Запад против берберских корсаров
ЯРКИЙ МИР
«Секретные материалы 20 века» №2(362), 2013
Запад против берберских корсаров
Дмитрий Зенченко
журналист
Санкт-Петербург
76
Запад против берберских корсаров
Бомбардировка Алжира англо-голландским флотом. 1816 год

В конце XVI века в деятельности берберских корсаров происходят определенные изменения. После 1580 года Османская империя отказалась от завоевания господства на Средиземном море и мощь ее флота стала ослабевать. Берберские государства начинают проводить самостоятельную внешнюю политику.

В общественно-политической жизни этих государств все большее влияние начинает приобретать «тайфе рейси» — гильдия корсаров, являвшаяся легальным профессиональным объединением и сочетавшим черты корпорации, профессионального объединения и торговой ассоциации. Тайфе рейси занималась наймом корсаров, организацией, финансированием и планированием операций.

Управлял гильдией совет капитанов кораблей (диван) под председательством капитана моря. Все моряки продвигались по служебной лестнице, проходя через систему нескольких фиксированных рангов. Капитан пиратского корабля (рейс) назначался на каждое плавание судовладельцем и был обязан сдать экзамен дивану гильдии, прежде чем принять командование судном. В свою очередь, правила тайфе регламентировали порядок судовладения и раздела добычи.

Управляющий совет гильдии мог выдать лицензию на пиратство любому капитану, который удовлетворял его установленным стандартам. Во многом благодаря этому, с начала XVII века значительную часть берберских корсаров составляли христиане, принявшие ислам. Вероотступники руководствовались не столько соображениями религиозного характера, сколько стремлением к власти и жаждой наживы. Многие из них стали инструкторами местных моряков, обучая тех кораблестроению и судовождению. В свою очередь, все больше кораблей берберских пиратов начинает осуществлять походы в Атлантику.

На протяжении практически всего XVI века ключевое берберское государство Алжир было союзником Франции, сражаясь против Испании. С 1579-го в Алжире находился французский консул, а вблизи границы с Тунисом был воздвигнут укрепленный торговый пункт, называвшийся Французский Бастион.

После заключения в 1598 году франко-испанского мира алжирские корсары стали нападать на французские корабли. Ухудшению отношений между государствами способствовала деятельность берберского корсара Симона Симонсона (Симона-танцора). По происхождению он был голландцем, но долгое время жил в Марселе. В 1606-м перебрался в Алжир, где занялся строительством кораблей и пиратством, получив прозвище «Делли рейс» (капитан-дьявол) и лично захватив 40 кораблей, составивших основу пиратского флота. Симонсон обучал мусульманских моряков искусству управления парусными судами.

Но в 1609 году он ссорится с мусульманскими пиратами при дележе добычи и меняет тактику. Он ведет с французским двором переговоры о возвращении, используя в качестве посредников пленных иезуитских священников. Французский король прощает пирата и дарует ему гражданство. Перед возвращением в Марсель Симонсон с командой совершают нападение на госучреждения Алжира, убив 150 алжирцев и захватив богатые трофеи (400 тысяч крон и 2 большие бронзовые пушки), которые преподносят в дар королю.

В следующем году пират представляет на рассмотрение королю и марсельскому городскому совету план захвата Алжира. С технической точки зрения он был вполне выполним, так как Симонсон прекрасно знал город и менталитет местного населения. Однако французские власти были заняты решением более важных внутриполитических вопросов. Только марсельский городской совет спонсировал снаряжение эскадры. Возглавив ее, пират снова отправляется к алжирским берегам. В течение последующих нескольких лет он грабит берберские суда. В 1616 году его эскадра была разбита, Симонсон попал в плен и был казнен в Тунисе.

Обратимся теперь к ситуации в самом Тунисе. В 1591 году власть в городе захватил гарнизон янычар, избравших правителем дея, одного из командиров. В период правления Утмана Дея (1598–1610) и Юсуфа Дея (1610–1637) в Тунисе был создан мощный корсарский флот. Огромную помощь оказали английские и голландские моряки под руководством Джона Уорда.

Джон Уорд родился в 1553 году в Кенте и до начала XVII века был моряком на различных судах в Карибском море. В 1603 году его арестовали за участие в ограблении голландского торгового судна и насильно зачислили моряком на военно-морской флот. Однако вскоре Уорд с сообщниками бежал, захватил несколько судов и стал заниматься пиратством, отправившись к североафриканским берегам.

В августе 1606 года Уорд заключил соглашение с Утманом Деем. На деньги тунисского правителя была снаряжена пиратская экспедиция. Выйдя в море, Уорд захватил несколько кораблей венецианского торгового флота, среди которых было роскошное 600-тонное парусное судно «Реньера э Содерина» с грузом стоимостью 100 тысяч фунтов. «Содерина» стала флагманским кораблем Уорда, а награбленные ценности купил Утман Дей, заплатив морякам пятую часть от их реальной стоимости.

Однако следующие походы оказалиь неудачными, да и «Содерина» начала гнить. Уорд бросил команду на произвол судьбы и скрылся на французском трофейном корабле. «Содерина» затонула у берегов Греции, унеся в пучину 150 английских и 250 мусульманских моряков.

Из-за ухудшившихся отношений с деем Уорд начал подумывать о возвращении в Англию. Зная, что на родине ему грозит смертная казнь, он предложил 40 тысяч фунтов королю Якову I за прощение. Однако об этом прознали венецианцы и потребовали от Уорда компенсировать их потери. В итоге Уорд вернулся в Тунис, помирился с деем, принял ислам и стал именоваться Юсуфом-рейсом. Оставшиеся годы жизни он провел в роскоши, продолжая при этом вплоть до 1622 года участвовать в пиратских походах. Уорд женился на итальянке, но не забывал и свою английскую жену, регулярно посылая ей значительные суммы денег.

В 1615 году он принял в своем роскошном дворце шотландского путешественника Уильяма Литроу, который оставил о пирате самые положительные воспоминания. Однако в Англии отношение к Уорду было иным. Англичане боготворили корсаров типа Френсиса Дрейка, занимавшихся пиратством в пользу английской короны, и в то же время с отвращением относились к европейским морякам, ставшим берберскими корсарами и предавшими свою страну и веру. Джон Уорд стал героем многочисленных обличительных памфлетов и баллад.

Для Туниса же деятельность Уорда имела большое положительное значение. От английских моряков тунисские корсары научились строить быстроходные и маневренные парусные суда, а пиратство стало одним из важнейших источников пополнения государственной казны.

В период испано-британской войны (1588–1604) Алжир оказывал помощь Британии. Начиная с 1604 года отношения двух государств резко обострились, и причиной этому послужили действия британских пиратов. Оли стали нападать не только на суда европейских государств, но и грабить алжирские корабли.

С 1604 по 1614 год одной из важнейших баз британских корсаров был марокканский порт Мамора на атлантическом побережье. В обмен за гостеприимство британские моряки обучали местных корсаров премудростям мореплавания и обращения с огнестрельным оружием. Военно-морские силы Испании и Нидерландов неоднократно пытались блокировать город. Только в августе 1614 года испанцы смогли его захватить. Однако пираты заблаговременно покинули город, переместившись на другие базы.

Начиная с 1609 года еще одним прибежищем пиратов становится другой марокканский порт — Сале (ныне Рабат), основанный испанскими мусульманами, изгнанными с Пиренейского полуострова. С конца второго десятилетия XVII века здесь действует еще один легендарный берберский пират голландского происхождения — Ян Янсен. Он родился в 1570 году в городе Харлеме. Карьеру пирата начал еще во время войны за независимость, действуя на основании официальной лицензии, выданной голландским правительством, разрешавшим грабеж испанских судов. Однако занятие это было малоприбыльным, и поэтому вскоре Янсен перебазировался в Северную Африку. Он стал нападать на всякие корабли, но когда грабил испанцев, то поднимал голландский флаг, а в остальных случаях действовал под турецким полумесяцем.

В 1618-м Янсен попал в плен к алжирским пиратам. Вскоре он принял ислам и стал именоваться Мурат-рейс Младший, став одним из виднейших пиратов Алжира.

С 1620-х основная база Янсена — Сале. В 1627-м город становится независимой пиратской республикой. Она управляется советом из 14 пиратских вожаков, из числа которых избирался президент, также являвшийся адмиралом республиканского флота. Фактически республика существовала только за счет пиратства.

Первым президентом пиратской республики Сале становится Мурат-рейс Младший. Должность приносила ему огромные прибыли, однако на суше было скучно. Поэтому начиная с 20-х годов XVII века Янсен становится вдохновителем и организатором дальних морских походов.

Набрав разношерстную команду из арабов, англичан и голландцев, Мурат-рейс пересек Атлантику и в районе Ньюфаундленда напал на флотилию рыболовецких судов, моряки которых были проданы в рабство. Летом 1627 года на трех кораблях пират дошел до Исландии и ограбил Рейкьявик, захватив в плен около 400 человек. Не представлявшие ценности в качестве рабов старики и больные были заперты в местной церкви и заживо сожжены. Одним из немногих местных жителей, сумевших вернуться из плена, стал священник Олаф Эгилссон, позже написавший книгу об этих событиях.

Летом 1631-го пираты совершили еще одно дерзкое нападение. Они разграбили деревню Балтимор в графстве Корк в Ирландии. В плен попали 127 человек, из которых никто так и не вернулся обратно. Как выяснилось позднее, это нападение не было спонтанным. Жители Балтимора сами промышляли пиратством. Особенно от их действий страдали купцы южноирландского города Уотерфорд. Один из торговцев по фамилии Хакетт и навел берберских пиратов на Балтимор. Правда, вскоре после налета оставшиеся местные жители нашли Хакетта и жестоко с ним расправились.

Вскоре после набегов Мурат-рейс Младший сам попал в плен к рыцарям Мальтийского ордена и стал у них галерным рабом. В 1640 году ему удалось бежать в Марокко. В качестве награды за верную службу султан назначил прославленного пирата губернатором Уалидии, которая сегодня является одним из красивейших курортов страны.

Еще одним известным берберским пиратом, действовавшим в 30–40-е годы XVII века, стал венецианец Пиччиньо. До прихода в Алжир он занимался пиратским промыслом на Адриатике. После прибытия в Алжир принял ислам, женился на дочери легендарного корсара конца XVI века Мурата-рейса Великого и стал главой гильдии корсаров под именем Али Бишин-рейса.

Он жил в роскоши и активно занимался благотворительностью, жертвуя значительную часть награбленного на строительство мечетей и других общественно значимых сооружений.

В 1637 году один из его кораблей был захвачен французскими военными моряками. Взбешенный этим, пират атаковал Французский Бастион, разграбил его и взял в плен 317 человек.

Обладая огромным влиянием, Али Бишин неоднократно пытался стать правителем Алжира. Он всячески оказывал поддержку турецкому султану, надеясь на его помощь, но тщетно. В 1643 году пират погиб от рук своих врагов.

Практически до 60-х годов XVII века ведущие европейские морские державы: Англия, Франция и Нидерланды — неоднократно предпринимали попытки заключить мир с берберскими пиратами. Особенно от пиратских набегов страдали английское и ирландское побережья. К 1640 году алжирскими корсарами было захвачено не менее 3 000 британцев. В свою очередь, британские пираты платили тем же, безжалостно расправляясь с берберскми судами. Стремясь прекратить кровавые разборки, британские правящие круги снарядили несколько военно-морских экспедиций к берегам Северной Африки, но и они долгое время не имели успеха.

С 1629 по 1650 годы военно-морские флоты ведущих европейских держав безуспешно пытались разрушить и захватить Сале, ликвидировав тем самым пиратскую республику. Не имея возможности нанести корсарам поражение, Англия и Франция отправили туда своих консулов, а Нидерланды в 1651 году заключили мирный договор с республикой.

С начала 60-х годов XVII века ситуация начала меняться. К тому времени Англия, Франция и Голландия обладали мощными военно-морскими флотами и вели активную торговлю со странами Ближнего Востока. Первым из берберских государств, установивших дипломатические отношения с европейскими странами стал Триполи. С начала XVII века он утратил свое значение как один из центров пиратства, уступив пальму первенства Алжиру и Тунису. В 1658 году Триполи подписал мирный договор с Англией, а в 1662-м с Нидерландами. В 1662 году Англия и Нидерланды подписали аналогичные договоры с Тунисом, в 1665-м такое же соглашение было подписано с Францией. С этого момента начинается упадок пиратства в Тунисе.

В 1662 и 1671 годах Британия с Алжиром подписали новые мирные договоры, в соответствии с которыми была установлена система пропусков — официальных документов, выдававшихся капитанам их государствами и правителями. Это обеспечивало капитанам дружественных государств свободный проход судов с командой, пассажирами и грузом. Пропуска, выдававшиеся берберским корсарам, содержали четкий перечень государств, защищенных договором, и тех, на которые можно было нападать. Нарушители этих правил жестоко карались, поэтому их соблюдало большинство североафриканских капитанов. Европейские капитаны не отличались подобной щепетильностью, грабя берберские суда без разбора вплоть до начала XVIII века.

В отличие от Англии и Голландии, процесс подписания мирных договоров с Францией проходил намного сложнее. Французские корабли продолжали оставаться главной мишенью для нападений триполитанских и алжирских пиратов. В ответ французам также пришлось применить силу. В 1685-м французская эскадра вошла в гавань Триполи и подвергла город обстрелу. Этого оказалось достаточно для подписания мирного договора.

В 1681 году в Алжир пришел французский флот под командованием адмирала Абрахама Дюкесне, корабли которого были вооружены новейшими мортирами. Летом 1682 и 1683 годов Алжир подвергся разрушительному артиллерийскому обстрелу. Здешний правитель Баба Хасан был готов капитулировать. Этой ситуацией воспользовались англичане, которые в 1682 году заключили мирный договор с Алжиром.

Опасаясь полного разрушения города, Баба Хасан выдал французам в качестве заложников главу гильдии корсаров Хаджи Хусейн-рейса по прозвищу Меццаморто (полумертвый) и ряд видных городских чиновников. Однако Дюкесне запросил слишком большой выкуп, и капитуляция не состоялась. В свою очередь Меццаморто пообещал французам уладить возникшие проблемы, если его отпустят на свободу. После освобождения пират поднял мятеж корсаров и янычар и сверг Бабу Хасана, став новым правителем. Он потребовал от Дюкесне прекратить бомбардировки, угрожая вырезать всех французов в Алжире. Однако французский флот еще два месяца обстреливал город, разрушив более 500 зданий, в том числе несколько мечетей. В ответ Меццаморто устроил показательную казнь 20 французов. Их привязали к жерлу большой пушки и выстрелили из нее. Людей разорвало на куски.

В конечном счете стороны были вынуждены сесть за стол переговоров, и в 1684 году был подписан мирный договор. Как оказалось — ненадолго. Французы отказались возвращать галерных рабов и захватили еще три корабля. В 1687 году боевые действия возобновились. На следующий год город снова подвергся обстрелу с французских кораблей адмирала Жана Дэстре. В ответ Меццаморто казнил еще 10 французов. Дэстре приказал казнить нескольких алжирцев.

Несмотря на огромные разрушения города, алжирцы продолжали сражаться, и французам пришлось уйти. И все-таки в 1689 году, опасаясь войны с Тунисом и Марокко, Меццаморто был вынужден заключить мирный договор с Францией.

С 1687 года последним оплотом борьбы берберских корсаров с французами остается Сале. Последним из корсаров Сале, командовавшим собственным флотом, стал марокканец Бен Айсса. Основным местом его действий стала Атлантика. Вместе с братом и сыном Бен Айсса выходил в океан зимой, богатой штормами, когда европейские капитаны не ожидали встречи с пиратами. Восхищенный успехами, марокканский султан Маулай Исмаил назначил его адмиралом корсарского флота.

По иронии судьбы, тот же султан спустя некоторое время отправил Бена Айссу во Францию в качестве свата, просить руки французской принцессы. Французы ответили отказом, но щедро одарили Айссу. По возвращении на родину прославленный пират был брошен в тюрьму по приказу алчного сына султана. Айсса смог выйти на свободу, только заплатив большой выкуп, и с тех пор перестал заниматься пиратством.

В XVIII веке деятельность пиратов становилась все менее значительной и прибыльной. Берберские государства были вынуждены придерживаться ранее установленных соглашений, так как не имели возможности противостоять флотам ведущих европейских держав. В свою очередь, и те использовали внутриполитическую нестабильность внутри берберских государств, стравливая друг с другом различные правящие группировки.

Оставшиеся немногочисленные корсары осуществляли нападения только на корабли небольших европейских государств, стремившихся к заключению аналогичных мирных договоров, в которых оговаривался размер ежегодно выплачиваемой дани — им было дешевле заплатить пиратам, чем строить собственный флот. В 1725 году было подписано торговое соглашение Туниса с Австрией, а в 1751-м — с Данией.

Дольше всех с берберскими корсарами воевала Испания, правящие круги которой так и не смогли смириться с потерей Северной Африки. Воспользовавшись войнами в Европе, в 1708 году Алжир оккупировал Оран — последнее владение испанцев в Северной Африке. В 1732 году крупные испанские силы — 30 тысяч солдат и 500 парусников — отвоевали город, превратив его в опорный пункт для набегов на побережье Алжира и Туниса. В 1775 году испанцы вторглись в Алжир, но потерпели неудачу. В 1783–1784-м их флот осуществил бомбардировку Алжира, но и эта акция не принесла успеха.

В 1785 году Испания была вынуждена заключить мирный договор с Алжиром, по которому возвращала Оран и обязалась ежегодно выплачивать дань. Подписание документа было сорвано испанскими патриотами. Однако в 1791-м был подписан новый мирный договор, по которому Оран отходил к Алжиру. В том же году аналогичный договор был подписан с Тунисом.

Но и во второй половине XVIII века берберские государства не смогли окончательно отказаться от пиратства. Марокканский султан Маулай Мохаммед (1757–1790) безуспешно пытался возродить корсарский флот в Сале. Возрождение пиратства в Триполи произошло в период правления Али (1754–1793) и Юсуфа Караманли (1795–1832), считавших корсаров национальными героями.

Последней важной вехой в истории берберского пиратства стала Великая Французская революция и последовавшие за ней Наполеоновские войны (1799–1815). Европейские государства были всецело поглощены войной на континенте, ослабив свой контроль за Средиземноморьем, что дало толчок к возрождению пиратства.

С начала 1790 годов начинается возрождение пиратского флота в Алжире. Последним из выдающихся здешних корсаров стал Хамиду-рейс. Он был коренным алжирцем, морскую карьеру начал в Оране с должности юнги. Несмотря на неграмотность, он обладал прирожденным талантом флотоводца и очень скоро стал капитаном. В 1790 году правитель Орана назначает его командующим флотилией своих судов. Еще через некоторое время Хамиду-рейс становится командующим алжирским пиратским флотом.

Не рискуя нападать на корабли Англии и Франции, Хамиду-рейс грабит итальянские суда и суда небольших европейских государств. Еще одним лакомым куском становятся для пиратов американские корабли.

В 1795 году США подписывают мирный договор с Алжиром, в 1796-м — с Тунисом и Триполи. По условиям договора в наиболее выгодном положении оказывался Алжир. Американское правительство выплачивало дань деньгами и товарами, а также предоставило дею Алжира Хасану-паше роскошный 36-пушечный фрегат «Полумесяц», переименованный в «Эль Мерикана», который стал самым крупным кораблем алжирского флота. Но, несмотря на заключенные соглашения, правители Алжира и Триполи продолжали поощрять действия своих корсаров, грабивших американские торговые суда.

Триполитанский правитель Юсуф Караманли не получал от США никаких выплат. Завидуя алжирскому дею, он потребовал от американцев предоставить ему аналогичный корабль, на что получил отказ. В ответ его пираты начали боевые действия против американских судов. Их активным участником стал еще один легендарный берберский корсар, шотландец Питер Лисл. Он принял ислам, взяв имя Мурат-рейс, в честь упоминавшегося ранее Мурата-рейса Младшего, а в 1799-м стал зятем триполитанского правителя и адмиралом пиратского флота. Лисл ненавидел американцев и всячески подстрекал Юсуфа Караманли к войне с Америкой. В этот период практически весь американский флот был задействован в необъявленной войне с Францией и у США просто не было сил для борьбы с пиратством.

14 мая 1801 года Триполи начал боевые действия против США, положив начало Первой Берберской войне. В период с 1801 по 1804 год к берегам Триполи пришло несколько американских эскадр, взявших город в осаду и подвергших его бомбардировке. Но благодаря умелому руководству Лисла они не смогли добиться успеха. У США не хватало легких и быстроходных кораблей, необходимых для создания блокады, а также крупнокалиберной артиллерии, способной разрушить береговые укрепления. Вдобавок ко всему они потеряли фрегат «Филадельфия», который сел на мель, а экипаж из 300 человек попал в плен.

Не в силах взять Триполи, американцы профинансировали государственный переворот, пообещав вернуть к власти Хамета, старшего брата Юсуфа Карамангли. Сводный отряд сторонников Хамета и американцев под руководством бывшего американского консула в Тунисе Томаса Итона взял в апреле 1805 года Дерну, один из важнейших городов Триполи. Весть об этом заставила Юсуф-пашу начать переговоры.

6 июня 1805 года был подписан мирный договор, по которому США заплатили 60 тысяч долларов в качестве выкупа за команду «Филадельфии» и прекратили поддержку Хамета, который снова отправился в изгнание.

После заключения мира американский флот покинул Средиземноморье. Воспользовавшись этим, алжирские пираты под предводительством Хамиду-рейса начинают нападать на американские суда. Первым трофеем пиратов стала шхуна, груженная бобами. Экипаж из 58 человек попал в плен. В 1812-м алжирский дей Хасан-паша официально объявил войну США.

Однако вплоть до начала 1815 года действия алжирских корсаров оставались без ответной реакции. Американский флот занимался решением других вопросов и в период с 1810 по 1812 год воевал с Англией. От пиратов изрядно страдали суда небольших европейских государств. Примечательно, но пиратские корабли совершали нападения, прикрываясь британским флагом.

Наконец в марте 1815 года Конгресс США санкционировал отправку в Средиземноморье соединения из 10 кораблей под командованием адмирала Стивена Декатюра. Летом того же года корабли Декатюра неожиданно обнаружили в районе Гибралтара шедший без сопровождения флагманский фрегат Хамиду-рейса. В ходе скоротечного боя флагман пиратов был уничтожен вместе с командиром, и вскоре американские корабли окружили Алжир кольцом блокады. Понимая безнадежность положения, алжирский правитель капитулировал.

Согласно заключенному договору, США освобождались от уплаты дани, а американские торговые корабли получали право свободного прохода через территориальные воды Алжира. Кроме того Алжир был обязан выплатить США компенсацию в размере 10 тысяч долларов и освободить всех пленных американцев и европейцев.

Воспользовавшись отплытием Декатюра в Тунис, Хасан-паша отказался соблюдать условия договора, но изменить ситуацию это уже не могло. Европейские державы, особенно Британия, были также обеспокоены действиями пиратов. В начале 1816 года к берегам Алжира приплыл объединенный англо-голландский флот под командованием адмирала Эдуарда Пеллью. Город был подвергнут девятичасовой бомбардировке, а алжирский флот перестал существовать как самостоятельная боевая единица. Алжир был вынужден безоговорочно капитулировать, приняв все условия Декатюра. С 1818 года пиратство было объявлено вне закона.

Последний заметный случай пиратства произошел в 1829 году, когда марокканцы из Сале под руководством корсара Абдула-Рахмана Баргаша Аль-Хаджа напали на австрийское торговое судно, захватив в плен нескольких моряков. Ответ последовал незамедлительно. Вскоре к берегам Марокко прибыла австрийская эскадра из 6 канонерских лодок, уничтожившая большую часть марокканского флота.

Так завершилась еще одна кровавая страница в истории человечества. За годы своего существования берберское пиратство имело чудовищные разрушительные последствия для европейских стран. По подсчетам историков, население Европы потеряло около 1 миллиона 250 тысяч человек убитыми и пленными, а экономикам многих европейских государств был нанесен колоссальный урон.


11 января 2013


Последние публикации

Выбор читателей

Сергей Леонов
89053
Виктор Фишман
71232
Сергей Леонов
65225
Борис Ходоровский
63346
Богдан Виноградов
50314
Дмитрий Митюрин
38072
Сергей Леонов
34234
Роман Данилко
32027
Борис Кронер
21909
Светлана Белоусова
20421
Наталья Матвеева
19794
Светлана Белоусова
19546
Татьяна Алексеева
18316
Дмитрий Митюрин
18275
Татьяна Алексеева
17517
Наталья Матвеева
16820