Наблюдать не рисуя, рисовать не наблюдая
АНЕКДОТЪ
«Секретные материалы 20 века» №8(316), 2011
Наблюдать не рисуя, рисовать не наблюдая
Андрей Лихой
журналист
Санкт-Петербург
255
Наблюдать не рисуя, рисовать не наблюдая
Эдгар Дега. Две балетные танцовщицы. 1879 г. Музей Шелбурн, Вермут, США

Французский живописец, график и скульптор Эдгар Дега – крупнейший представитель импрессионизма. Он родился в Париже в семье богатого банкира. После окончания лицея Людовика Великого учился на факультете права Парижского университета, затем в Школе изящных искусств.

В доме банкира де Га была прекрасная библиотека, старинные картины, коллекция фарфора. Он был знаком со многими художниками, однако считал, что наслаждение искусством – одно, а служение ему – совсем другое. Сын должен быть юристом.

Однажды за обедом отец с восторгом сказал:

– Я был на выставке и видел чудесный портрет молодого человека. Увы, не смог узнать имя художника. Может быть, ты случайно знаешь? – спросил он сына.

– Его имя мне известно… Эдгар де Га…, – ликуя, ответил сын.

До самой смерти банкир не простил Эдгару эту выходку.

***

В 1870 году Эдгар Илер Жермен де Га решил соединить свою дворянскую приставку «де» с фамилией Га. Так появился художник Дега.

***
Во всех источниках Дега называют импрессионистом. Он участвовал с ними почти во всех выставках, однако, в отличие от них, не работал на пленэре и мало интересовался пейзажем. Художник писал в мастерской, по воспоминаниям, предпочитал фигурные композиции, жанровые сцены и портреты. В его картинах ведущую роль играет не цвет, а рисунок, выразительность контуров и силуэтов. Проблема передачи воздушной среды и дневного света Дега не занимает, его больше интересуют эффекты искусственного освещения – свет рампы, огни кафе.

***

В отличие от большинства импрессионистов, считавших главным работу с натуры, принципом Дега было «наблюдать не рисуя, а рисовать не наблюдая». На основе многочисленных зарисовок по памяти он создавал жесты персонажей и выявлял их главные особенности.

***

Друг Дега, драматург Алеви написал комедию «Кузнечик», с большим успехом поставленную в театре «Варьете» в октябре 1877 года. Главным персонажем этой комедии был ла Сигаль, художник-импрессионист, чьи работы можно было с одинаковым успехом рассматривать и вниз, и вверх ногами.

Например, пейзаж с белым облаком, когда его переворачивали, превращался в морской пейзаж с плывущей лодкой. Дега сам сделал эскиз этого пейзажа для постановки и объяснил Алеви: «Хотя я имею основание злиться, но пьеса мне очень нравится».

***

Некий честолюбивый художник, который был высокого мнения о себе, как-то посетовал вслух:

– Как должно быть страшно, когда художник видит, что теряет талант.

– Гораздо хуже, когда он этого не видит, – моментально отреагировал Дега.

***

Один модный художник, навестив Дега, сказал:

– Живопись – предмет роскоши!

– Ваша, месье, - да, а наша – предмет необходимости, – ответил Дега.

***

В конце 1860-х годов появились первые из знаменитых танцовщиц и театральных сцен художника. Он был первым из европейских мастеров, кто совершенно по-новому увидел балет.

Однажды ему задали вопрос:

– Господин Дега, почему Вы пишете балетные сцены и танцовщиц?

– Меня называют живописцем танцовщиц; не понимают, что танцовщицы послужили мне предметом писать красивые ткани и передавать движения, – пробурчал художник.

***

Как и большинству произведений Дега, его балетным сценам присущ привкус горечи. Разрушив красивую легенду о легкости и изяществе балетного искусства, он представил его как безрадостный, однообразный, изнуряющий труд. Насмешливое восхищение «богинями сцены» звучит в сонетах художника:

Пляшите, красотой не обольщая модной,
Пленяйте мордочкой своей простонародной,
Чаруйте грацией с бесстыдством пополам,
Вы принесли в балет бульваров обаянье,
Отвагу, новизну. Вы показали нам,
Что создают цариц лишь грим да расстоянье.

***

Однажды перед витриной с выставленной «Женщиной в ванне» Дега застыл прохожий, вероятно, художник. Мизинцем он чертил в воздухе воображаемый рисунок и бормотал:

– Такой вот женский живот, как этот, – это так же значительно, как Нагорная проповедь…

Проходивший мимо каменщик также остановился перед изображением нагой женщины:

– Черт возьми! Не хотел бы я спать с этакой девкой!

***

Дега принадлежит удивительная серия пастелей обнаженных женщин – купающихся, моющихся, вытирающихся, причесывающих волосы или сидящих за туалетом, в то время как их причесывают.

В этих работах он попытался подойти к изображению обнаженных с совершенно новой точки зрения. «До сих пор обнаженная модель всегда изображалась в позах, предполагающих присутствие зрителей», – объяснял он. Вместо того чтобы показывать обнаженных моделей сознающими свою наготу и в позах, выбранных художником, Дега предпочитал наблюдать их естественную обнаженность – «как бы подсматривая в замочную скважину». Он установил в мастерской ванны и тазы и наблюдал, как его натурщицы занимались купанием и уходом за собой.

***

Окружающие считали Дега женоненавистником. Им он прослыл, возможно, из-за того, что презирал лицемерные восторги в адрес признанных красавиц.

– Почему вы рисуете женщин такими некрасивыми, мсье Дега? – как-то спросила хозяйка дома, где художник был в гостях.

– Потому что в массе они именно таковы, мадам, – подчеркнуто вежливо ответил Дега.

***

Однажды у Дега спросили:

– Есть ли разница между талантливым художником и гениальным художником?

– Конечно, талант творит все, что захочет, а гений только то, что может, – ответил Дега.

***

Как-то Дега присутствовал на торгах, во время которых цена за одну из его картин достигла баснословной по тем временам величины.

– Что ты почувствовал в этот момент? – поинтересовался один из друзей у художника.

– Я чувствовал себя рысаком, выигравшим главный приз. Ведь он-то скакал из-за лишней горсти овса, – ответил Дега.

***

Как-то Дега разговаривал с художником-карикатуристом, очень гордившимся тем, что одним из первых имел в Париже телефон.

– Ну и как он работает? – спросил Дега.

– Отлично. Вертишь маленькую рукоятку и на другом конце провода в квартире человека, которому телефонируешь, звонит звонок. Он подходит, снимает трубку, и вы говорите так легко, как если бы находились в одном помещении.

– Это действует и в обратном направлении? – задумчиво спросил Дега.

– Ну, еще бы, – ответил сияющий знакомый.

– И когда звонок звонит, вы встаете и идете к нему?

– Разумеется, иду…

– Словно лакей, – заключил Дега.

***

С годами зрение Дега настолько ослабло, что он был вынужден окончательно оставить кисть и карандаш и посвятить себя исключительно лепке. Он разминал глину или воск, и пальцы его делали то, на что уже не были способны глаза.

По мере того как его добровольное затворничество становилось все более и более полным, полутьма, в которой он жил, увеличивала его раздражительность…


4 апреля 2011


Последние публикации

Выбор читателей

Сергей Леонов
105271
Сергей Леонов
94288
Виктор Фишман
76217
Владислав Фирсов
70554
Борис Ходоровский
67561
Богдан Виноградов
54178
Дмитрий Митюрин
43391
Сергей Леонов
38304
Татьяна Алексеева
37133
Роман Данилко
36513
Александр Егоров
33386
Светлана Белоусова
32661
Борис Кронер
32391
Наталья Матвеева
30409
Наталья Дементьева
30207
Феликс Зинько
29617