу обитель
Воздвиже и быстъ оной прещедрый кормитель.
Он святых страстотерпец олтар по-премногу дражайшими сосуды украси в честь Богу.
Сия такожде церков Елецка названа,
Оным отновися и трапеза созданна,
И келий каменной инная многа
Чрез него имать сия обитель убога,
Он даде иконостас, фелоны, сосуды
Сребрание, его то оклад, кошт и труды..

.

Эта небывалая для того времени щедрость вызывала у современников подозрения: не хочет ли Борковский, таким образом, «замолить грехи»? «Да и молится ли он? Жертвовать жертвует, а ведь в церкви Василий Касперович ходит как-то не шибко…». И вот уж поползли по Чернигову слухи про то, что Борковский вообще-то не совсем человек! (Что ж, про каждого успешного и неординарного человека есть такие сплетни.)

Кстати, Мазепа, став гетманом, таким же образом демонстрировал свою «набожность», дабы опровергнуть слухи, что он бывший окатоличившийся «лях».

ОПРАВДАНИЕ  «ЧЕРНОКНИЖНИКА»

На склоне лет Василий Касперович со своей женой Марией Степановной (в девичестве – Шуба, дочь выбельского сотника, который стал (с 1668 года) священником черниговским) вел оседлую жизнь в своем имении на берегу Десны в черте тихого Чернигова. Известно, что у четы Борковских родилось двое сыновей.

Но все чаще набожные горожане стали шептаться о странном колдуне, упыре, «чернокнижнике».

Необходимое пояснение: на Украине в XVII-XVIII веках вампиром (упырем) считали колдуна-чернокнижника, т.е. человека, который подписал договор с нечистым ради мирских благ. Одним из условий этого договора было питание человеческой кровью. Интересно, что такой образ вампира существовал только в Центральной и Восточной Украине. В украинском фольклоре колдунами считали также зодчих (строителей), мельников и кузнецов.

Василию Касперовичу Борковскому стали приписывать злодеяния, которых он не совершал!

Дело в том, что в околицах Чернигова началась серия странных смертей. За год пропало без вести 30 человек и умерло «смертию немочной» где-то человек 20. «Смерть немочная» – это малокровие, анемия.

Но ведь в то время в славный своими церквями и монастырями (когда-то великокняжеский) город со всей России сотнями съезжались всякие паломники, нищие, беглые и прочий ослабленный долгими пешими переходами малокровный люд. И 20 умерших (бомжей или нищих) в большом городе – вовсе не нонсенс.

А 30 пропавших куда делись? По мнению толковых исследователей, в то время война шла со шведами, да и на строительство крепости и каналов Санкт-Петербурга казаков-малороссов направляли тысячами, вот и прятались и по лесам те, у кого не было всяких отсрочек или льгот от такого набора…

ТАЙНА СМЕРТИ

Когда В.К. Дунин-Борковский умер 4 марта 1702 года, его похоронили со всеми церковными почестями, ведь он к тому же был ктитором Елецкой обители. Положили его гроб с правой стороны от входной главной арки, ведущей из притвора в храм Успения. Нужно заметить, что в Успенском соборе Елецкого монастыря хоронили, как правило, Черниговских князей, настоятелей обители, ктиторов, представителей казацкой старшины, других выдающихся лиц.

В стене собора установили портрет Боровского и большую бронзовую плиту с выбитой на ней эпитафией, которую сочинил сам архиепископ черниговский Иоанн Максимович (одну из частей этой эпитафии смотрите выше):

«Блаженныя памяти благородного его милости Пана Василия Борковского Дунина, Его Царского Пресветлого Величества Войск Запорозких обозного Енералъного Року Господня 1717 месяца генваря 9 написанный В год Господен тисящный и седмсотной вторий От временной сей жизни в небесная двори Марта дня четвертого духом преселися, А зде в храме Успенском телом положися Пан Василий Борковский от Дунинов дому, Лет шестьдесят два пожив не себе самому, Но Богу, царем и всей Российской отчизна Верный был сын и слуга в весь век своей жизни Много добра духовным и мирским творяше, Всех любя и сам от всех зело любим бяше…»

…Однажды к архиепископу Максимовичу пришли перепуганные черниговцы и семья Борковского и рассказали о его… призраке. Еженощно в полночь из ворот Елецкого монастыря «вылетала» чёрная призрачная карета, запряжённая чёрными конями, и мчалась к Чёрной круче над Десной – к родовому имению Борковке. Здесь карета останавливалась, из неё выходил призрак умершего хозяина, который обходил поместье, наводя ужас на слуг и домочадцев. И каждый раз перед первым криком петуха в 2 часа ночи останавливался у старого колодца, показывал на него пальцем и исчезал вместе с экипажем после крика петуха...

Люди просили архиепископа «словом Божьим остановить видения». И тому пришлось показать свою силу веры. И когда очередной весенней ночью (по свидетельству очевидцев, «не темнело вплоть до полуночи и сияния были в небесах») из ворот Елецкого монастыря показался призрачный чёрный экипаж, возле Красного моста через реку путь преградила процессия из священников и мирян во главе архиепископом Максимовичем. Взошедши на мост, епископ поднял крест, и призрак Борковского из кареты «провалился в реку», а карета с лошадьми обратились в серый туман, который поплыл над рекой и скоро рассеялся в воздухе под молитвенное пение людей.

Наутро люди пришли к Успенскому собору Елецкого монастыря, извлекли гроб Борковского, вскрыли его и ахнули: в гробу Василий Борковский лежал как ЖИВОЙ –такой же дородный и румяный! Несведующие  о летаргическом сне и коме казаки решили «умертвить упыря» – пробили грудь покойного Борковского осиновым колом. А затем гроб с телом отвезли в Борковку и там закопали неподалёку от Десны. Но ночью над Черниговым разразилась страшная гроза, река вышла из берегов и затопила место захоронения Борковского. (Данное наводнение – факт, исторически подтвержденный.

Однако, нужно уточнить, что каждую весну Десна разливается и выходит из берегов регулярно!)

О ГЕТМАНЕ БОРКОВСКОМ И НЕ ВСПОМИНАЮТ!

Догадались раскопать старый колодец, на который указывал его призрак, и обнаружили лаз в небольшую пещерку – в ней лежала обтянутая кожей чёрной книга с заклинаниями для получения «мирских благ».

Впоследствии стало понятно, почему церковные «благодеяния» Борковского оказались недолговечными: сгорели церкви Воскресения, Петра и Павла, отреставрированный Свято-Преображенский собор, исчезли подаренный Борковским Елецкому монастырю драгоценный иконостас и бронзовая памятная плита со стены Успенского собора (последняя, кстати, пропала в годы после Октябрьской Революции!).

Но главное, неизвестно куда делись огромные богатства Борковского! Молва утверждает, что они под землёй и «откроются» только потомкам Борковского, наложившего заклятия на клады из той самой чёрной книги.


10 Декабря 2019


Последние публикации


1 000 руб.
200 руб.



Выбор читателей

Сергей Леонов
82892
Виктор Фишман
66794
Борис Ходоровский
58482
Богдан Виноградов
45902
Дмитрий Митюрин
30687
Сергей Леонов
30475
Роман Данилко
27689
Дмитрий Митюрин
13770
Светлана Белоусова
12995
Сергей Леонов
12614
Александр Путятин
12557
Татьяна Алексеева
12546
Наталья Матвеева
12023