У царя была собака
АНЕКДОТЪ
У царя была собака
Наталья Дементьева
журналист
Санкт-Петербург
11629
У царя была собака
Петр I и его Лизетта

«На что в России ни взгляни — все его началом имеет» — так оценил деятельность Петра I один из его ближайших соратников Неплюев. Возьмем, к примеру, туризм. До Петра ни цари, ни бояре за границу носа не высовывали, о простых гражданах и говорить не приходится. При Петре понемногу, с опаской поехали, чтобы вдохнуть аромат Запада, который уже тогда начал загнивать. Внутренний туризм в России был совершенно не развит. Для большинства россиян даже поездка в ближайшее село становилась невероятным событием, а посещение городов или столиц являлось несбыточной мечтой.

НЕ ВАШЕ СОБАЧЬЕ ДЕЛО!

Попу из Кочетковской слободы Козловского уезда повезло. В 1708 году он поехал в Москву и пробыл в древней столице несколько недель. История не сохранила имени попа-туриста, а поскольку наш рассказ основан на реальных событиях, то придумывать ему фамилию мы не будем, а станем именовать так, как он значится в уголовном деле, — «кочетковский поп».

Итак, кочетковский поп, налюбовавшись московскими достопримечательностями, вернулся в родное село. Попадья накормила путешественника. Он сказал, что устал как собака, и захрапел за ситцевым пологом на печи. Проснувшись, поп увидел, что его дом окружен со всех сторон: гостей собралось — как собак нерезаных. Всем хотелось поглядеть на человека, побывавшего в столице, и послушать его рассказы. В избу были приглашены дьякон, дьячок, пономарь и зажиточные прихожане. Остальные селяне стояли на дворе, ребятишки уткнулись носами в окна.

Поп дождался, когда публика угомонится, и начал свое повествование об архитектуре, нравах, рынках, модах и ценах — тут за триста лет ничего не изменилось. Сегодня любой «руссо туристо» рассказывает то же самое о своих заграничных вояжах. И вдруг прозвучал неожиданный вопрос:

— А царя на Москве видал?

— Сподобился, видел один раз, — смиренно проговорил поп, — и по грехам моим почувствовал великое сомнение?

— Неужели царь так страшен? — спросил кто-то.

— Царь чуден и непонятен, — объяснил поп. — Высок, лицом грозен, в движениях быстр. Одет во все немецкое, на голове шапочка солдатская, кафтан короткий, куцый. Ноги в чулках и башмаки с железными пряжками.

Слушатели закачали головами, а поп продолжил свой рассказ:

— Я видел, как царь отъезжал от дома князя Меншикова, а за каретой бежала собачка маленькая, поджарая, рыжей шести с зеленым бархатным ошейником. Собачка бежит и визжит. Царь увидел, взял собачонку на руки и поцеловал в лоб, начал ласкать, и поехали дальше, а собачка на царских коленях лежала.

Публика ахнула и, открыв рты, окаменела от удивления, а смелая попадья высказала общее мнение:

— Да врешь ты, батюшка.

— Не подобает царю православному собаку в лоб целовать! Собака — это погань! Как мог царь погань целовать? Да еще при народе! — послышались возгласы с разных сторон.

— Не ваше собачье дело царя осуждать! — прикрикнул поп на расшумевшуюся паству и стал без конца повторять, что собственными глазами видел, как царь собаку целовал.

СОБАКА БЫВАЕТ КУСАЧЕЙ

Несомненно, собаководы и собаколюбы назовут высказывания обитателей Кочетковской слободы собачьей чушью. Говорить, что собака — это погань! Какое бескультурье! Однако не следует вешать всех собак на деревенских жителей. Они придерживались древнехристианской традиции, согласно которой собака — существо нечистое.

На милых нашему сердцу собачек и кошечек смотрели с практической стороны: кошки ловят мышей, собаки стерегут дом, помогают пасти стада и охотиться. И никаких телячьих нежностей: собак не целовали, не ласкали, с ними не лежали на одной постели и не объявляли их членами семьи. Четвероногих помощников не обижали, но в дом не пускали, поскольку собакам нельзя было находиться в помещении, где есть иконы. В соборных документах Русской православной церкви прописан строжайший запрет приводить собаку в храм. Собачье место — на дворе, на псарне. Только в самый лютый мороз, называемый собачим холодом, собаку пускали в избу, но не дальше порога. «Для скотины и для собак держать особые миски и чистой посуды не поганить», — сказано в Домострое, своде правил поведения русской семьи. «Наречение животного человеческим именем» считалось кощунством. По дворам бегали Снежки, Черныши, Умники, Жучки, Вьюны и Буяны.

Несправедливое отношение к собакам отразилось и в бранной лексике — «сукин сын», «псина», «сука». Суперкрепкие ругательные выражения называли «песьей бранью». Доктор филологических наук Б. А.Успенский писал: «Матерная брань — это песья брань; это, так сказать, язык псов или, точнее, их речевое поведение. Когда псы лают, они, в сущности, бранятся матерно, но на своем языке. Матерщина и представляет собой, если угодно, перевод песьего лая на человеческий язык».

Вот и представьте себе чувства людей того времени, когда им сказали, что царь целовал собаку.

КАК СОБАКА: ВСЕ ПОНИМАЮ, А СКАЗАТЬ НЕ МОГУ

Рассказ о царском поцелуе разлетелся по всей волости, и в народе началось смущение. Православные единодушно решили, что если царь поцеловал собаку, то начались «последние времена и пришло царство антихриста на земле». Рассказ дошел до начальства, и оно потребовало, чтобы наблюдательный поп немедленно приехал в уездный город Козлов по «важному секретному делу». Поп никакой вины за собой не чувствовал и был несказанно удивлен, когда явились караульные, посадили в колымагу и повезли его в Москву. На этот раз попу предстояло посетить еще одну московскую достопримечательность — Тайную канцелярию, где расследовались дела опасных государственных преступников.

Допрашивал попа князь Федор Юрьевич Ромодановский.

— Ты видел, как царь Петр Алексеевич собаку в лоб поцеловал? — начал допрос князь.

— Видал, — сознался поп.

— А если видел, то для чего распространял предерзостные слухи. Как ты посмел врать, что царь собаку целовал! — спросил князь Ромодановский.

— Государь поцеловал собаку не таясь, днем и при народе. Значит, нет в этом ничего зазорного, — оправдывался поп.

— От твоих неразумных рассказов в народе началась смута! — крикнул князь Ромодановский. — Отвечай, в чем был умысел? Для чего про царя ложь рассказывал?

А дальше допрос зашел в тупик. Поп говорил, что видел, как царь собаку целовал. Князь Ромодановский этого не отрицал, но утверждал, что такие слова являются злонамеренной ложью, оскорблением его величества.

— Вздернуть на дыбу! — заорал князь Ромодановский.

Поп бросился на колени и взмолился:

— Прости, князь! Врал не со зла, а по простоте моей деревенской!

Князь Ромодановский сжалился над бедолагой, повелел «постегать его плетьми» и отпустить домой. На прощание начальник Тайной канцелярии сказал попу:

— Навек запомни, «собака лает — ветер носит», а подлые людишки должны молчать в тряпочку и без разрешения не говорить даже того, что видали своими глазами.

Этот мудрый совет не потерял актуальности и сегодня.

СОБАКА — ЦАРСКИЙ ДРУГ

Конечно, князь Ромодановский знал, что поп видел любимицу царя Лизетту. Щенка породы гладкошерстный терьер Петру подарил князь Меншиков. Александр Данилович увидел хорошенького щенка в Полоцке и решил преподнести царю. Меншиков сопроводил подарок запиской: «Посылаю к милости Вашей щеночка, дивен собой, но зело глуп, стрельбы не боится и бросается на того, кто стреляет». Петр привязался к бескорыстно любящему существу. У Лизетты оказались великолепные способности домашнего доктора. Петр был человеком крайне возбудимым, раздражительным. Лизетта, словно понимая, что хозяину плохо, ложилась на коленки к Петру, лизала ему руки, и он успокаивался.

Когда государь возвращался домой, Лизетта встречала его радостным лаем. Однажды Петр сказал: «Когда бы подданные послушны были, как Лизетта, то я не гладил бы их дубиной».

Итак, всеобщая привязанность к домашним питомцам «имеет началом» любовь Петра Великого к малютке Лизетте. Царь-реформатор уничтожил негативное отношение к собакам. Отношение к людям не изменилось.


23 июня 2020


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8370545
Александр Егоров
940827
Татьяна Алексеева
775904
Татьяна Минасян
319186
Яна Титова
243109
Сергей Леонов
215717
Татьяна Алексеева
179142
Наталья Матвеева
176557
Валерий Колодяжный
171204
Светлана Белоусова
157271
Борис Ходоровский
155356
Павел Ганипровский
131006
Сергей Леонов
112002
Виктор Фишман
95617
Павел Виноградов
92450
Наталья Дементьева
91736
Редакция
85313
Борис Ходоровский
83213
Станислав Бернев
76847