Веселый праздник Купалы
ЯРКИЙ МИР
«СМ-Украина»
Веселый праздник Купалы
Андрей Блануца
журналист
Киев
8317
Веселый праздник Купалы
Народный праздник, день Ивана Купалы сопровождается своеобразными обрядами и песнями

Иван Купала — день летнего солнцеворота, совпадающий с христианским праздником Рождества Святого Пророка и Крестителя Господнего Иоанна Предтечи (24 июня по старому календарю, 7 июля — по новому). Как и другие почитаемые в народе языческие праздники, он был адаптирован церковью под религиозные торжества, дабы таким образом популяризовать христианскую веру среди «темных идолопоклонников».

Народный праздник, день Ивана Купалы сопровождается своеобразными обрядами и песнями. В древних письменных источниках Купала упоминается в качестве бога земных плодов, которому приносили в жертву хлебные зерна. «Идол Купало, его же бога плодов земных бытии мняху и ему прелестью бесовскою омрачении благодарение и жертву в начале жнив приношаху», — неодобрительно писал украинский философ и историк XVII века Иннокентий Гизель.

Польский ботаник Мартин, живший в конце XVI века, и вовсе описывает собутки (так поляки именуют праздник Ивана Купалы) в мрачном «инквизиторском» духе: «Сначала девушки приносили в жертву травы, плели венки и одевали их на себя». «В этот дьявольский день, — читаем далее у Мартина, — люди разводили огонь, который добывали методом трения досок, чтобы праздник на самом деле был дьявольским и чтобы в нем принимали участие сами демоны». Собравшиеся «пели сатанинские песни, и с ними прыгали от радости дьяволы, которым они молились и их восхваляли, а Бога забывали. В день святого Ивана никого не было в церкви, потому что все проводили собутки с бесами с всякими бесчинствами».

КУПАЛО И МАРЕНА: РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Главные атрибуты праздника — Купало и Марена представляют собой символические образы двух природных начал — огня и воды. Обязательным действием празднования Ивана Купалы было сожжение Марены и потопление Купалы — своеобразное возвращение природных образов в их первозданное положение.

С давних времен на Украине считалось, что в праздник Ивана Купалы происходило очищение людей, а особенно молодежи огнем. «Купальский костер выжигает хвори и всякое иное зло. А кто парой перепрыгнул через него — не разойдется до конца своих дней».

Молодежь выходила из деревни в этот теплый июльский вечер с радостными пениями, разжигала костры на горе или где-то в лесу вблизи реки, танцевала вокруг огня и прыгала через него. Девушки пели особенные купальские песни и по разным приметам гадали, сбудутся ли их сердечные желания. Утром до восхода солнца они умывались «ивановской» росой «на красоту».

Куклы Купалы и Марены в разных местностях Украины конца XIX-XX века изготавливались и изготавливаются по-разному.

На Подолье и Волыни Купала представляет собой большую ветку ивы, которую девушки украшают цветами и венками. Потом начинается особое представление, на которое собираются все местные жители от мала до велика: девушки с песнями ходят вокруг Купалы, а парни бросают им под ноги цветы. Спустя некоторое время, парни «атакуют» куклу, обрывают с нее цветы и венки, а саму ветку бросают в воду. Затем разжигают костер, и когда он разгорается, все присутствующие начинают прыгать через огонь. Завершается праздник народными танцами и совместным «поеданием вареников», специально приготовленных местными молодицами по этому поводу.

На Полтавщине вечером, накануне Ивана Купалы, девушки собираются в договоренном месте и плетут венки из множества ароматных полевых трав. Вскоре к ним присоединяются парни, которые отдают любимым девушкам свои шапки для украшения цветами.

Украсив головки веночками и взявшись за руки, девушки с песнями ходят вокруг Марены (ветки клена или вишни). Затем молодежь делает чучело из соломы — «Мару» (название Купалы). Возле той «Мары» кладут кучу крапивы и перепрыгивают через нее босыми ногами. Позже на крапиву кладут солому и зажигают, а потом прыгают через огонь парами, взявшись за руки. Разорвутся руки во время прыжка — значит, в этом году парень и девушка не поженятся.

В конце вечера «Мару» несут к речке и топят в воде. Одновременно девушки снимают с головы венки и развешивают их на деревьях. (Бывает и так, что относят венки домой, развешивая их в качестве оберега от нечистой силы).

В Киевской губернии в день празднования Ивана Купалы девушки на рассвете брали длинную палку, насаживали на нее метлу, выбегали на улицу и, размахивая метелкой, пели насмешливые песни в адрес парней. Те, шутливо нападали на девушек, отнимали палку с метлой, ломали ее на кусочки и разбрасывали по улице. Иногда «команды» парней и девушек менялись ролями.

После обеда барышни, также как и везде в Украине, плели венки из цветов. Потом делали из соломы чучело Купалы, насаживали его на палку и относили к месту будущих игрищ. Там — палку в землю, но так, чтобы чучело не касалось земли; брались за руки и водили хороводы. Вскоре появлялись парни, отнимали в шутливых «боях» Купалу, разрывали его и разбрасывали вокруг солому. Если праздник происходил возле речки, то Купалу бросали в воду.

В восточных землях Украины вечером, накануне Ивана Купалы, девушки и парни собирались где-нибудь у реки, подальше от домов. Здесь огонь не разжигали, а собирали много крапивы или колючих сорняков и прыгали через них. В некоторых слободах сохранился древний обычай, когда молодежь купается в речке перед тем, как прыгать через крапиву.

После купания девушки украшали свои головки веночками, сплетенными из полевых и огородных цветов, а парни рубили молодое деревцо клена. Девушки надевали на срубленный клен свои венки и несли его на ранее определенное место, где втыкали в землю, а венки снова клали себе на голову. Это деревцо и называлось «Купало».

Когда девицы возвращались домой и снимали венки, то одни бросали их через голову на крышу, а другие хранили на чердаке, веря, что растения, из которых они сплетены, имеют целительную силу.

На Слобожанщине (Харьковская область) в Купальское утро девушки, надев на головы венки, шли в лес, рубили ветку клена и несли ее в деревню. Там, на одном из дворов, делали куклу из травы, надевали на нее детскую сорочку, бусы, и привязывали к ветке клена. И эта кукла вместе с веткой называлась «Марена». На площади (майдане) втыкали ветку с Мареной в землю. Перед ней ставили стол, покрывали его белой скатертью и клали на него хлеб с щепоткой соли. Потом все брались за руки и ходили вокруг стола и Марены. Весь обряд сопровождался купальскими песнями.

Немного позже девушки несли Марену по улицам села к речке, где и сжигали. В этот момент к ним присоединялись парни.

В одной из местностей близ Одессы купальский обряд начинается так: девушки берут ветку какого-нибудь дерева, вносят в дом и украшают цветами и разноцветными лентами. Парней при этом не пускают, хотя они пытаются прорваться в дом через окна. Когда купальская ветвь готова, девушки идут к морю. По дороге парни обливают их водой, чтобы они бросили ветвь, которую несет обычно одна из самых сильных барышень, способная отбиться «от неприятеля».

Когда «процессия» наконец придет к морю, то парни перестают нападать на девушек, все вместе они садятся в лодку и плывут по морю, распевая веселые купальские песни, играя на гармошке или другом инструменте. Отплыв от берега, девушки бросают ветку в море. Когда молодежь возвращается к берегу, обряд заканчивается. Через огонь здесь не прыгают и, как говорят старые люди, никогда не прыгали.

На Черниговщине известен и детский обряд Купалы. Дети в кучу песка втыкают большой пучок крапивы, возле которого стоит один мальчик (сторож). Он тоже держит в руке крапиву и наблюдает, как прыгают через «жалючее» Купало другие дети. Того, кто заденет ногами крапиву — «сторож» сейчас же «угостит» и своим букетом. А когда все наиграются, то несут своего Купалу к речке, где бросают его в воду и говорят: «Иван купался и в воду упал!»

ГАДАНИЯ О СУЖЕННОМ

После того как потоплен Купала и сожжена Марена, девушки убегают от парней, чтобы погадать. Естественно, это происходит поздней ночью. Девицы достают ранее приготовленные свечи, крепят их к венку, зажигают, потом спускают на воду. Сами идут вдоль берега и поют песни…

Чудесное зрелище, когда в купальскую ночь по воде плывут десятки венков с золотистыми огоньками, предрекая девичью судьбу: если венок плывет хорошо и свеча (свечи) горит, то девушка в этом году выйдет замуж, а если венок крутится на месте — будет еще гулять. Если венок отплывет далеко и пристанет к какому-то берегу, то туда (в находящееся в той стороне село) девица и замуж пойдет.

Тем временем парни — на противоположном берегу — наблюдали за тем, как девушки спускают на воду венки.

На Полтавщине пущенный на воду венок старается поймать «перехватчик» — суженый девушки, который хочет на ней жениться. Иногда парни специально на лодки садятся и плывут ловить венки. Парубок знает, какой венок пустила его дивчина: она ему говорит об этом заранее. Каждая дивчина плетет венок, чтобы можно было его узнать: вплетает большой цветок — красный или белый, иногда лентой перевязывает, или какие-то листья вплетает, чтобы можно было узнать. На следующий день парни хвастаются перед девушками пойманными венками.

Существует поверье, что, отходя от Купалы, нельзя оглядываться, чтобы не догнала ведьма, которая обязательно присутствует на купальских играх. Если желаете узнать, которая из баб на селе ведьма, то возьмите купальский пепел, завяжите его в узелок и идите домой не оглядываясь. На другой день к вам обязательно придет ведьма и попросит: «отдай мне то, что у тебя есть!», понимая под тем «купальский пепел»...

ЦВЕТОК ПАПОРОТНИКА

Как гласит легенда, «ночью накануне Ивана Купалы деревья переходят с места на место и шумом веток разговаривают между собой. Кто сумел к тому времени раздобыть таинственный цветок папоротника, может видеть, как расходятся дубы и слышать, как они ведут свой тихий разговор; тот счастливец может понимать язык всякого творения, может видеть, где спрятаны в земле сокровища». А на Подолье в старину говаривали: человек, разыскавший цветок папоротника, становится всезнающим и всевидящим.

Наши предки о растениях семейства споровых, наверное, ничего не знали, потому и верили, что раз каждое растение должно иметь цветок, то и у папоротника он есть. Да не всем доступен!

По поверьям, папоротник цветет очень недолго — лишь одно мгновение в ночь накануне Ивана Купалы, поэтому отыскать этот цветок очень трудно, тем более что он охраняется от людей самой нечистой силой. Кто хочет заполучить цвет папоротника, должен победить самого черта!

«Заметив заранее куст папоротника где-то в лесу, отважный человек вечером накануне дня Ивана Купалы должен пойти к тому кусту, расстелить скатерть, на которой святили пасху, свяченым ножом очертить круг, окропить куст свяченой водой и начинать молитву. Когда уже потемнеет, черт пробует разные способы, чтобы напугать человека: стреляет, бросает камни и ветки…» Знахари советуют не бояться беса, так как он может использовать свою силу только до круга, очерченного освященным ножом, а в кругу — нет, и человек может там сидеть в безопасности. «В 12 часов ночи папоротник расцветает и блестящий, как жар, цветок сразу же падает на расстеленную скатерть, которую нужно очень быстро сложить и спрятать за пазуху».

В одном из пересказов говорится, что «один крестьянин потерял своих волов, и, когда искал их в лесу, ему в лапти упал цветок папоротника. Крестьянин сразу же увидел, где пасутся его волы и где в лесу спрятаны сокровища. В то время, когда он ходил по лесу и планировал, как добудет те сокровища и разбогатеет, к нему подошел какой-то хорошо одетый господин и предложил свои блестящие сапоги поменять на лапти. Крестьянин сразу же согласился, сел на пенек, снял свои старые лапти, обул сапоги и пошел. Как только он снял лапти, сразу обо всем забыл: и где его волы пасутся, и где сокровища спрятаны. Однако господин тот исчез, потому что вовсе был то не пан, а нечистая сила».

Существует много легенд и о других растениях. Ведь лекарственные травы только тогда и проявляют самую большую целительную силу, если будут собраны в ночь на Ивана Купалу, или рано утром с «ивановской» росой. Собранные в это время травы называются на Украине «святоянским зельем». Когда-то крестьяне такое зелье святили в церкви и хранили под образами, а в случае болезни использовали его как лекарство.

По народным сказкам целебные травы сеют русалки, водяные и лешие; они ухаживают за теми травами и знают, когда и как их нужно употреблять. На Полтавщине говорили, что тот, кто сорвет перелет-траву, будет во всем счастлив; перелет-трава якобы имеет силу переносить с места на место. Цветок у нее красочный, как радуга; а в ночь на Ивана Купалу он светится звездой. Под названием «перелет-трава» в Украине на самом деле есть несколько растений, но ни одно из них такого цветка не имеет.

КУПАЛА INTERNATIONAL

Подобные обычаи существовали (или существуют поныне) у многих европейских народов. Чехи, например, делают из соломы чучело, похожее на человека, поднимают его на палке, выносят из села — до ближайшего водоема и топят в воде. Если же реки или озера поблизости нет — разрывают соломенное чучело Купалы на куски и разбрасывают вокруг.

Немецкие парни в Баварии делают «Pfingstl» — тоже соломенное чучело, которое топят в колодце. А в Тюрингии молодые люди обходят крестьянские дворы, собирают солому, делают из нее чучело, привязывают к колесу, зажигают и пускают с горы. Подобное соломенное чучело делают и в Австрии, и у многих других европейских народов.

Относительно купальских огней, то в свое время горели они по всей Европе. В больших городах и столицах огни раскладывались возле ратуш, а честь их зажигать принадлежала самому мэру.

Но дольше всего сохранился этот обычай у славянских народов. Так, белорусы в ночь на Ивана Купалу вбивают в землю большой кол, обкладывают его соломой, сухими ветками и зажигают. Когда костер разгорится, хозяйки бросают в огонь березовые ветки и приговаривают: «Кабы мой лен был также велик, как эта березка!»

В Сербии накануне Ивана Купалы пастухи зажигают факелы и обходят с ними овечьи загоны и коровьи сараи, потом складывают те факелы где-то на самом ближнем холме и оставляют их догорать в одной общем костре.

Чехи накануне Иванового дня зажигают смоченные в дегте метлы и бегают с ними по полям, размахивая в воздухе. В словах песни: «Купало! Играло солнышко на Ивана» высказывается древнее поверье народа в то, что в день Ивана Купалы солнце «играет». Болгарская легенда рассказывает о том, как в этот день солнце танцует, вертится и размахивает саблями. А сербы и словенцы говорят, что Иванов день — такой большой праздник, что солнце на небе трястись от страха начинает.

Польские девушки (в Силезии) на Иванов день выпекают печенье, которое называется «słończeta», выходят на утреней заре в поле, раскладывают печенье на белом полотне и приговаривают: «Играй, солнце, играй, здесь твои солнышки».

Как и в Украине, в Сербии было принято развешивать купальские венки под крышами домов и в сараях, как защиту от злых духов. Болгары же кладут травы из купальских венков в кадило и окуривают им больных.

Подобие украинской купальской ветви находим… в Индии, где парни и девушки несут в село молодое деревцо «корма», ставят его на площади среди села и украшают кусочками красочной материи или бумагой, а потом танцуют и играют вокруг него.

В Англии вечером на святого Джона (St. John’s Eve) люди когда-то шли в лес, ломали зеленые ветки с деревьев, несли домой и украшали ими двери своих домов. Все это делалось с большой радостью и весельем. Папоротник здесь тоже играл значительную роль: Англичане только искали не цветок, как у нас, а семена папоротника, веря, что они могут сделать человека невидимым.

Сегодня праздник Ивана Купалы трансформировался в Украине в театрализованное действие с использованием элементов народной обрядности. Увидеть или стать участником празднования можно, без преувеличения будет сказано, лишь в селах. Местная власть возложила проведение праздников, в том числе и народных, на плечи сельских клубов или домов культуры. В театрализованной постановке задействована молодежь, а также все желающие из числа местных жителей. Сценарий довольно прост: возле речки или пруда устраивается большой костер, вокруг которого девушки и парни водят хороводы и поют купальские песни.

Все чаще стали использоваться в обрядах водяные, русалки и другие мифические существа. Уже никто не ищет в лесу цветок папоротника, девушки не гадают уж на венках, а пускают их на воду лишь символически. Прыжки через огонь тоже утратили первозданное назначение — очищение, и стали только развлечением молодежи. Однако традиция угощенья не утратилась, только приобрела современные черты. Людям интересно посмотреть не так на обряды, как отдохнуть на природе.


31 января 2020


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8370545
Александр Егоров
940827
Татьяна Алексеева
775904
Татьяна Минасян
319186
Яна Титова
243109
Сергей Леонов
215717
Татьяна Алексеева
179142
Наталья Матвеева
176557
Валерий Колодяжный
171204
Светлана Белоусова
157271
Борис Ходоровский
155356
Павел Ганипровский
131006
Сергей Леонов
112002
Виктор Фишман
95617
Павел Виноградов
92450
Наталья Дементьева
91736
Редакция
85313
Борис Ходоровский
83213
Станислав Бернев
76847