Женские панталоны — оружие в кружавчиках
ЯРКИЙ МИР
Женские панталоны — оружие в кружавчиках
Наталья Дементьева
журналист
Санкт-Петербург
5612
Женские панталоны — оружие в кружавчиках
Один из самых старых образцов французских дамских панталон

«Отношения полов — это война. Утром, перед зеркалом, я взбиваю прическу, румянюсь, крашусь, кокетничаю: я готовлюсь к штурму; гребни, парики, пудра, мушки, румяна — все это служит мне оружием; я завязываю шнурки корсажа, оставляя грудь открытой, надеваю прозрачные чулки и кружевное белье, как солдат натягивает свой мундир, и иду в атаку». Так готовится к женско-мужской войне героиня пьесы Эрика-Эммануэля Шмидта «Распутник». Тысячи лет женщины покоряли мужчин и добились своего, став равноправными партнерами везде и во всем. Честно говоря, мы, женщины, даже немного перестарались и сделали мужчин слишком покорными и женственными. Но что поделаешь, ведь использовалось грозное и тайное оружие, не знающее пощады.

«ЧТОБЫ КРАСЕ ПРИДАТЬ ПОБОЛЬШЕ СИЛЫ…»

«Дамские панталоны! Почему бы и не писать о них? Ведь писали же ученые-исследователи о происхождении рубашки, корсета, веера, зонтика, — рассуждал французский писатель Арман Сильвестр. — Одни только панталоны остались в пренебрежении. Не является ли это пробелом, который следует пополнить?»

Вняв призыву соотечественника, французы первыми с головой ушли в изучение тонких материй женского белья. Утверждают, что именно французский философ Дени Дидро раскрыл деморализующее влияние дамских панталон на сильную половину человечества. Французский поэт Альфред Мюссе назвал панталоны «зефиром и туманом, окружающим всю прелесть бытия»:

Мы любим в милой
Не пышные наряды и убор;
Чтобы красе придать побольше силы,
Вы рядитесь; наряд оружьем служит…
Приятно, победив, обезоружить…

Французский писатель Пьер Луи изображая, как одевалась женщина Древнего Египта, не упустил такую важнейшую деталь, как белье: «Вокруг ее рук обвились две серебряные змейки. На ее ноги надели сандалии. Она сама застегнула под своим горячим животом пояс девственницы, который шел от поясницы до потайных линий паха».

В награду за обольстительный танец древнееврейская царевна Саломея попросила у царя Ирода казнить Иоанна Крестителя и принести на блюде его голову. Густав Флобер в повести «Иродиада» посчитал необходимым упомянуть, что Саломея была одета в шаровары, расшитые мандрагорами. Именно это одеяние сделало движение Саломеи свободными и танец неподражаемым: «Тимпаны оглушительно звенели, толпа ревела. Она упала на руки, пятками вверх. Ее затылок и спина образовали прямой угол. Пестрая ткань, облекавшая ее ноги, перекинулась ей через плечи, точно радуга, обрамляя лицо».

СУБЛИГАКУЛУМ И ДРУГИЕ АНТИКИ

Немеркнущие краски древнеримской фрески сохранили изображение женщин, занимающихся спортом. Если не знать, что соревнования проходили в IV веке до н. э., то можно подумать, что девчонки в бикини развлекаются на пляже. Название коротеньких трусиков звучит по античному величественно — сублигакулум.

Во время раскопок римского поселения в Британии на дне засыпанного колодца археологи нашли кожаные трусики. Интересно, кто бросил их в колодец две с половиной тысячи лет тому назад? Пылкий любовник, ревнивый муж или кровожадный преступник? Тайна колодца навсегда останется неразгаданной, а древнейший сохранившийся экземпляр трусов занял почетное место в Британском музее.

В середине XIX века научились делать слепки тел жителей Помпеи, погибших под слоем пепла. Археолог Беле обнаружил тело молодой рабыни: «Два железных кольца на пальцах свидетельствуют о ее бедности. Большие торчащие уши говорят о плебейском происхождении. Бедра прикрыты тонкой материей, имеющей вид настоящих панталон. Одежда сшита из грубой ткани и порвана в нескольких местах, но панталоны тонки и прозрачны, сквозь них видны античные формы, достойные резца художника». Поэтично написано, хотя это отрывок из научной статьи. Однако удивляться не приходится — археолог Беле был французом.

Трусы-сублигакулумы и шаровары — это дальние предки дамских панталон. С окончанием античной эпохи их стали считать ненужными и даже вредными. Женщинам пришлось обходиться без этого необходимого предмета одежды, предохраняющего от холода и мужского любопытства. К эпохе Возрождения прекрасная половина человечества подошли с голым задом под длинными юбками. Нижнее белье появилось в арсенале женского обольщения благодаря венецианским проституткам. Опытные жрицы любви поняли, что на пути к наготе мужчинам надо ставить возбуждающие преграды. Венецианские проститутки изобрели панталоны и сделали их своей рабочей одеждой.

Благородные матроны были возмущены и не сразу решились надеть панталоны, напоминающие мужскую одежду. Однако с помощью модной новинки можно было достичь идеальной красоты, показывая широкие бедра и крепкие ягодицы: «Многие дамы для возмещения того, в чем им отказала природа, делали себе панталоны из белого атласа, подшивая под них нежные и упругие подушки из ваты. Непосвященный принимает их за настоящую полноту, поскольку поверх атласных панталон, плотно облегающих тело, надеваются еще легкие батистовые панталончики».

НЕУДАЧНЫЙ ДЕБЮТ

Королева Екатерина Медичи стала первой жительницей Франции, надевшей панталоны.

28 октября 1533 года состоялась ее свадьба с принцем Генрихом де Валуа, будущим королем Франции Генрихом II. Влюбившись в мужа с первого взгляда, Екатерина всю оставшуюся жизнь пыталась завоевать его любовь. Итальянка по происхождению, она не обладала обжигающей красотой своих соотечественниц. Придворные шутили: «Екатерина поистине прекрасна, когда ее лицо скрыто вуалью. Когда же она не носит вуали, ее лицо — как простая доска».

У Екатерины были очаровательные стройные ножки, но как их продемонстрировать, чтобы привлечь внимание супруга? Екатерина Медичи надела на верховую прогулку нечто напоминающее короткие мужские штанишки из золотой ткани. Юбка приподымалась, обнажая ноги в драгоценном футляре. Новую деталь одежды назвали на итальянский манер — кальцоне.

К несчастью, панталоны-кальцоне не помогли. Генрих II не полюбил жену и не бросил свою постоянную любовницу Диану де Пуатье. Для Екатерины Медичи маленьким утешением может служить тот факт, что она вошла в историю моды как первая королева в панталонах!

ДЬЯВОЛЬСКАЯ БЕЗДЕЛИЦА

Королева Анна Австрийская, мадам Бонасье, Миледи и все прочие женские персонажи «Трех мушкетеров» обходились без панталон. Премьер-министр Франции, кардинал Мазарини, назвал панталоны «дьявольской безделицей». В 1654 и 1656 годах кардинал издал два эдикта, запрещающих их производство. Церковь объявила ношение панталон позорным.

Мода на панталоны утвердилась только во второй половине XIX века с появлением кринолина. Юбки, надетые на жесткий каркас-кринолин, достигали в ширину трех метров. Ношение платья с кринолином таило в себе множество сложностей. Трудно было протиснуться в дверь, подъем по лестнице представлял огромную опасность, порыв ветра мог поднять неповоротливую юбку и закинуть на голову, представив публике все, что скрыто. В широченной юбке сидеть было непросто и некомфортно. Если не было панталон, то приходилось плюхаться на стул голой попой. Этот аргумент стал решающим в победе панталон над предрассудками.

Панталоны тогда были открытыми, то есть паховый шов не сшивался. Причиной этой странной конструкции опять же был кринолин. Дамы в обворожительных платьях хоть и выглядели неземным созданиями, но должны были отвечать на зов природы. Снять панталоны невозможно, поскольку они заправлялись под корсет. Незашитый паховый шов решал сложную проблему, давая возможность служанке подсунуть под кринолин необходимый сосуд.

Кринолин отошел в прошлое, средний шов панталон стали сшивать. Это событие в мире моды вызвало бурю общественного негодования. Сшитые половинки панталон — это позор, аморальность и признак распущенности. Цветные панталоны — страшный грех. Панталоны в цветочек — прямая дорога в ад. Накричавшись вдоволь, моралисты успокоились.

Недавно было объявлено, что сконструированы первые в мире роботизированные трусы. Интересно, будут ли трусы-роботы украшены кружавчиками и будет ли считаться ношение роботизированных трусов нарушением общественной морали?


16 января 2021


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8678231
Александр Егоров
967462
Татьяна Алексеева
798786
Татьяна Минасян
327046
Яна Титова
244927
Сергей Леонов
216644
Татьяна Алексеева
181682
Наталья Матвеева
180331
Валерий Колодяжный
175354
Светлана Белоусова
160151
Борис Ходоровский
156953
Павел Ганипровский
132720
Сергей Леонов
112345
Виктор Фишман
95997
Павел Виноградов
94154
Наталья Дементьева
93045
Редакция
87272
Борис Ходоровский
83589
Константин Ришес
80663