Герои на фронте, комики на экране. Часть 2
ЖЗЛ
«Секретные материалы 20 века» №9(421), 2015
Герои на фронте, комики на экране. Часть 2
Владислав Фирсов
журналист
Санкт-Петербург
1847
Герои на фронте, комики на экране. Часть 2
Михаил Пуговкин, Владимир Басов и Николай Трофимов

За некоторыми известными советскими актерами настолько прочно закрепилось амплуа комиков, что зрители с трудом представляли своих кумиров в ролях иного плана. Однако, играя в фильмах о Великой Отечественной войне, они раскрывали новые, неожиданные грани своего дарования, заново проживая то, что уже пережили на фронте.


Часть 1   >

МИХАИЛ ПУГОВКИН

Родился знаменитый актер 13 июля 1923 года в деревне Рамешки Костромской области в обедневшей крестьянской семье. Миша Пуговкин (Пугонькин — встречается в некоторых печатных изданиях как настоящая фамилия актера) был младшим ребенком в семье, мать ласково называла его Минькой.

Тяжелое материальное положение в семье не позволило будущему актеру окончить местную сельскую школу. Но он был очень талантливым, артистичным ребенком, неизменно участвовал во всех сельских праздниках — вдохновенно пел песни и частушки, бил чечетку и лихо отплясывал цыганочку. Профессия сама выбрала это юное дарование.

Родители Миши прекрасно понимали, что, если они останутся в родной деревне, их дети не смогут получить хорошего образования и достойной профессии, а потому в 1936 году решили перебраться в Москву и попытать счастья в столице.

Вместе с братьями Михаил устроился на Московский тормозной завод им. Кагановича учеником электромонтера. Напряженный график работы не мешал задорному мальчишке отдавать все свободное время занятиям по театральному мастерству в драматическом кружке, расположенном в клубе им. Каляева.

В то время клубом руководил будущий народный артист РСФСР Александр Шатов, который сразу разглядел в веселом подростке большой артистический талант. А когда заболел исполнитель роли купца Большого в спектакле по пьесе Островского «Свои люди — сочтемся», вопроса о выборе новой кандидатуры на это место у Шатова не возникло.

Для Пуговкина это была неслыханная удача и большая ответственность. Всю ночь он репетировал свою роль и к утру выучил пьесу полностью. Премьера прошла блестяще. Михаил и подумать не мог, что этот спектакль станет для него судьбоносным.

Его игру по достоинству оценил заслуженный деятель искусств РСФСР режиссер Федор Каверин, возглавлявший тогда Московский драматический театр на Сретенке. Несмотря на то, что у Пуговкина не было театрального образования, Каверин пригласил его в свою труппу, где Михаил работал артистом вспомогательного состава до самого начала Великой Отечественной.

В 1940 году состоялся дебют Пуговкина в кино. Кинорежиссер Григорий Рошаль пригласил его сниматься в своей картине «Дело Артамоновых». Михаилу досталась небольшая роль купца Степаши Барского. В этом же фильме дебютировала будущая звезда советского кино — Любовь Орлова. Съемки картины закончились в июне 1941 года…

Ушли на фронт отец и два старших брата Михаила, а вслед за ними он тоже (в точном соответствии с призывом на знаменитом плакате) записался добровольцем. По распределению Михаил Иванович был зачислен в 1147-й стрелковый полк разведчиком. Воевал под Смоленском.

В 1942 году под Ворошиловградом в одном из боев Пуговкин получил тяжелое ранение в ногу. Несмотря на все старания врачей, началась гангрена. Встал вопрос о срочной ампутации. Для Михаила это было страшнее смерти, ведь он мечтал после войны вернуться в театр. «Доктор, нельзя мне без ноги, я же артист!» — сказал он главному врачу госпиталя, когда уже все было готово к операции. И врачи — на свой страх и риск — пошли ему навстречу, продолжив консервативное лечение.

Болезнь часто обострялась, но Пуговкин все-таки сумел ее победить, настолько велико было его желание вернуться на сцену. Когда состояние стабилизировалось, Пуговкина комиссовали. За героизм и боевые заслуги перед Родиной, его наградили орденом Отечественной войны II степени.

В 1943 году Михаил Пуговкин вернулся в столицу. В то время функционировал лишь Московский театр драмы, объединенный с Театром Революции под руководством главного режиссера народного артиста РСФСР Николая Горчакова.

Творческий коллектив состоял из популярных актеров театра и кино, среди которых ведущие места занимали Ростислав Плятт и Валентина Серова. Заведующим музыкальной частью был Константин Симонов. На сцене театра полным ходом шла репетиция пьесы «Москвичка», и Горчаков, не раздумывая, дал Пуговкину главную роль в этой постановке. Успех спектакля оказался ошеломляющим, на всех показах в зале был аншлаг.

В том же году на экраны страны вышел фильм режиссера Владимира Петрова «Кутузов», в котором Михаил Иванович сыграл солдаты Федю, погибавшего смертью героя в Бородинском сражении. Роль для актера, комиссованного по ранению и к тому же сражавшегося два года назад под Смоленском, во многом знаковая.

Но, несмотря на растущую популярность, Пуговкин понимал, что врожденный талант должен развиваться. В 1943 году при МХАТе открылась театральная Школа-студия Немировича-Данченко под руководством режиссера Василия Стахновского. Михаил понял, что это его шанс. Перед членами приемной комиссии — Грибовым, Тарасовым, Качаловым, Москвиным — молодой человек, окончивший всего три класса сельской школы, чувствовал себя неуютно. Тем не менее он на «отлично» сдал все экзамены и был зачислен на курс Ивана Михайловича Москвина. Наставник всегда выделял Пуговкина как лучшего ученика своей группы.

На втором курсе прилежного студента постигла большая неприятность: ему никак не давалась наиважнейшая дисциплина — диалектика марксизма-ленинизма. Он так и не смог сдать экзамен, да и французский язык немного подкачал. Из студии МХАТ его отчислили, а в 1944 году призвали на военную службу во 2-е Горьковское танковое училище.

Театральный талант Пуговкина и здесь помог ему справиться с проблемой. Начальник училища генерал Раевский, знакомый с творчеством своего подопечного, назначил Михаила Ивановича ответственным за училищную самодеятельность. И одновременно у Пуговкина появилась возможность возобновить обучение во МХАТе.

В конце 1940-х годов Пуговкин одновременно играл на сценах трех московских театров, но отдавал предпочтение Театру Ленинского комсомола под руководством режиссера Ивана Берсенева. И одновременно активно начинает активно сниматься в кино.

Широкая популярность пришла к актеру после фильмов «Солдат Иван Бровкин», «Дело Пестрых», «Земля и люди». Были в его фильмографии и роли героические — матрос Пирожков в кинодилогии Михаила Ромма «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы». В бою, впрочем, Пирожков (в отличие от солдата Феди) не погибал, но сражался храбро, представляя собой своеобразный архетип защитника Отечества.

С начала 1950-х годов за восемь лет Пуговкин снялся более чем в 16 фильмах, решив полностью посвятить себя кинематографу. Закат театрального творчества Пуговкина состоялся на сцене Вологодского драматического театра в 1959 году. Начиная с 1960 года, он оставил театр и окончательно погрузился в мир кино. Вплоть до 1978 года Михаил Иванович работал на киностудии «Мосфильм», с 1978 по 1991 год снимался в фильмах на киностудии им. Горького. В свободное от съемок время Пуговкин часто гастролировал, устраивая творческие встречи в разных городах Советского Союза.

Хотя чаще всего актер снимался в комедии, ему удавалось вырываться за рамки сложившегося амплуа, играя роли как положительных, так и отрицательных героев, затмевая главных персонажей. В картине Николая Досталя «Дело Пестрых» роль уголовника Ложкина изначально задумывалась как эпизодическая, но Пуговкин, ни разу не имевший дела с представителями преступной среды, сыграл своего героя настолько колоритно и правдоподобно, что зритель запомнил его персонажа. Роль Яшки-артиллериста в прогремевшей на всю страну картине Андрея Тутышкина «Свадьба в Малиновке» состояла из двух больших эпизодов и нескольких проходов. Но великолепная игра актера сделала эти сцены незабываемыми для зрителей.

Встреча с режиссером Леонидом Гайдаем породила целую череду незабываемых комических образов: прораб в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», отец Федор в «12 стульях», режиссер Якин в картине «Иван Васильевич меняет профессию», Горбушкин в «Не может быть». На персонажах Пуговкина в фильмах-сказках воспиталось не одно поколение детей. И бравый воевода, и хитрый атаман, и недалекий царь-государь — все эти образы подчеркивают разносторонность его актерского дарования.

И в фильмах о войне герои Пуговкина сыграны, безусловно, правдоподобно — образы насыщены трагизмом и обладают огромным жизненным потенциалом. Как и многие другие актеры-фронтовики, в этих картинах Михаил Иванович играл самого себя. В такие минуты игра уступала место жизни и актер заново переживал то страшное и горестное время.

Старшина Иванов в фильме «Майские звезды», которого судьба столкнула с такими же, как и он, бойцами Советской армии в Праге 1945 года, грустит о потерянной, казалось бы, навсегда мирной довоенной жизни. Солдат, прошедший через кромешный ад, теряя товарищей на поле боя, искренне верит в победу. Он верит, что сможет вернуться к мирной жизни. Но какова ее цена? С большим трудом Михаил Пуговкин вспоминал то время, в надежде забыть миллионы смертей, пожары и кровь.

Столь любимый им кинематограф в который раз заставлял его переживать ту страшную войну. Фильм «Крепость на колесах» повествует о легендарной команде подвижного состава бронепоезда № 56, участвующей в прорыве советских войск из «котла» под Каневым в первые дни войны. Пуговкин играет роль связного Вожжова. Жгучая ненависть к врагам у Вожжова переплетается с бесконечной любовью к русскому народу. Тяга к жизни отходит на второй план, Вожжов жертвует собой ради таких же, как он, простых советских людей. Эта роль также была очень близка актеру.

Неповторимое актерское мастерство Пуговкина отмечали многие известные режиссеры. Однажды на склоне лет Сергей Бондарчук признался Михаилу Ивановичу, что погорячился с выбором актера на роль Некрасова в фильме «Они сражались за Родину». «Эту роль надо было отдать Пуговкину, — говорил он, — а талантливому актеру Юрию Никулину всегда бы нашлась другая достойная роль в моем фильме».

В 1991 году Михаил Пуговкин переехал в Ялту, где на собственные средства организовал «Центр Михаила Пуговкина». В 1992–1993 годах он работал в Театре-студии киноактера, а 1999 году вернулся в Москву. В Сокольниках он создал свой «Киноцентр Михаила Пуговкина». За годы творческой жизни Михаил Иванович снялся в 101 фильме, многие из них вошли в золотой фонд советского и российского кинематографа.

25 июля 2008 года в Москве Михаил Иванович скончался из-за очередного приступа сахарного диабета. По завещанию похоронили актера на Ваганьковском кладбище рядом с могилой его лучшего друга Александра Абдулова.

ВЛАДИМИР БАСОВ

В селе Уразово Валуйского района Белгородской области 28 июля 1923 года в семье военного родился сын Володя. Отец Басова — командир погранзаставы — погиб в Средней Азии в 1931 году, и Володя с матерью переехал жить к дяде, в город Железнодорожный. Вскоре мать Басова нашла новую работу, и они переехали в Кашин. У тетки в Сухуми Володя учился пятый и шестой классы. Вскоре семья переехала в село Александрово Горьковской области. Десятый класс Басов заканчивает в Москве, где параллельно посещал Художественное училище им. 1905 года.

Летом 1941 года Владимир готовился поступать во ВГИК, но началась Великая Отечественная война, и он, приписав себе один год, ушел добровольцем на фронт. В тяжелые годы войны Басов не забывал об искусстве. В должности начальника клуба бригады отвечал за организацию ансамбля художественной самодеятельности, давшего более 150 концертов для бойцов на линии фронта. В 1943 году лейтенант интендантской службы Басов был награжден медалью «За боевые заслуги». Позднее, уже в чине старшего лейтенанта, Владимир Павлович стал командиром батареи 424-го минометного полка 36-й минометной бригады 28-й артиллерийской дивизии прорыва Резерва Главного командования. При захвате одного из опорных пунктов немецкой обороны в феврале 1945 года Басов был тяжело контужен. За героизм, проявленный в бою, его наградили орденом Красной Звезды.

В конце войны Владимир Павлович занимал должность заместителя начальника оперативного отдела 28-й отдельной артиллерийской дивизии прорыва Резерва Главного командования. В общем, он имел большие перспективы, если бы продолжил военную карьеру, но предпочел демобилизоваться. Вернулся с войны Басов в звании капитана.

В 1947 году Владимир Павлович поступил во ВГИК на режиссерский факультет в мастерскую Сергея Юткевича и Михаила Ромма. В этот период он женился на сокурснице Розе Макагоновой. Впоследствии Басов был женат еще дважды — на двух красивых актрисах Наталье Фатеевой и Вере Титовой.

По окончании ВГИКа в 1952 году Басов работал режиссером на «Мосфильме». Его режиссерский дебют состоялся в 1954 году. На экраны страны вышла его картина «Школа мужества». Для Басова это был не только режиссерский, но и актерский дебют. В своем фильме он снялся во второстепенной роли поручика. Лента не имела ожидаемого успеха, но Басов не перестал заниматься режиссурой. Следом выходит ряд его картин, таких как: «Крушение эмирата» (1955), «Необыкновенное лето» (1956), «Первые радости» (1957), «Случай на шахте восемь» (1957), «Золотой дом» (1959) и другие.

Во многих картинах Басова, где он выступает в качестве режиссера и сценариста, поднимается тема войны. Фильм «Тишина» 1964 года повествует о жизни людей, одержавших Великую победу, и столкнувшихся с послевоенными проблемами. Это фильм о правде и трусости, верности долгу и предательстве своих товарищей. Он рассказывает о судьбе командира артиллерийской батареи капитана Сергея Вохминцева и Аркадии Уварове, погубившем свою батарею и переложившем вину на младшего командира, который попал под трибунал и погиб в штрафбате.

После ряда режиссерских работ в 1968 году на экраны выходит фильм «Щит и меч», который, по мнению критиков, стал апофеозом режиссерской деятельности Басова. Как бывший фронтовик, Владимир Павлович в своих произведениях не мог не коснуться темы войны. Картина стала лидером проката и собрала огромное количество зрителей (до 68 миллионов человек). В ней рассказывалось о нелегкой работе советских разведчиков, действовавших во вражеском тылу в годы Великой Отечественной войны. В картине играли такие талантливые актеры, как Станислав Любшин, Олег Янковский, Алла Демидова, Валентина Титова. Сам Басов сыграл в ней роль советского разведчика Бруно. Персонаж, так же как и во многих других картинах Басова, был второстепенный, но примечательный для зрителя.

Талантливый режиссер и сценарист запомнился многим зрителям прежде всего как актер. Владимир Басов снимался не только в своих картинах, но и в фильмах других режиссеров. Он обладал оригинальной внешностью и мимикой, ему удавались как драматические, так и комические роли. Был очень музыкален, пел и танцевал. Он прожил увлекательную и насыщенную событиями жизнь, оставив после себя множество прекрасных фильмов и незабываемых ролей.

17 сентября 1987 года жизни Владимир Павлович Басов скончался от инсульта.

НИКОЛАЙ ТРОФИМОВ

21 января 1920 года в Севастополе в простой рабочей семье родился мальчик, родители назвали его Николаем. Он с детства проявлял незаурядные литературные способности — выразительно декламировал стихи и отрывки прозы из классических произведений, обладал отличным чувством юмора и часто смешил одноклассников на переменах.

Сценическая карьера Николая Трофимова началась очень рано. В 1934 году состоялся его творческий дебют на профессиональной сцене севастопольского ТЮЗа в спектакле «Хижина дяди Тома». Игра актера подверглась резкой критике со стороны цензуры, но Трофимов не поддался апатии, а воспринял все с должным пониманием. Вопроса о выборе профессии для него уже не стояло, он твердо решил, что станет артистом. Семья с пониманием отнеслась к выбору сына, и Трофимов стал готовиться к подаче документов в театральный институт.

В 1937 году Николай Трофимов без проблем поступил в Ленинградский театральный институт им. А. Н. Островского по классу актерского мастерства. Учился у Бориса Зона — художественного руководителя ТЮЗа на Владимирском. Зон, по характеру человек серьезный, многое прощал Трофимову, в частности постоянные шутки и проказы. Хотя бывали случаи, когда юмор Трофимова помогал ему в различных ситуациях. Как-то раз, поспорив с однокурсниками, Николай под видом бедной старушки бесплатно прошел в кинотеатр. Типаж обездоленной пожилой женщины получился настолько убедительным, что серьезный Зон, заливаясь слезами от смеха, безоговорочно поставил студенту «зачет» по актерскому мастерству.

В 1941 году Николай Трофимов блестяще окончил институт, но дальнейшие творческие планы оказались сорваны войной. Трофимов был призван в ряды Военно-морского флота. Служил в Центральном ансамбле ВМФ солистом. Начиная с 1943 года Николай Николаевич был переведен в Театр Балтийского флота. Пел в «Ансамбле пяти морей» Исаака Дунаевского. А в 1944 году его перевели в Таллинский театр Балтийского флота, где он и служил до конца войны.

В 1946 году режиссер Николай Акимов пригласил Трофимова в Ленинградский театр комедии. За 17 лет им было сыграно более 30 ролей. На подмостках Театра комедии он снискал признание и любовь благодарной публики. В период с 1963 по 1964 год Трофимов работал в Ленинградском театре имени Ленинского комсомола, но вскоре ему стало скучно выступать исключительно в комическом амплуа, и он принял предложение Георгия Товстоногова, став актером труппы легендарного Большого драматического театра им. М. Горького, которому оставался верен до конца жизни.

Помимо театра, Николай Трофимов активно снимался в кино. Его кинематографическая карьера началась в конце 1930-х годов. Первая роль в фильме режиссера Владимира Легошина «Шел солдат с фронта» (1939) была эпизодической. В фильме режиссера Александра Файнциммера «Морской батальон» (1943) Трофимов сыграл матроса Пятеркина. В те годы Трофимов служил в Военно-морском флоте, поэтому эта роль для него была символичной, можно сказать, что он сыграл самого себя.

Человек, знавший о войне не понаслышке, он по-особенному подходил к военным ролям, не играл, а жил на экране. Подобного мнения придерживался известный кинорежиссер Сергей Бондарчук, когда, посмотрев игру Трофимова, без колебаний взял его на роль капитана Тушина в своей эпопее «Война и мир», увидев безграничные драматические способности артиста-фронтовика.

Среди картин, в которых Николай Николаевич вновь возвращался в те тяжелые военные годы, можно выделить фильмы: «Секретная миссия» (1950) Михаила Ромма; «Жажда» (1959) Евгения Ташкова, «Хроника пикирующего бомбардировщика» (1967) Наума Бирмана. В фильме режиссера Михаила Ершова «На пути в Берлин» (1969), рассказывающем о последних днях Великой Отечественной войны, когда Советская армия готовилась к решающей битве за столицу Третьего рейха, Трофимов сыграл роль лейтенанта Зайцева. Были и другие фильмы с его участием, которые пользовались успехом у публики.

Всего в послужном списке Трофимова насчитывается более 70 фильмов. Трагические герои и комические персонажи по сей день вызывают добрые чувства и заряжают теплотой, а улыбки и слезы зрителей — это награда таланту замечательного артиста.

В ночь на 7 ноября 2005 года Николая Николаевича Трофимова не стало. Похоронен всеми любимый артист на Литераторских мостках Волковского кладбища.


28 апреля 2015


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8734282
Александр Егоров
973906
Татьяна Алексеева
804287
Татьяна Минасян
329479
Яна Титова
245893
Сергей Леонов
216867
Татьяна Алексеева
182883
Наталья Матвеева
181224
Валерий Колодяжный
176336
Светлана Белоусова
164056
Борис Ходоровский
158559
Павел Ганипровский
133968
Сергей Леонов
112442
Виктор Фишман
96091
Павел Виноградов
95097
Наталья Дементьева
93878
Редакция
87778
Борис Ходоровский
83694
Константин Ришес
80931