Величайший из индейцев
ЯРКИЙ МИР
«Секретные материалы 20 века» №22(408), 2014
Величайший из индейцев
Дмитрий Митюрин
журналист, историк
Санкт-Петербург
6840
Величайший из индейцев
Gettyimages.ru / © Kean Collection

Один из самых популярных вопросов среди любителей альтернативной истории звучит так: что было бы, если бы в 1811 году войска генерала Уильяма Гаррисона не разрушили построенный индейцами Город Пророка? Самый пессимистичный (с американской, разумеется, точки зрения) ответ звучит так: вместо Соединенных Штатов существовало бы огромное индейское государство.

Как называлась бы денежная единица этой страны, никто, разумеется, не знает, зато можно достаточно уверенно предположить, чей портрет украшал бы самую распространенную купюру.

Бесспорно, это было бы изображение вождя шауни Текумсе, прозванного соплеменниками Летящая Стрела. Сегодня многие считают его величайшим из индейцев.

В период наивысшего подъема в созданный Текумсе военный союз входило более тридцати индейских племен, проживавших на территории почти в полмиллиона квадратных миль, что превышало размеры тогдашних Соединенных Штатов.

Правда, просуществовало это государство менее года, а сам Текумсе пал в бою, но спустя два десятка лет после гибели «краснокожего президента» в США началось нечто вроде «текумсемании», когда многие американцы провозглашали бывшего врага чуть ли не национальным героем. Вполне объяснимый парадокс, если учесть, что «великоиндейский патриотизм», в сущности, не выходил у Текумсе за рамки стремления обеспечить своему народу те же права, которыми обладали и представители белой расы. Другое дело, что завоевать эти права можно было, лишь победив или погибнув.

ЛЕТЯЩАЯ СТРЕЛА – ПРЕЕМНИК СИНЕЙ КУРТКИ

Он родился в 1768 году на берегах реки Огайо в семье одного из вождей племени шауни – Пакешинвы.

Шауни были, пожалуй, самыми космополитичными из индейцев, поскольку, проиграв войну с ирокезами, разделились на четыре большие группы, которые, в свою очередь, расселились на территориях других племенных союзов. Свое право на выживание им приходилось отстаивать как силой оружия, так и посредством разного рода дипломатических маневров.

Индейцы чероки и майами, например, пустили их на свою землю в обмен на помощь в борьбе с белыми поселенцами, причем в одном из таких конфликтов погиб и отец Текумсе (1774), после чего мальчика и его братьев усыновил другой вождь – Черная Рыба.

Пытаясь понять, каким образом формировалось мировоззрение «величайшего из индейцев», его биографы отмечают, что одно время он тесно общался с пленниками отчима – несколькими белыми подростками. Некоторые упоминают также о полулегендарной истории его романа с некоей Ребеккой Галлоуэй, которая научила Текумсе английскому языку и основам «белой» культуры.

С другой стороны, вплоть до зрелого возраста едва ли не самыми близкими к нему людьми были те, кто не испытывал к американцам никакой симпатии, – мать, отчим, старший брат Чисика. К числу подобных непримиримых относился и боевой соратник отца, еще один вождь шауни – сын богатого фермера из Голландии Мармадьюк ван Сверинген, который в 16-летнем возрасте попал в плен к индейцам, после чего наотрез отказался «возвращаться к цивилизации», взяв себе прозвище Синяя Куртка.

Повзрослевшему Текумсе тоже дали новое имя-прозвище – Летящая Стрела, которое само по себе свидетельствовало о его достаточно воинственном характере. А возможностей проявить эту воинственность у него было более чем достаточно.

В 1775–1783 годах американские колонисты вели борьбу за отделение от Англии, причем большинство индейских племен выступили на стороне британцев, вполне справедливо решив, что далекий заморский король менее опасен для них, нежели хорошо знакомые бледнолицые соседи.

В 14 лет Текумсе впервые ступил на «тропу войны», когда отряд Черной Рыбы захватил на реке Огайо несколько лодок с белыми поселенцами. Один из пленников был заживо сожжен у столба пыток, что вызвало у юноши приступ ярости. Выскочив перед толпой соплеменников он обрушил на них такой поток угроз и упреков, что они больше никогда не пытали пленных (по крайней мере, в его присутствии). А сам Текумсе, по словам его биографа Г. Такера, «обнаружил, что сила слова может быть таким же сильным аргументом, как и оружие».

КРАСНОКОЖИЙ ИДЕОЛОГ

Хотя в 1783 году англичане и примирились с потерей колоний, а на карте мира появилось новое государство – Соединенные Штаты, – боевые действия между индейцами и колонистами продолжались и в 1780-е, и в 1790-е годы.

В одной из схваток погиб старший брат Текумсе Чисика. Зато в 1791 году краснокожие во главе с Синей Курткой разгромили численно превосходящий их (по разным оценкам, от 1,4 до 2 тыс. бойцов) отряд генерала Сент-Клера. Как вспоминал один из индейцев: «Мы рубили их, пока рука не уставала держать томагавк». Летящая Стрела был тогда одним из первых.

И все же американское вооружение и выучка оказались сильнее индейской отваги. В июне 1794 года, уже самостоятельно командуя отрядом, Текумсе потерпел неудачу, попытавшись лихим налетом захватить форт Рикавери. Отступив к главным силам, он вместе с Синей Курткой убедил ирокезов, вайандотов, криков, чероки и чикасо продолжить сопротивление, что привело к новому и гораздо более масштабному поражению при Фоллен-Тимберс (1795).

Представители разбитых племен были вынуждены подписать мирный договор в Гринвилле. От шауни его подписывали самый миролюбивый из вождей Черное Копыто и Синяя Куртка, который был сломлен настолько, что в 1801 году предпочел тихо сойти с арены, передав Текумсе свои полномочия.

Так, бледнолицый, ставший индейцем, уступил место индейцу, который больше, чем кто-либо другой, действовал в сфере политики теми же методами, которые были в ходу и у бледнолицых.

И самым сильным из этих методов была апелляция к естественным правам, о которых говорилось и в американской Декларации независимости.

Краеугольным камнем политической идеологии Текумсе стала установка о том, что земля, подобно воде и воздуху, является общим владением всех индейцев, а потому может быть уступлена кому-либо только с их общего же согласия. Отдельные подкупленные (Черные Копыто) или сломленные (Синяя Куртка) вожди подобными полномочиями не обладают.

С убийственной логикой и удивительным красноречием он отстаивал этот тезис и на межплеменных советах, и на переговорах с бледнолицыми. Американские оппоненты восхищались Летящей Стрелой, но в плане практическом его деятельность вызывала у них, мягко говоря, тревогу. Ведь под угрозой оказалась стабильная и удобная система, когда для захвата очередного участка земель было достаточно подкупить или накачать «огненной водой» местного вождя, сунуть ему в руку перо и попросить поставить закорючку.

Больше других беспокоился губернатор Индианы Уильям Гаррисон, решивший сделать себе политический капитал на законе, предполагавшем масштабное и фактически субсидируемое государством предоставление переселенцам мелких участков земли, достаточных для обзаведения собственным хозяйством (т. н. Закон бревенчатой хижины). Но где было взять необходимые для реализации закона новые земли? Разумеется, у индейцев.

В результате вождей по-прежнему подкупали и спаивали, а Текумсе курсировал между племенами, убеждая их объединяться и сообща противостоять этому натиску. Подключив к делу собственного младшего брата – Тенскватаву, Летящая Стрела начал «лепить» из него своего рода пророка и идеолога «индейского возрождения». Правда, способностями тот не блистал, и Текумсе пришлось прибегнуть к достаточно тривиальному трюку. В 1806 году, проведав об ожидавшемся солнечном затмении, Летящая Стрела при большом скоплении индейцев приказал брату «спрятать» и «вернуть» небесное светило.

Дела пророка пошли в гору, и вскоре он создал нечто вроде учения, представлявшего собой своего рода симбиоз из христианства и традиционных индейских верований. Впрочем, в основе его лежали 14 заповедей, сформулированных самим Текумсе: «Живите так, чтобы страх смерти не трогал ваши сердца. Уважайте взгляды других людей, но требуйте от них того же. Любите жизнь, совершенствуйте свою жизнь и украшайте ее для себя и своих близких. Постарайтесь прожить долго и как можно дольше служите своему народу. Готовьтесь с честью встретить тот день, когда вступите на Великое Перепутье. Всегда оказывайте знаки уважения, встречая друга или даже незнакомца, даже если некому оценить их. Уважайте всех, но не унижайтесь ни перед кем. Когда вы просыпаетесь утром, поблагодарите за пищу, кров, просто за радость жизни; если вам благодарить не за что, виноваты в этом только вы сами. Не судите и не клевещите ни на кого и ни на что – это обращает мудреца в глупца. Когда придет время оставить этот мир, не бойтесь, не уподобляйтесь тем, кто тогда молит об отсрочке и обещает загладить грехи свои. Спойте свою песню смерти и отойдите, как герой, возвращающийся домой».

Насколько эти заповеди оказались восприняты краснокожими, однозначно не скажешь, но сам Текумсе был им верен.

БИТВА ЗА ГОРОД ПРОРОКА

В 1807 году состоялся Большой совет индейских племен, на котором присутствовали около полутора тысяч делегатов. Главным его итогом стало решение о том, что теперь любые земельные сделки с американцами должны получать одобрение всех племен, представленных на Большом совете.

Фактически был сделан первый шаг к созданию индейской конфедерации, хотя очень многие вожди в штыки воспринимали подобную идею. Через два года группа таких оппозиционеров начала переговоры с губернатором Гаррисоном, закончившиеся продажей территории в Индиане площадью около трех миллионов акров. Отсчитав 5200 долларов наличными и пообещав выплачивать еще 1700 долларов ежегодно, представители американского правительства выставили своим индейским партнерам в качестве бонуса несколько бутылок виски. Однако, когда перепившиеся вожди вернулись в родные вигвамы, соплеменники встретили их очень недоброжелательно. Все они лишились своих полномочий, а один из них – Кожаная Губа (из племени вайандотов) заплатил за свои прегрешения жизнью.

Возглавляемая Текумсе делегация явилась к Гаррисону и объявила сделку недействительной. Губернатор, в свою очередь, настаивал на выполнении договора, и страсти накалились настолько, что присутствующие начали хвататься за оружие. До кровопролития дело не дошло, но Гаррисон не преминул обвинить своего оппонента в мятеже. Летящая Стрела не без сарказма напомнил о том, как именно были образованы Соединенные Штаты, и отметил, что поскольку индейцы в создании новой страны никак не участвовали, а их мнения об этом никто не спрашивал, то они имеют полное право проделать нечто подобное.

Так и не достигнув компромисса, противники начали готовиться решить спор силой оружия. В устье реки Типпекано Текумсе и Тенскватава основали так называемый Город Пророка, ставший отчасти индейской столицей, отчасти – военным лагерем, в который каждое из племен – участников союза присылало по нескольку своих лучших воинов.

Сам Текумсе постоянно курсировал между канадской границей и Флоридой, пытаясь привлечь в альянс новых членов. Иногда успешно, иногда – не очень. Так, например, от многочисленного племени криков, к которому, кстати, принадлежала и его мать, в Город Пророка отправился лишь маленький отряд добровольцев.

Вождь чокто Пушматаха назвал борьбу с американцами безумством. Затем, когда воинам предложили проголосовать, подбросив вверх томагавки, получилось, что голоса разделились примерно поровну. Тогда вопрос передали на обсуждение шаманам и старейшинам племени, которые разъяснили Текумсе, что, если он немедленно не покинет их земли, с ним может случиться что-нибудь нехорошее.

И все равно население города пророка постоянно увеличивалось. Озабоченный этим Гаррисон решил нанести удар на упреждение.

Осенью 1811 года Текумсе отправился на юг, приказав Тенскватаве в любом случае воздерживаться от конфликта с американцами. Однако излишне темпераментный вождь потаватоми Пернатая Рука совершил несколько нападений на поселенцев, чем дал повод для ответных действий.

Добавив к солдатам регулярной армии ополченцев, Гаррисон собрал войско примерно в 1200 человек. Индейцев было вдвое меньше, но, веря в поддержку Великого Духа, они на рассвете 11 ноября 1811 года атаковали лагерь американцев. Один из солдат-янки так вспоминал двухчасовую битву при Типпекано: «Индейцы предприняли несколько атак на наши линии, вопя и визжа во время наступления, стреляя из ружей и луков в наши шеренги. Отбрасываемые назад после каждой атаки, они отступали, подбирая своих мертвых и раненых».

Любопытно, что победители-американцы потеряли 62 человека убитыми и 126 ранеными, а побежденные краснокожие (по американским же, явно не преуменьшенным, данным) только 40, причем ни одного индейского трупа на поле битвы не оказалось. Времени, чтобы их вынести и захоронить у индейцев было достаточно, поскольку армия Гаррисона несколько дней не трогалась с места, опасаясь нового нападения.

С другой стороны, очевидно, что именно краснокожие чувствовали себя проигравшими, поскольку Город Пророка они все-таки оставили. Спалив пустые здания, Гаррисон вернулся в столицу Индианы Винсенн триумфатором, а название реки Типпекано стало его прозвищем.

ТРОПОЙ ВОЙНЫ

Нельзя сказать, что, стоя на оставшемся от Города Пророка пожарище, Текумсе решил сражаться с американцами до последнего. Напротив, он пытался урезонить своих пылающих жаждой мести сторонников, которые начали нападать на мирных поселенцев. Он безуспешно пытался добиться встречи с президентом США Джеймсом Мэдисоном и что-то объяснить ему. Он, наконец, был готов пообещать помощь индейцев в предстоящей войне с Англией. А в том, что эта война вот-вот грянет, никто особо не сомневался.

Еще во время Войны за независимость американцы пытались отбить у британцев Канаду, но потерпели неудачу. Теперь англичане были заняты борьбой с Наполеоном, и выкинуть их из Северной Америки представлялось делом не трудным.

В общем, политики-янки оказались настолько самоуверенны, что от переговоров с Текумсе отказались, и ему, в сущности, ничего не оставалось, как обратиться к англичанам, которые как раз были рады любому союзнику.

Командующий британскими войсками в Канаде генерал Брук пообещал индейцам признать их государственность, получив, по разным подсчетам, от 600 до 3000 краснокожих воинов. Причем очень неплохих воинов, что подтвердилось, когда отряд американского генерала Халла пересек границу и осадил форт Мэлден. Вторжение началось 12 июня 1812 года, а официальное объявление войны последовало лишь 18-го, однако эффекта внезапности не получилось. Отряды Текумсе и его верных сподвижников вождя саука Черного Ястреба и вождя потаватоми Медвежьи Плечи перерезали коммуникации наступающих, заставив Халла отвести свои войска к Детройту.

Сил у американцев было вдвое больше, но Текумсе начал гонять своих воинов вокруг города таким образом, что у янки сложилось впечатление, будто свирепых дикарей несметные орды. И 16 августа будущая столица американской автомобильной промышленности сдалась без боя.

Именно после этой победы Текумсе, а заодно и его друг Черный Ястреб получили звания бригадных генералов британской армии. К его армии присоединились представители живущего далеко на юге племени майами, а осторожные крики начали готовиться к восстанию, которое вскоре доставит немало хлопот американцам. Но затем счастливая полоса кончилась.

13 октября в битве на Квинстонских высотах был смертельно ранен генерал Брук, с которым у Текумсе установились хорошие личные отношения.

Должность временного генерал-губернатора Канады занял не отличавшийся способностями полковник Проктор, абсолютно не склонный считаться с интересами индейцев.

ВСТУПИВШИЙ НА ВЕЛИКОЕ ПЕРЕПУТЬЕ

Правда, на театре боевых действий фортуна пока еще сохраняла постоянство. В начале 1813 года на Райзен-Ривер индейские отряды, возглавляемые Круглой Головой и Ходящим-по-Воде, разгромили ополченцев из Кентукки. Примерно треть из 900 американцев погибла в битве, а треть – вырезали победители. Оставшихся спас Текумсе, который с опозданием прибыл к месту событий.

Свои полководческие способности Летящая Стрела продемонстрировал в конце апреля, осадив форт Мейгс, в котором заперся его «старый приятель» Гаррисон. Сам форт взять, впрочем, не удалось, а на предложение сойтись в поединке «старик Типпекано» не ответил, зато Текумсе сумел разгромить бригаду из 1100 кентуккийских добровольцев под начальством полковника Дадли.

Пять сотен американцев пали в сражении, а 150 были доставлены в английский лагерь, где, получив из рук британцев «огненную воду», краснокожие едва снова не устроили резню пленных. К счастью, Текумсе сумел успокоить своих подчиненных, после чего заявился к Проктору и обвинил его в спаивании соплеменников.

«Я воюю ради освобождения, ты же – ради убийств!» – эти слова Текумсе наверняка должны были взбесить Проктора, и он рассчитался за них самым гнусным образом.

До этого Летящая Стрела успел дать еще одну нелестную характеристику британскому командующему, сравнив его с «обленившимся псом, который может громко лаять издали, а при малейшей опасности поджимает хвост и трусит прочь».

Поводом для столь резких слов стал приказ Проктора об отходе из хорошо укрепленного форта Мэлден. Индейцев об отступлении предупредили в последнюю минуту. Да еще не снабдили необходимым оружием и продуктами. Волей-неволей максимум трехтысячная «армия» Текумсе, к тому же более чем наполовину состоявшая из семей воинов (то есть детей и женщин), была вынуждена прикрывать британцев.

5 октября 1813 года этот табор оказался настигнут 3-тысячным корпусом Гаррисона на реке Темза.

Краснокожие сражались до последнего, успешно отразив атаку конных стрелков под командованием полковника Джонсона. Однако, когда стрелки спешились и пошли в штыковую, индейцы не устояли. По одной из версий, Текумсе пал в поединке с полковником Джонсоном, по другой – был зверски убит, когда попытался начать переговоры о капитуляции. Есть даже легенда, что американцы нарезали из его спины то ли ремни для правки бритв, то ли обивку для барабана.

Так или иначе, известно, что тело Текумсе досталось победителям, но с наступлением темноты Черный Ястреб с несколькими воинами, проникнув в американский лагерь, выкрал останки вождя и похоронил их.

В качестве эпилога имеет смысл упомянуть о последующей судьбе некоторых соратников и противников Текумсе.

Сдавший Детройт генерал Халл за трусость был приговорен военным трибуналом к смертной казни, которую отменили специальным президентским помилованием.

Осторожный вождь чокто Пушматаха сражался со своими воинами против британцев и первым из индейских вождей получил звание генерала американской армии. Скончался он в 1824 году и был похоронен с воинскими почестями на кладбище Конгресса в Вашингтоне.

Тенскватава неоднократно выступал в роли посредника, уговаривая индейских вождей склониться перед захватчиками. Как писал американский историк Шульцман, после кончины Тенскватавы в 1836 году индейцы «начали ненавидеть его столь же сильно, сколь славили его брата...».

И наконец, генерал Гаррисон в 1841 году стал президентом Соединенных Штатов. На церемонии инаугурации он произнес длинную речь, во время которой простудился, и через месяц скончался.

Что же касается англо-американской войны, то она закончилась еще в 1814 году на условиях сохранения статус-кво. Индейцы не получили ничего и вынуждены были самостоятельно сражаться за свою свободу.

Однако новый Текумсе среди них больше не появился, и каждое племя погибало в одиночку.


1 октября 2014


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8370545
Александр Егоров
940827
Татьяна Алексеева
775904
Татьяна Минасян
319186
Яна Титова
243109
Сергей Леонов
215717
Татьяна Алексеева
179142
Наталья Матвеева
176557
Валерий Колодяжный
171204
Светлана Белоусова
157271
Борис Ходоровский
155356
Павел Ганипровский
131006
Сергей Леонов
112002
Виктор Фишман
95617
Павел Виноградов
92450
Наталья Дементьева
91736
Редакция
85313
Борис Ходоровский
83213
Станислав Бернев
76847