Вереница призрачных кораблей
ЯРКИЙ МИР
«Секретные материалы 20 века» №9(317), 2011
Вереница призрачных кораблей
Галина Бергер
журналист
Москва
304
Вереница призрачных кораблей
«Летучий Голландец»

Среди мифологических сюжетов народов разных стран и континентов часто встречаются истории о призрачных кораблях с экипажем или без него. Согласно поверьям, корабли-призраки переправляют души мертвых в иной мир. Они появляются внезапно из ниоткуда, окутанные густым туманом, иногда светящиеся, но чаще темные, мрачные, с разодранными парусами и покосившимися мачтами. Всем известен древнегреческий миф о Хароне – таинственном перевозчике умерших через реки подземного царства Аида в страну мертвых: истоки многих легенд о призрачных кораблях берут свое начало именно от него.

Встреча с фантомом

Невозможно сосчитать, скольких писателей, художников, композиторов и режиссеров вдохновил на создание своих произведений «Летучий Голландец» – этот мрачный повелитель морей. Исследуя легенду о Летучем Голландце, Вальтер Скотт пришел к выводу, что в ее основе лежит исторический факт – один убийца погрузил на борт своего корабля груз с золотом, во время плавания разразилась буря, а корабль не был принят ни одним портом. Рихард Вагнер увековечил «Летучего Голландца» в музыке, создав одноименную оперу. Кстати, именно Вагнеру принадлежит ставшее классическим сравнение капитана легендарного корабля с Одиссеем и Вечным Жидом. С Одиссеем его роднят скитания, а с Вечным Жидом – наказание в виде бессмертия. Одно из последних на сегодняшний день упоминаний «Голландца» можно найти в популярном голливудском фильме «Пираты Карибского моря».

Легенд о «Летучем Голландце» достаточно много. Они различаются не только перипетиями сюжета, но и именем главного героя. Капитан корабля в зависимости от ситуации носит имя Ван дер Декен, Ван Страатен, Фалькенбург или Фокке. Одна из наиболее распространенных легенд гласит, что в 1641 году голландский капитан Филипп Ван дер Декен плыл из Ост-Индии домой. На своем корабле он вез молодую пару. Девушка так понравилась капитану, что он убил ее спутника, а девушке предложил стать его женой. Девушка отказалась и в отчаянии выбросилась за борт. В это время разыгрался сильный шторм, который команда посчитала наказанием за преступление Ван дер Декена, и капитан заключил сделку с дьяволом – дьявол помогает кораблю обогнуть мыс Доброй Надежды (в другом варианте мыс Горн) и вернуться домой невредимым, а капитан отдает ему свою душу. В другом варианте легенды говорится, что команда взбунтовалась, отказываясь огибать мыс в шторм, штурман предложил капитану переждать в какой-нибудь бухте, но капитан застрелил его и еще нескольких недовольных матросов. При этом он поклялся, что никто из команды не сойдет на берег, пока мыс не будет пройден, даже если для этого понадобится вечность. За эти свои слова богохульник и сквернослов Ван дер Декен и был в итоге наказан. Корабль был обречен бороздить моря до второго пришествия, а командовать им стал бессмертный и неуязвимый, но неспособный покинуть судно Ван дер Декен. Гейне несколько видоизменил легенду, в его версии капитан все-таки имеет возможность покидать корабль раз в семь лет, чтобы найти ту, которая согласится стать его женой. Если жена будет ему верна, то капитан получит прощение, а если неверна – она тоже будет проклята. Этот вариант легенды и вдохновил Рихарда Вагнера на создание оперы. Надо полагать, что найти подходящую жену капитану так и не удалось, поскольку упоминания о корабле-призраке встречались и в ХХ веке. Появление корабля всегда было предвестником несчастья, а видевшим его грозила неминуемая смерть. Корабль обычно возникал внезапно, как будто вырастал из-под воды – черный, ярко освещенный. Его паруса были подняты даже в самую жуткую непогоду.

Происхождение легенды о «Летучем Голландце» связывают иногда с историей португальского мореплавателя Бартоломеу Диаша. В конце XV века Бартоломеу Диаш де Новаиш открыл мыс Доброй Надежды, что принесло ему славу. Однако, принимая участие в экспедиции Кабрала, Диаш пропал без вести со своим кораблем как раз возле этого мыса 29 мая 1500 года. Это печальное событие привело к тому, что у португальских моряков появилась легенда о вечных скитаниях Диаша по морям на своем корабле-призраке. Кстати, Диаш, открыв мыс, никаких «добрых надежд» с ним не связывал, а назвал его мысом Бурь. Однако затем португальский король Жоан II переименовал его, обозначив тем самым мечты, которые связывала Португалия с плаваниями в Индию этим путем.

Первое печатное упоминание о «Летучем Голландце» относится к 1795 году и принадлежит перу ирландца Джорджа Беррингтона, описавшего корабль в своей книге «Плавание к Ботаническому заливу». 11 июля 1881 года упоминание о корабле-призраке было оставлено в судовом журнале фрегата военно-морского флота Великобритании «Баккант». Фрегат как раз огибал мыс Доброй Надежды, когда столкнулся с призраком. Эта встреча произвела на очевидцев удручающее впечатление, поскольку, согласно поверьям, встреча с «Летучим Голландцем» неизбежно приводит к несчастьям. Часто цитируемая запись в судовом журнале гласит: «Во время ночной вахты наш траверз пересек «Летучий Голландец». Сначала появился странный красноватый свет, исходивший от корабля-призрака, и на фоне этого свечения четко вырисовывались мачты, снасти и паруса брига». На следующий день впередсмотрящий, который накануне первым заметил призрачный корабль, сорвался с мачты и разбился насмерть, что только подтвердило печальную славу «Голландца».

Встречали корабль и моряки ХХ века. Так, в конце Второй мировой войны немецкий адмирал Карл Дениц писал в Берлин: «Матросы говорили, что они предпочли бы встретиться с силами Союзного флота в Северной Атлантике, чем испытать ужас повторной встречи с фантомом». Причиной этого донесения стала встреча немецкой подводной лодки с «Летучим Голландцем» недалеко от Суэца. Вообще немецким подводным лодкам корабль попадался довольно часто, свидетельства этих встреч тщательно задокументированы. Однако это обстоятельство вовсе не подтверждает их реальность. С точки зрения современного человека, никаких кораблей-призраков, конечно, не существует, а объяснить существование фантомов может наука.

Одним из очевидных объяснений в данном случае является феномен «фата-морганы», проявления которого связаны именно с водой. Свое название феномен получил по имени феи Морганы, которая живет на морском дне и обманывает мореплавателей призрачными видениями. Возникновение фата-морганы провоцируется разницей температур в нижних слоях атмосферы, в результате которого образуется несколько чередующихся слоев воздуха различной плотности, способных давать зеркальные отражения. В результате отражения, а также преломления лучей, реально существующие объекты дают на горизонте или над ним несколько искажённых изображений, частично накладывающихся друг на друга и быстро меняющихся во времени, что и выглядит как фата-моргана. Если рассматривать это объяснение подробно, то сразу же возникают вопросы. Первый из них: что это за такой реальный объект в ХХ веке, отражение которого, пусть даже и сильно причудливое, предстает в виде вполне себе достоверного брига XVII века, да еще хорошо освещенного? При этом важно то, что корабль видят в разных местах, но описывают практически одинаково. Конечно, можно списать все на человеческую психологию – что-то в темноте померещилось, а суеверия сделали свое дело, вот очевидцы и нафантазировали себе корабль-призрак. Логично, безусловно… для века семнадцатого или восемнадцатого, но не для двадцатого же. Суеверий, возможно, не убавилось, вот только реалии изменились.

Свечение корабля исследователи тоже объясняют вполне научно. Они полагают, что это могут быть огни Святого Эльма. Свое название огни получили от католического покровителя моряков – Святого Эразма (Эльма). Эти огни представляют собой разряд в форме светящихся пучков или кисточек, возникающий на острых концах высоких предметов (например, мачтах) при большой напряженности электрического поля. Такие разряды возникают тогда, когда напряженность электрического поля у острия достигает не менее 500 ватт в минуту. Чаще всего такое случается во время грозы или при ее приближении, а зимой во время метели. К этому объяснению тоже можно придраться при желании. Хорошо, пусть эти огни возникают при соответствующей погоде на острых концах высоких предметов. Но, вероятно, все-таки реально существующих предметов. А если это фата-моргана, то откуда же там реально существующее острие, на котором мог бы возникать разряд?

Коварные пески

Другой корабль-призрак – «Леди Лавин-Бонд» – связан с Англией, что неудивительно, поскольку старая добрая Англия – ведущий «производитель» призраков в Европе, да, наверное, и во всем мире. Есть в Англии такое гиблое место, которое называется Пески Гудвина. Место мистическое, окутанное легендами. Расположены Пески Гудвина примерно в пяти милях от города Дила в графстве Кент. Их называют также «Песчаным хамелеоном», и это самое большое в мире кладбище кораблей. Согласно легенде, у берегов Англии когда-то был остров Ломеа, принадлежащий графу Западной Саксонии Гудвину. Гудвин имел дурную славу грешника и богохульника, у него были очень напряженные отношения с церковью. И вот однажды Гудвина настигла суровая кара высших сил – Ломеа вместе с хозяином и со всеми его грехами ушел под воду. Правда, этому происшествию есть и более разумное объяснение. Острову угрожали морские воды, подмывавшие его берега. Чтобы сохранить остров, было решено построить дамбу. На строительство дамбы была собрана довольно большая сумма. Однако строить ее не стали, а пустили все собранные средства на возведение колокольни в городе Гастингс. Ломеа же благополучно ушел под воду. Шотландский геолог и естествоиспытатель Чарльз Лайель длительное время занимался изучением этой версии и даже установил дату гибели острова – 1099 год. Правда, существует и еще одна теория возникновения Песков Гудвина. Согласно ней, Пески существовали задолго до 1099 года, поскольку в них покоятся останки трирем (трирема – это один из классов боевых кораблей античных цивилизаций Средиземноморья) Юлия Цезаря, который еще в 43 году покорил Туманный Альбион.

Пески Гудвина представляют собой песчаную отмель примерно 13 километров в длину и 5 километров в ширину. Во время прилива пески покрываются слоем воды толщиной в несколько метров. Приливные течения в этом месте очень мощные и всегда несут с собой много песка. Благодаря течениям Пески постоянно мигрируют, они могут переместиться на несколько десятков метров в сторону за двадцать-тридцать лет. Все это очень затрудняет судоходство. Долгое время местоположение Песков никак не было обозначено, первый плавучий маяк появился там только в 1805 году. Плавучим он был потому, что вбить сваи в этом месте было просто некуда. Обнести же Пески маяками со всех сторон догадались только к 1874 году. Все это привело к тому, что примерно за 200 лет в Песках погибло около 50 тысяч человек. Одной из жертв Песчаного Хамелеона и была «Леди Лавин-Бонд».

Шхуна потерпела крушение 13 февраля 1748 года по дороге в Опорто (испанский вариант названия португальского города Порту). Все, кто был на корабле, утонули. По легенде, это плавание не сулило ничего хорошего с самого начала, поскольку капитан взял на борт свою невесту, а в те времена поверье о том, что женщина на корабле – к беде, было еще сильно. Невеста капитана приглянулась его помощнику. Он активно ее добивался, но получал решительный отказ. Тогда помощник капитана убил рулевого, чем в конечном итоге вызвал кораблекрушение в районе Песков Гудвина. Вряд ли помощник выбрал такой сложный способ самоубийства из-за неразделенной любви. Скорее всего, он хотел дискредитировать капитана, однако его затея обернулась трагедией для всей команды. С тех пор каждые 50 лет, 13 февраля, корабль появляется на месте своего крушения. Первое появление датируется 1798 годом. Призрак «Леди Лавин-Бонд» был так реален, что капитан корабля береговой охраны «Эденбридж» всерьез опасался столкновения и поднял по тревоге всю команду. Но призрак не причинил никакого вреда «Эденбриджу», он коснулся его кормы, не оставив на ней никаких следов, и растворился в воздухе. В 1848 году корабль был замечен моряками из Дила. Им довелось наблюдать сцену кораблекрушения, которая произвела на них большое впечатление. Люди вышли в море на помощь терпящим бедствие, но не нашли ни шлюпок с людьми, ни самого корабля. Корабль видели и в 1989-м, и в 1948-м, и в 1998-м годах. В следующий раз корабль должен появиться в 2048-м году.

Испарившийся экипаж

«Мария Челеста» с самого начала была невезучим кораблем. До того, как судно получило название, под которым и прославилось, оно называлось «Амазон». «Амазон» не вызывал добрых чувств у моряков, они крайне неохотно шли плавать на нем. Дело в том, что три владельца корабля погибли, а сам корабль все время попадал в переделки – то наскакивал на риф, то его выбрасывало на берег во время шторма, то он застревал в шлюзе. В конечном итоге, когда набрать команду на корабль стало практически невозможно, новый владелец «Амазона» решил его переименовать, тем самым дав ему новую жизнь. Судно стало называться «Мария Челеста» («Мария Небесная»).

4 ноября 1872 года «Мария Челеста» под командованием Бенджамина Бриггса вышла из Нью-Йорка в Геную с грузом 1700 баррелей спирта-ректификата на борту. 7 декабря «Марию Челесту» повстречал бриг «Дей Грация». Команду «Дей Грации» удивило, что команда бригантины не подавала никаких признаков жизни – судно казалось покинутым. Было решено подняться на борт корабля, и тут моряков ждало потрясение – на «Марии Челесте» никого не было. Пропали 4 матроса, 2 помощника капитана, кок, сам капитан, а также его жена и двухлетняя дочь. При этом на судне не было найдено никаких следов, которые могли бы свидетельствовать о нападении. Наоборот, все выглядело так, будто бы люди отошли ненадолго и вот-вот вернутся. Рядом со швейной машинкой жены лежала рубашка капитана, а также на самой машинке стояла масленка, которая показала, что сильной качки не было (иначе масленка обязательно свалилась бы). В каюте капитана были найдены деньги и драгоценности, которые обязательно приглянулись бы пиратам, если бы они захватили судно. На столе в капитанской каюте остался завтрак капитана, причем на вареном яйце уже была счищена скорлупа. Между переборками и палубами «Марии Челесты» содержалась морская вода, достигая 3,5 футов в трюме. Лючные крышки были сняты. Окна кормовой надстройки, где находилась капитанская каюта, были закрыты брезентом и заколочены досками. Секстант и хронометр не были найдены, что косвенно подтверждало мысль об эвакуации команды. Компас оказался разрушен, предположительно при неудачной попытке спешно его снять, помимо этого отсутствовала единственная в том плавании спасательная шлюпка. Записи в судовом журнале показали, что вплоть до исчезновения команды корабль шел обычным курсом. Последняя запись датировалась 25 ноября, в тот день «Мария Челеста» находилась в 400 милях от Гибралтара.

Груз, перевозимый «Марией Челестой», оказался цел, также нетронут был полугодовой запас продовольствия. Правда, после того как груз доставили владельцу, он заявил об исчезновении 9 баррелей, что стало основанием для одной из версий о случившемся. Также исчезли все бумаги за исключением судового журнала.

Следствие по делу об исчезновении команды вело Британское адмиралтейство в Гибралтаре, куда «Дей Грация» отбуксировала бригантину. Комиссия тщательно исследовала судно, а также изучила судовой журнал и заслушала показания свидетелей с «Дей Грации» и всех, кто был причастен к рейсу, выполняемому «Марией Челестой». Материалы следствия и являются на сегодняшний момент наиболее достоверным свидетельством этого странного события.

Версий об исчезновении команды и пассажиров было множество. Выдвигались версии о мятеже и нападении пиратов. Они были отвергнуты, поскольку на судне не было найдено никаких следов борьбы. В 1951 году моряк Дод Орсборн выдвинул гипотезу о столкновении судна с плавучим островом из глыбы наносного песка. Такие глыбы образуются в подземных реках под территорией Мавритании. Эта гипотеза была признана несостоятельной вследствие несовпадения ее основных положений с местонахождением «Марии Челесты» в момент обнаружения, а также данными о направлении ветра и особенностях образования и дрейфа таких плавучих островов.

В 1940 году появилась книга «Розовый коттедж», в которой представлена версия родственника капитана по имени Кобб. По мнению Кобба, причиной эвакуации команды могла быть угроза взрыва из-за воспламенения паров перевозимого спирта. До эвакуации команды уже произошли два небольших взрыва, поэтому капитан решил переждать возможный большой взрыв в шлюпке. Поскольку шлюпка была одна, она оказалась перегруженной, поэтому, когда ветер изменился, и «Мария Челеста» резко набрала ход и помчалась вперед на всех парусах, тяжелая шлюпка оказалась не в состоянии догнать ее. Корабль уплыл, а команда и пассажиры, оставшиеся в шлюпке, погибли во время шторма. Именно эта версия оказалась наиболее логичной, поскольку поддерживалась большим количеством фактов, установленных во время следствия. Однако и она не стала официальной. Помимо этого выдвигались версия о гибели жены капитана из-за несчастного случая, вследствие чего капитан потерял способность управлять кораблем, что привело к пьянству и убийствам на борту (не подтверждалась обстановкой на «Марии Челесте»); а также версия о том, что капитаны «Марии Челесты» и «Дей Грации», которые были хорошо знакомы, договорились о том, что команда «Дей Грации» поможет недоукомплектованной команде «Марии Челесты» пройти наиболее сложную часть пути, после чего произошли все события, которые легли в основу предыдущей версии. Капитан «Дей Грации» снял с «Марии Челесты» оставшуюся часть команды, после чего решил получить приз за обнаружение груза и заявил, что на «Марии Челесте» не было ни одного человека.

Несмотря на то, что регулярно всплывали самозванцы, объявлявшие себя членами команды бригантины, они все были разоблачены. Судьба экипажа судна так и осталась неизвестной.

Ледяное наказание за грехи

Еще один корабль, пополнивший ряды призраков, – «Октавиус». 10 сентября 1761 года «Октавиус» вышел из Англии и отправился к берегам Китая. А 12 августа 1775 года его обнаружило у берегов Гренландии американское китобойное судно «Геральд». Рыбаки «Геральда» поднялись на борт «Октавиуса», но вскоре в ужасе бежали оттуда, поскольку картина, открывшаяся их глазам, была поистине ужасна. На «Октавиусе» никто не пропадал, весь экипаж и пассажиры были на месте, но с одной маленькой поправкой… они все превратились в ледяные статуи. И это вовсе не метафора. Ледяные скульптуры мертвецов, застывших в неестественных позах, находились по всему кораблю. В каюте капитана за столом сидел мертвец, который в правой руке держал перо и, вероятно, собирался что-то писать в судовом журнале, лежащем перед ним. Тут же в каюте были женщина и скорчившийся под матросской курткой маленький мальчик (жена и сын капитана). На полу каюты сидел матрос, а рядом с ним лежали кремень и стружки. Вероятно, он собирался разжечь огонь, да так и умер. Ледяными статуями мертвецов были заполнены и койки в носовом кубрике. На камбузе не было найдено никаких продуктов, что говорило о том, что несчастных перед смертью мучил не только холод, но и голод.

Последняя запись в судовом журнале относится к 1762 году, она гласит: «Это кара за наши грехи».

Что же могло произойти? Вероятно, капитан принял решение вести «Октавиус» коротким Северо-западным маршрутом, что было неверным решением, поскольку надвигалась зима, а маршрут этот славился своим коварством. В итоге корабль застрял во льдах, а помощи ждать было неоткуда. Несчастные погибли один за другим от холода и голода. С наступлением тепла корабль вырвался из ледяного плена, но было уже поздно. Никем не управляемый «Октавиус» плавал в течение 13 лет, пока не был обнаружен командой «Геральда».

Судовой журнал, который мог бы пролить свет на печальные обстоятельства этой трагедии, был практически полностью утрачен. В момент, когда команда «Геральда» возвращалась к себе на корабль, матрос, который нес судовой журнал, уронил его в море. У матроса в руках остались только три первые и одна последняя страницы. Из сведений, содержавшихся на этих страницах, стало ясно, что на момент отхода «Октавиуса» из Англии погода была прекрасной. 19 сентября корабль прошел недалеко от Канарских островов. На последней странице написано, что корабль находится в ледяном плену уже 17 дней, сын капитана умер, а жена капитана перестала чувствовать холод, что свидетельствовало о близости смерти. Сам же капитан Ситтон потерял рассудок после смерти сына, он не пытался спасти корабль, а сидел целыми днями, уставившись в переборку. Было указано и приблизительное местонахождение корабля – 75° северной широты, 160° западной долготы – на сто миль севернее мыса Барроу на Аляске.

Многие современные исследователи считают историю «Октавиуса» выдумкой журналистов, тем более что судовой журнал так «счастливо» не сохранился. Однако сохранился отчет капитана «Геральда» Арчибальда Скотта, подлинность которого доказана экспертами. История корабля-призрака не стала сенсацией в свое время. Для того чтобы ей заинтересовались, понадобилось 200 лет.

В этой связи можно упомянуть пиратское судно-призрак «Кенару»; плававший 38 лет в Беринговом море «Байчимо»; исчезнувшую в районе Бермудского треугольника шхуну «Кэрролл А. Диринг»; погибший в печально известных Песках Гудвина колесный пароход «Виолетта»; грузовой корабль «Орандж Медан», экипаж которого погиб при невыясненных обстоятельствах, а также знаменитый трансатлантический лайнер «Куинн Мэри», на котором, согласно свидетельствам очевидцев, произошло более 600 смертей, и призраки буквально заполонили лайнер. Истории о загадочных кораблях будут появляться до тех пор, пока сама морская стихия будет оставаться загадочной и опасной для человека – то есть, вероятно, всегда…


15 апреля 2011


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
156294
Сергей Леонов
130557
Сергей Леонов
97103
Виктор Фишман
79188
Борис Ходоровский
70031
Богдан Виноградов
56269
Павел Ганипровский
49691
Дмитрий Митюрин
46250
Татьяна Алексеева
43844
Павел Виноградов
40992
Сергей Леонов
40685
Светлана Белоусова
38821
Роман Данилко
38643
Александр Егоров
38579
Борис Кронер
36798
Наталья Дементьева
36633