«Черный квадрат» против «Жаркого круга». Часть 2
ЖЗЛ
«Секретные материалы 20 века» №13(347), 2012
«Черный квадрат» против «Жаркого круга». Часть 2
Виктор Лобачев
историк, журналист
Гатчина
3754
«Черный квадрат» против «Жаркого круга». Часть 2
Казимир Малевич

О «Чёрном квадрате» Малевича существует немало теорий, легенд и мифов. Но самая экзотическая, хотя и не лишённая косвенных доказательств, это причастность художника к учению розенкрейцеров.


Часть 1   >

В начале ХVI века англичанин Роберт Фладд (1574 -1637) – философ, окультист и алхимик – написал ряд крупных работ по «микрокосму» (мир чистых духов), в которых утверждал, что человек есть копия в малых формах частей «микрокосма». Созданная философом теория была заимствована у Платона («музыка сфер») и пифагорейцев.

Занятие тайными науками сблизило его с розенкрейцерами, но теология и геомантия навлекли на него преследования иезуитов.

Свои трактаты о «манифестации космоса из мглы до вселенной модели» Фладд иллюстрировал собственными рисунками и гравюрами. Первая – «Великая тьма»- стала точной копией «Чёрного квадрата» Казимира Малевича. Библиофил Лев Мельников описал ее так: «…чёрное безразмерное поле, условно ограниченное с четырёх сторон белыми полями, на каждом из которых латинская надпись «И так до бесконечности».

Теологи утверждают, что до сотворения Земли в космосе, согласно синодальному переводу Библии, существовал Бог (Божий дух), тьма (чёрная) и бездна (бесконечность).

Следовательно, можно приравнять «Чёрный квадрат» к символу космоса. Фактически картина Малевича изображает нематериальную, беспредметную, бесконечную бездну.

Но почему квадрат, а не круг? Обратимся к трактату алхимика Михаэля Майера «Atalanta fugiens», изданного в 1618 году. На иллюстрации к книге изображен алхимик, описывающий циркулем круг около треугольника, в который, в свою очередь, вписан квадрат, а в нём – еще один малый круг, где изображены Адам и Ева. Подпись под гравюрой гласит: «Сотвори из мужчины и женщины Круг, из Круга – Квадрат, а из Квадрата – Треугольник. Из треугольника вновь создай круг – и обретешь Камень Философов». Далее следует разъяснение: «Философы древности под кругом понимали простейшее тело, квадрат означал четыре элемента-стихии... Квадрат должен быть редуцирован в треугольник, то есть, в тело, дух и душу. Эти трое появляются в трёх цветах: красный – тело или земля в черном Сатурне; дух в лунной белизне, как вода, душа или воздух в солнечно-желтом».

Похожая формула существует и в более раннем трактате «Rosarium Philosophorum»: «Сотвори круг из мужчины и женщины, извлеки из него квадрат, а из того – треугольник, обрати последний в круг – и получишь Философский Камень. Философский камень (лат. lapis philosophorum), он же магистерий, ребис, эликсир философов, "пятый элемент" — некий реактив, необходимый для успешного осуществления превращения (трансмутации) металлов в золото, а также для создания эликсира жизни».

Иными словами, квадрат есть начало всего, и если соблюдать последовательность трактата, то за квадратом следует картина, написанная Малевичем – круг в квадрате, а в третью вместо треугольника художник нарочито вписывает крест. Все эти картины с названными геометрическими фигурами и были показаны на супрематической выставке Малевича. Осталось добавить, что и «Квадраты» были написаны в трёх разных цветах – тело, дух и душа.

В 538 году до новой эры, после завоевания Вавилонии, персидский царь Кир Великий разрешил вернуться изгнанным иудеям в Иерусалим и восстановить храм, разрушенный вавилонским царём Навуходоносором. Новый (второй) храм, реконструированный царём Иродом Великим, простоял 586 лет. Однако в ходе Первой Иудейской войны он был разрушен римскими войсками, во главе которых стоял Тит.

В очередной раз иудейский народ оказался рассеянным по свету. В память о разрушенном втором Иерусалимском храме иудейский свод правил «Кацур Шулхан арух» обязал в каждом еврейском доме, согласно решению мудрецов, оставить на стене, напротив входной двери, неоштукатуренный квадрат размером локоть на локоть. С тем, чтобы каждый входящий иудей, взглянув на стену, помнил о разрушенном храме и истинной вере, за которую преследовался столь многострадальный народ.

Не будем исследовать родословную шляхтичей Малевичей, достаточно сказать, что среди друзей – художников и молодых учеников Казимира Севериновича были евреи. Возможно, от них он услышал столь удивительную легенду.

Однако не всё так просто. Художник и критик Бенуа писал: «Это не просто штука, – предупреждал он, – не просто вызов, не случайный маленький эпизодик, случившийся в доме на Марсовом поле, а это один из фактов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запущения… которое приведёт всех нас к гибели». Что ж, это пророчество в 30-е годы подтвердилось.

Непримиримость позиции Бенуа нашла поддержку у великих художников Васнецова, Нестерова и даже Репина, который, в общем, лояльно относился к новым течениям авангарда, но было и немало принявших супрематизм. Так почему общество разделилось на столь непримиримые группы? Чтобы дать ответ, необходимо взглянуть на фотографии, сделанные на выставке картин, проходившей в 1916 году в Петрограде.

На них мы видим, что при входе в зал, в «красном углу», напротив двери комнаты, там, где в доме обычно находилась почитаемая христианская икона, вверху висел «Чёрный квадрат». Ниже ещё два «Квадрата», один с крестом, другой с кругом, специальная развеска символизировала «Троицу».

Можно сказать, что это случайность, но сам художник подписал картину – «Икона нашего времени». А если мы добавим, что шла война, затем революция, после которой начнётся террор и богоборчество, родившее новое революционное искусство, то станет ясно, что картина – программный документ, несущий в себе новый религиозный аспект будущего искусства.

Учёные и искусствоведы давно знали о влиянии картин на здоровье человека. Картинотерапия успешно применялась в Китае для лечения императоров врачом Мо Цзюнь Си.

В зависимости от болезни, одни картины повышают работоспособность, творческий потенциал, другие – улучшают сон, настроение, снимают стресс. Цвет играет огромную роль в жизни человека. К примеру: в столовых, от соответствующей окраски стен зависит аппетит человека, который может улучшиться, а с переменой цвета ощутимо ухудшиться.

Учёные пришли к выводу: любая материя или предмет имеет торсионное поле, излучающее лучи, которые воздействует на другую органическую материю. Широко известен эксперимент, когда перед картинами ставилось молоко в прозрачном стакане. Результаты следующие: быстрее всего молоко скисало перед картинами абстракционистов и сюрреалистов Дали, Кандинского, Пикассо, особенно быстро оно скисало перед картиной «Чёрный квадрат» Малевича. Произведения художников Левитана, Айвазовского, Клевера, которые писали по памяти, показали результат «нулевой» – промежуточный по времени, между авангардом и реализмом. У картин художников, работавших с натуры, молоко не скисало долго. Лучший результат показали произведения Ивана Шишкина «Корабельная роща», «Ручей в лесу».

Сегодня в России насчитывается четыре «Чёрных квадрата». Обстоятельства их приобретения искусствоведам хорошо известны. Так, с картины 1915 года было сделано авторское повторение 1929 года, которое было заказано художнику искусствоведом Федоровым – Давыдовым для выставки в Третьяковской галерее в связи с плохим состоянием картины 1915 года. Оба произведения находились в Третьяковской галерее. Государственный Русский музей имеет также два квадрата Малевича, один чёрный, другой красный.

Удивительно сложилась судьба четвёртого произведения. В Самаре у наследников хранился «Чёрный квадрат» в кладовке, и, как выяснилось, они не подозревали о стоимости этой картины. Коллекционеры живописи и преступники, узнав о картине, потянулись в город на Волге. Были предприняты попытки незаконно овладеть картиной, что вынудило наследников сдать полотно на хранение в самарское ФСБ. После экспертизы «Чёрный квадрат» для своей коллекции приобрёл «Инкомбанк».

Казимир Малевич не только создал картины, но и теоретически обосновал супрематизм, дополняя живопись интересными пояснительными таблицами. К сожалению, написанный им трактат полностью не сохранился, а его отдельные части разрозненны. Малевич, в частности, утверждал: «Поскольку развитие идей супрематизма привело к чистому действу, то вынужден признать, что творчество не является больше результатом сознательной художественной деятельности… на данной стадии в супрематизме не может быть проблемы живописи. Живопись давно умерла, и сам художник является пережитком прошлого».

В сущности, в этом радикальном высказывании художник подтвердил, что в «квадрате» не может быть проблем живописи, ибо на практике он подтверждает тезис: «Чёрный квадрат» есть всему начало и конец».

Осенью 1918 года в Петрограде состоялась премьера «Мистерии – Буфф » Владимира Маяковского с декорациями Казимира Малевича. В последующие годы он участвует в оформлении революционных праздников, выступает в роли оратора, организовывает выставки, считая себя «чернорабочим революционной живописи». Художник заведует Художественным отделом Моссовета, становится членом коллегии ИЗО Наркомпроса, главным мастером первых государственных свободных мастерских в Москве, профессором в преобразованной Академии художеств. Его программные статьи о новом революционном искусстве регулярно появляются в газете «Искусство Коммуны», в журнале «Изобразительное искусство».

Однако это – Москва, а патриархальная Россия не знает нового искусства и Малевич отправляется в Витебск, чтобы преподавать в художественной школе, едет в провинцию ради распространения революционного искусства.

Очень быстро заштатный и тихий город превратился в центр художественной жизни. Марк Шагал, организовавший там школу, писал: «Город Витебск зашевелился. В этой провинциальной «дыре» с почти стотысячным населением, где когда-то коснел какой-то Юрий Клевер и доживает жалкое передвижничество – ныне в дни октябрьские – раскачивалось многосаженное революционное искусство».

В январе 1920 года в школе возникла группа ПОСНОВИС (последователи нового искусства), а через месяц был образован УНОВИС (Утвердители Нового Искусства). Целью этой группы ставилось обновление мира искусства на основе супрематизма. Стремительно образовываются во многих городах России и столице последователи общества УНОВИСА, которые активно пропагандировали новое искусство и организовывали художественные выставки.

В 1922 году Малевич вместе с единомышленниками покидает Витебск и переезжает в Петербург для работы в ГИНХУК (Государственный Институт Художественной Культуры). Художник Павел Филонов на основе открытого Музея Художественной Культуры предложил создать институт, в котором объединятся все левые силы и начнутся исследования новых течений в искусстве. Директором института был назначен Малевич. Последующие несколько лет он посвятил изучению пяти главных систем нового искусства: импрессионизма, сезаннизма, футуризма, кубизма и супрематизма.

Исследования в институте позволили Малевичу вывести и обосновать «Теорию прибавочного элемента». Под «прибавочным элементом» Малевич понимал возникающий в процессе развития искусств новый структурообразующий принцип, внедрение которого в сложившуюся живописно – пластическую систему перестраивает её на новый лад. В качестве прибавочных элементов были определены волокнистая и кривая Сезанна, серповидная линия кубизма, прямая линия супрематизма.

В 1926 году Казимиру Севериновичу была разрешена командировка в Берлин, куда и была доставлена небольшая часть его картин. Выставка имела успех; нарком просвещения Луначарский после ее посещения сделал в дневнике запись: «В своём жанре Малевич добился значительных результатов и большого умения. Я не знаю, будут ли после него писать такие полотна, но я уверен, что его манера, уже применённая, например покойной Поповой, как декоративный приём, – может иметь в этом отношении будущее».

Однако тревожные сообщения, поступавшие из России, заставили художника 5 июня срочно вернуться в Ленинград. Картины, пояснительные таблицы и тетради с лекциями остались на попечении немецкого архитектора Гуго Херинга. Впоследствии именно эта выставка картин, с приходом нацистов, спрятанная в тайном контейнере, сохранилась и после всяческих приключений была приобретена Амстердамским музеем.

Неверно думать, что в России не было других художественных группировок. Одной из самых распространённых организацией стала АХРР (Ассоциация художников революционной России), которая провозгласила в своей декларации лозунг «героического реализма»: Красная Армия, колхозный труд, индустриализация стали главной темой социалистического реализма.

В 1927 году Казимир Северинович Малевич вступает в третий брак – с Наталией Андреевной Манченко. Художник много времени уделяет преподавательской работе в Киевском художественном институте. Во время работы очередной выставки ГИНХУК критик Серый, идеолог АХРР написал статью «Монастырь на госснабжении», после чего в институт зачастили многочисленные комиссии. Сделанный оргвывод позволил чиновникам от искусства продержаться долгие 70 лет, разрешая и поощряя одно направление – социалистический реализм. Никаких экспериментов, любые теории вредны! Единственный в мире институт русского авангарда был разгромлен, закрыт.

Последний период творчества Казимира Севериновича, не смотря на гонение и критику, был плодотворным. На персональной выставке в Киеве художник представил около 60 новых работ. И вновь он блеснул оригинальностью, когда почитатели художника неожиданно обнаружили на его полотнах «фигуративность». И какую! Живопись вновь была наполнена достижениями супрематизма, который проявился в ином цветовом решении в совокупности с экономичной пластикой чистых форм и поразительной лаконичностью! Белые лица, лишённые черт, крепкие фигуры крестьян, стоящих на фоне цветущих полей – есть изобразительная недоговорённость. Он вернулся к дореволюционному примитиву, его крестьяне, как и до революции, вновь обрели одно лицо труженика – колхозника. Он создал полуобразы крестьян и каждый зритель может его дополнить своим мироощущением. Самая же экономия пластических средств создаёт особую образную остроту фигуры.

Осенью 1932 года Казимир Малевич был арестован НКВД , как немецкий шпион. Изматывающие допросы чередовались побоями: «Кто такой Сезанн, о каком кубизме ты проповедуешь? Докажи, что ты не шпион, а футурист!»

Больной Малевич был выпущен под подписку о невыезде. По легенде ему помог Анатолий Васильевич Луначарский, состоявший до революции в ложе розенкрейцеров.

Далее Малевич косвенно подтвердил свою «посвящённость» в ложу розенкрейцеров, написав знаменитый автопортрет 1933года, в котором повторяет точную композицию портрета доктора Флудда, запечатлённого на старой гравюре. В автопортрете Малевича фигура выполнена по пояс, правая рука согнута в локте, лежит на груди, раскрытая ладонь повёрнута вовнутрь, отогнутый большой палец направлен вверх, обозначая тайный масонский знак. А внизу, слева, у самой рамы нарисован символ нового мира – миниатюрный «Чёрный квадрат».

В 1933 году в Ментоне, на курорте Франции умирает, так и не вступив в должность полпреда, Луначарский.

Казимир Малевич медленно угасает от рака. Как не странно, художник возвращается к портретам, написанных в реалистичной манере живописи.

Малевич скончался 15 мая 1935 года в Ленинграде. В завещании художник просил похоронить себя в гробу в виде креста. Художник Суетин понимал, что вызывающе скандальные похороны ни к чему, выполнил эскиз гроба в виде прямоугольного мавзолея, раскрашенного в три цвета: зелёный (основание), розовый (середина) и чёрный (верх).

Хоронить Казимира Малевича привезли в Москву в товарном вагоне. Встречать гроб пришло мало народу. До крематория Донского монастыря процессия шла пешком через всю Москву.

В крематории состоялась гражданская панихида. Когда гроб открыли, все увидели высохшего, измождённого старика с длинной седой бородой, в грубой блузе, подпоясанной шнуром. Во время кремации играл небольшой оркестр.

Родственники, получив урну, уехали в Немчиновку, где в поле, под дубом, согласно завещанию художника, вырыли неглубокую (80x80x80) яму. Опустив урну, яму засыпали, установив цементный куб, сбоку которого был нарисован чёрный квадрат. На суку дуба прикрепили белую ленту с чёрной надписью: «Здесь похоронен знаменитый художник К.С. Малевич».

Через десять лет грозовая молния уничтожила дуб, затем исчез куб, поле распахали, могила затерялась. Правда, символическая могила была восстановлена у церкви на Ромашковском старом кладбище.

Малевич не отрёкся от своих художественных взглядов. Имел богатую творческую биографию. Умирал в нищете, но сегодня его супрематическая живопись оценивается на мировых аукционах сотнями тысяч долларов.


29 июня 2012


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8678231
Александр Егоров
967462
Татьяна Алексеева
798786
Татьяна Минасян
327046
Яна Титова
244927
Сергей Леонов
216644
Татьяна Алексеева
181682
Наталья Матвеева
180331
Валерий Колодяжный
175354
Светлана Белоусова
160151
Борис Ходоровский
156953
Павел Ганипровский
132720
Сергей Леонов
112345
Виктор Фишман
95997
Павел Виноградов
94154
Наталья Дементьева
93045
Редакция
87272
Борис Ходоровский
83589
Константин Ришес
80663