В поисках рая
ЯРКИЙ МИР
В поисках рая
Галина Мазанова
журналист
Санкт-Петербург
648
В поисках рая
Мудрецы всех времен и эпох утверждали: счастье недостижимо

Священные книги описывают его. Пророки его обещают. Ученые подвергают сомнению его существование. Путешественники ищут его в разных отдаленных краях. Тысячелетиями люди самых разных культур верят и стремятся в ту желанную область, где реки текут молоком и медом , где деревья с ароматными и сочными плодами и прекрасные девы, — в страну под названием Рай.

Мудрецы всех времен и эпох утверждали: счастье недостижимо. Человек может лишь приблизиться к нему — но как? Диоген считал, что только через аскезу — отречение от суетных благ мира, Эпикур — что лишь избегая боли, суровые стоики ставили во главу угла добродетель, веселые гедонисты — наслаждение, а Кант видел счастье в исполнении долга...

Однако наряду с этим в народе держалось стойкое убеждение, что в счастье можно войти, как в замок или сад, что Рай — это некая местность, пейзаж, биотоп.

Мысль о том, что счастье — не состояние, а место, возникла очень давно. Где-то между 4000 и 2000 годами до нашей эры, в Двуречье между Тигром и Евфратом. Там древние шумеры на глиняных табличках запечатлели свои мечты о счастливой стране по имени Дилмун — «чистое место», называли они ее «место вечно сияющее».

Эта земля была вечноцветуща и плодородна. Люди и звери жили там в мире и гармонии, там текли чистые реки, бессмертные боги и богини безвозмездно и вечно наслаждались всеми радостями жизни.

Подобная вера привела генуэзского моряка Христофора Колумба к убеждению, что в июле 1498 года после многодневного плавания на запад ему были явлены «знаки и чудеса»: на удивление мягкая и постоянная температура; море, несущее ветви с плодами; необъяснимое поведение компасной стрелки — «словно море выгнулось вверх» — все было странно и полно значения. Вскоре его корабль достиг спокойного моря, что несло неожиданно пресную воду. (Это было устье реки Ориноко, о которой Колумб не знал...)

Не здесь ли протекает одна из четырех рек Эдема, о которых говорит Книга Бытия? «Из Эдема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки». И Колумб пишет королевской чете в Испанию: «Я думаю, что эта река если не прямо из рая течет, то из далекой, доселе неизвестной страны на юге. И я более чем убежден, что там и лежит земной рай».

Издали представшая ему земля и вправду выглядела плодородной и прекрасной, как райское видение. Туземцы, обнаженные, как Адам во времена невинности, приблизились на каноэ, принесли маис, невиданные плоды и попугаев! А не сказано ли в Писании, что до грехопадения звери могли говорить? Здесь же были говорящие птицы, изумленный Колумб сам это видел.

Однако он не отважился углубиться дальше в страну блаженства, а взял курс на север — ибо разве не сказано, что вход в рай людям запрещен, и его охраняют херувимы с мечами огненными? 20 мая 1506 года Колумб умер в Вальядолиде в твердой уверенности, что Куба находится в Азии, а чуть дальше на юг лежит сад Эдема.

Вера Колумба основывалась на тысячелетней традиции поисков рая. Еще сын Адама должен был совершить паломничество к вратам рая, чтобы вымолить умирающему отцу своему елей с древа милосердия.

По преданию, врат Эдема достиг Асклепий, греческий бог врачевания, но все его спутники пали там от мечей огненных. Это, однако, не остановило жаждущих увидеть рай своими глазами, и поиски продолжались. Например, существует легенда об ирландском аббате святом Брендане, который после долгого плавания нашел райский остров в западных морях. Легенда оказалась столь стойкой, что на карте Меркатора 1569 года изображался остров св.Брендана. В XVI столетии он был даже официально продан Португалии, а в 1721 году на его поиски была снаряжена экспедиция.

Вплоть до средних веков на большинстве карт мира оставляли место для рая — чаще на Востоке или в Индии. В VI веке один монах описывал землю, окруженную оставшимся после потопа океаном, за которым лежит рай — правда, недостижимый.

Даже в эпоху Возрождения поиски рая не прекращались. Легендам и фантазиям средневековья теперь противостояла тяжелая артиллерия — наука. Между 1540 и 1700 годами появилось не менее 150 ученых сочинений, авторы которых рассуждали о местонахождении и достижимости земного рая, что, как писал один иезуит, «чрезвычайно важно для верующих». Были ориенталисты, которые доказывали,что рай находится на Северном полюсе; знатоки языков, утверждавшие, что Адам и Ева говорили по-фламандски или по-шведски; географы искали рай в Армении, Месопотамии, в Палестине, на Сейшельских островах или в долине Инда.

А накануне 21 столетия англичанин Дэвид М. Роул нашел исторической стране счастья новое место — в Северном Иране, между озером Урмия и Каспийским морем. Сад Эдема должен был цвести там, где сейчас раскинулся промышленный город Тебриз.

То, что персидское плоскогорье имеет какую-то мистическую связь с образом рая, видно из того, что само слово «парадиз» — по-древнееврейски pardes, по-гречески paradeisos — происходит от древнеиранского pairidaeza, что означает «ограда» или «огороженный сад». Проникнуть за эту ограду — надежда каждого верующего...

Следы или памятники этой надежды можно увидеть в центральном Иране в 12 километрах от города Язд. Здесь на двух холмах возвышаются две башни, массивные круглые сооружения из глины и соломы. Их цвета гармонируют с охристым колоритом окружающей местности, словно они опустились откуда-то на эти холмы и слились с ними. Над нежно-голубой, словно обернутой в серебряную фольгу вершиной горы Кохруд, над пыльной равниной дует мягкий ветер. Выложенный камнем подъем вьется вверх — древняя дорога для повозок, запряженных ослами. Наверху башни, окруженная стеной, лежит под утренним небом ровная площадка. Здесь когда-то люди оставляли своих покойников. Семь дней души их ждали своего вознесения на небо. Мертвых охраняли собаки, прогоняя нарушителей покоя. Ночь за ночью приходил ангел смерти и вопрошал души умерших о добре и зле. Покинутые тела расклевывали коршуны. Останки запечатывали воском и хоронили в горных пещерах, ибо четыре священных стихии — огонь, вода, воздух и земля — должны были оставаться чистыми.

Души добрых шли, сопровождаемые пятнадцатилетней девственницей, по тонкому мосту, ведущему в рай. Там их встречал сад, полный душистых цветов, ждали «все удовольствия и наслаждения». А внизу, одетые в белые одежды, ликовали оставшиеся на земле родственники. Ни одной слезы по умершему не проливали они, ведь он жил теперь у великого бога Ахура Мазда в «доме, полном света и хвалебных песнопений».

Так говорит учение Заратустры, персидского пророка, и его бога Ахура Мазды. Когда жил Заратустра, точно неизвестно — вероятно, около 1000 года до н.э. или еще раньше.

Заратустра стал провозвестником новой концепции рая — прекрасной страны, в которой, по суду Божьему, добрые пожинают плоды своих деяний. Этот мир счастья открыт каждому — и погонщику ослов, и царю,только бы они исполняли три требования зороастризма: добрые слова, добрые мысли, добрые дела.

Коршуны давно покинули эти места. С тех пор как правительство Ирана в 1970 году запретило погребения на открытом воздухе, «Башни молчания» стоят, как погасшие маяки древней веры. Платформы, стартовые площадки отлета в небесные странствия оплетены электрическими проводами. Вокруг гудят скоростные шоссе, и метр за метром подступают кремовые бетонные здания растущего города Язд. Сегодня последователей зороастризма осталось около 30 000.Теперь они хоронят своих умерших на огороженных кладбищах в бетонных гробах — чтобы не тревожить землю. На надгробных камнях дары живых: кусочки ладана, яблоки, абрикосы. И надписи: «Воссоединившийся с Ахура Маздой в небесах».

До появления Заратустры люди Средиземноморья и Ближнего Востока представляли себе обиталища мертвых мрачными, пустынными областями, подземельями, где не сияет свет, а мертвые существуют, как тени, — без страданий, но и без счастья. Греков поглощал мрачный Гадес, евреев ждала «страна тьмы и теней». Египтяне уходили в «страну на Западе», где садится солнце. Только избранные попадали в «VIP-зону». Так, пророк Илия, пламенный борец за Божье дело, не умер, но вознесся на небо в огненной колеснице. Греческие боги в исключительных случаях также уносили смертных в светлые поля, в Элизиум, где, как описывал Гомер, «людям живется легко под вечным дыханьем зефира». Или, по Гесиоду, — на «Остров блаженных», где «трижды в год золотые плоды земля в изобильи приносит». Но вход туда только для полубогов.

В противоположность этому персидский рай Заратустры, открытый каждому умершему, выглядит совсем демократичным. В Персии его учение было государственной религией. Около 600 года н.э. некоторые его идеи проникли в иудаизм — так, мысль о Последнем суде, который наказывает злых и награждает добрых, имела особую привлекательность для народа, страдавшего под игом вавилонян. И когда персы в 539 году н.э. захватили Иудею, евреи уже созрели для рая в духе Заратустры: утраченный сад Эдем, странствия через столетия, возвращение домой с Мессией, возвращение к счастью... Уже в 165 году н.э.пророк Даниил не сомневался, что после явления Мессии «многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление». А потом будет сказано, вторит ему его коллега Иезекиил, «эта страна станет как сад».

Еще в 399 году н.э. греческий писатель Ксенофонт дивился на «так называемые парадизы» персидского царя Кира, «что полны хороших и красивых вещей, которые рождает земля». А когда в 7 веке ислам покорил эту страну, захватчики не только удивлялись утонченному садоводству покоренных, но и увидели в персидских садах воплощение того рая, который их религия обещает верным. Поэтому ни одна священная книга не описывает загробные поля наслаждений с такой точностью, как Коран: более сотни его изречений восхваляет счастье блаженных. Если из Книги Бытия возникает лишь туманный образ Рая, то мусульмане могут сослаться на очевидца — пророка Мухаммеда... Однажды ночью в 619 году, разбуженный пинком архангела Гавриила, он был посажен на крылатого зверя и вознесен на Храмовую гору в Иерусалиме. Зверь превратился в огненную колесницу и унес своего седока на седьмое небо. И там пророку явился рай. Там не было ни холода, ни солнечного зноя, а были финики и гранаты, тканые подушки, дичь и дорогие напитки, разносимые нестареющими юношами, и, конечно, прекрасные черноокие женщины. В хадитах, преданиях о жизни и изречениях пророка, еще больше подробностей. Там каждый избранный становится обладателем дворца, состоящего из 70 других дворцов, в каждом по 70 комнат, украшенных и построенных из полых жемчужин каждая в 12 000 локтей величиной. В каждом из этих роскошных покоев стоит диван, покрытый 70 коврами и окруженный 40 000 золотых кресел с аметистовыми ножками. Число женщин, готовых к услугами праведника, колеблется от двух до 70 000, крылатые кони — его безотказный транспорт, а аппетиту его во всякое время предлагаются жареные птицы ростом с верблюда.

Когда страшный «Старец Горы», глава секты ассасинов в 12 веке, Хасан-и-Саббах опаивал гашишем бедных юношей, он переносил их в сад своего замка-крепости в горах. Там они просыпались одетые в зеленые шелка, в окружении цветов и фонтанов, рабов и рабынь, птиц и вина — и с гашишем для радости сердца. Одурманенные им, они снова засыпали и пробуждались, уверенные, что видели рай. Теперь они безжалостно закалывали кинжалами врагов своей секты и умирали тут же с улыбкой — ведь они знали, что их ждет уже знакомый и желанный рай. Не зря французское слово «assassin» — убийца — это искаженное слово «гашишим».

Именно чувственная роскошь исламского рая вдохновляла воинскую храбрость арабов, заключил Наполеон Бонапарт после своего египетского похода. «Так каждый из них становится героем». У христиан слишком реалистичные гурии и диваны, персики и гранаты мусульманских садов наслаждения долгое время вызывали скепсис. «Турки верят в воскрешение мертвых, — насмехался Мартин Лютер, — но лишь с условием, что после этого у них будет лучше с деньгами, добром и красивыми женщинами». Царство же нашего господа — не от мира сего, и нет нам, христианам, нужды заботиться о золоте, короне, танцах и удовольствиях.

Вместо этого — gloria in excelsis, слава в вышних Богу. В небесах царит, утверждали схоласты средневековья, вместо всяких прогулок по садам наслаждений, вечное созерцание Господа и хвалебные песнопения. Фома Аквинский, наиболее значительный среди них вероучитель и знаток небесной жизни, описывал в XIII веке некий эфирный мир покоя и света — даже море в стране блаженных застыло кристаллической массой. В этом раю нет ни животных, ни растений; лишь голые и вечно сытые просветленные — они ведь не нуждаются ни в одежде, ни в пище, все неподвижно углублены в созерцание славы Господней...

Отцы церкви не только всерьез подсчитывали, сколько ангелов может уместиться на кончике иглы, но и решали не менее важные проблемы: например, будет ли человек в стране обетованной жить во плоти и крови или в форме бесплотной души? И кому будет принадлежать после воскресения человеческое бедро, съеденное каннибалом, — едоку или прежнему хозяину?

Блаженный Августин полагал, что каждый член того, кому он принадлежал по праву, будет ему возвращен. Попутно будут исправлены и физические недостатки: слепые прозреют, парализованные встанут, толстяки и тощие получат на том свете идеальное тело. Непонятно лишь, будет оно материальным или только духом...

Но параллельно с туманными видениями метафизического Царства небесного существовала в народе вера в иной рай. Такой плебейский Эдем, рай обжор и лодырей, блаженная страна Шлараффенланд с молочными реками и кисельными берегами, где лентяям падают с небес прямо в рот жареные голуби, а прилежным труженикам достаются одни плети, присутствует в той или иной форме в сказаниях почти всех народов. Достаточно переступить границу — из пшенной ли каши, свинячьего навоза или снега и льда — и ты попадаешь в страну чудесного изобилия. Все принадлежит всем, старому и малому, как в ирландской поэме XIV века. Только в эпоху Возрождения эти раблезианские картинки перестали казаться ересью, и христианское небо приобрело более яркие краски. Так, священник-гуманист Лоренцо Валла обещал праведникам диковатые удовольствия: скачки на облаках или плавание под водой, «как рыбы». В трактате «De voluptate» — «О наслаждениях» — рай описывался как один бесконечный оргазм, непрекращающееся наслаждение, «которое до мозга костей людей сотрясает так, что все удовольствия любви с ним несравнимы». Иезуит Иеремия Дрексель обещал «чувствам вкуса подлинные экстазы без еды и питья». Шведский политик, ученый и духовидец Эммануэль Сведенборг в 1743 году имел видение, после которого утверждал, что даже любовные удовольствия в небесах «намного слаще», чем на земле, и мужская сила там никогда не иссякает.

Фантазии чревоугодников особенно расцвели в эпоху между феодальным обществом и подъемом буржуазии. Это время ввергло многих европейцев в кризисы, нужду и голод. Новые нормы труда, дисциплина, власть часовой стрелки порождали мечты о стране, где раздолье лентяям, а прилежные труженики заперты в темницы и подвергаются бичеванию. Там нет купли-продажи, этого победного шествия торговли — «приходи и покупай без денег, бери молоко и вино без платы», как обещал пророк Исайя жителям нового Сиона.

>

В общем, рай всегда был протестом против существующей реальности. Тибетские буддисты мечтали о царстве Шамбалы. Когда бедность становилась совсем невыносимой, легендарные правители Шамбалы уничтожали зло и возвращали золотой век. Шииты ждали тайного имама; иудеи надеялись на пришествие Мессии, который принесет на землю 400 лет счастья; первые христиане вплоть до 4 в.н.э. каждый день ждали возвращения Господа и начала «Миллениума» — тысячелетнего царства, которое возвестил Христос, времени «неистощимых лоз и вечно колосящихся нив». Пламя «милленниаризма» влекло массы нетерпеливых еретиков к тому, чтобы немедленно осуществить царство Божие на земле.

В Богемии в 1420 году гуситы собственной волей провозгласили царство Христа, создавая коммуны без частной собственности и социальных различий. Рейнские бегарды, по свидетельствам современников, строили под землей удивительные убежища, которые называли раем, где молились голыми и «разных достойных женщин собирали для распутства». То же пламя подогревало и кельнских адамиан, которые «изысканно пировали, водили хороводы, наслаждались многими удовольствиями» и утверждали, что живут именно той жизнью, какой жили праотцы в раю до грехопадения. И анабаптистов-перекрещенцев, которые в 1534—1935 гг. провозгласили в Мюнстере «царство Сиона», а своего вождя Яна ван Лейдена — «владыкой круга земного». Они пытались завлечь народ плясками и полигамией, но через 16 месяцев осады объединенными силами католиков и протестантов сдались. Но огонь нетерпения продолжал тлеть: тому пример сегодняшние свидетели Иеговы.

Религиозная община мормонов была лишь одной из многих «фабрик рая», которые желали осуществить царство Божие на земле — главным образом на американской. Между 1820 и 1850 годом в этих общинах-сектах состояло около 100 000 человек. Большей частью это были диссиденты, бежавшие из Европы от религиозных преследований. Все эти разномастные течения объединял один внимательно прочитанный стих из Книги Бытия: «И взял Господь человека, и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его». Значит, если возделывать свой сад достаточно тщательно, то в наших силах превратить его в рай! И вот «гармонисты» в штате Пенсильвания под руководством проповедника Георга Раппа практикуют половое воздержание и... гонят виски. «Общество Амана» в штате Айова, выходцы из Пруссии, в 1770-х годах носят одинаковую одежду, коллективно владеют собственностью, управляют мельницами, фермами, текстильными фабриками — и создают самую изобильную Утопию в стране. Роберт Оуэн готовится построить в штате Индиана Новый Иерусалим точно, как описано в Откровении Иоанна — град с двенадцатью вратами, с глубокой верой в то, что «не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи».

Мечтатели сумели построить целые экономические империи! Еще и сегодня «Онеида ЛТД» — один из мировых поставщиков столовых приборов из нержавеющей стали, а «Амана Рефрижерейшн Инк.» — ведущий производитель холодильников в США.

Как видим, самые различные виды рая могут производить не только счастье, но и деньги. Быть может, одна из рек, истекающих из рая, питает волшебную Золотую страну Хавила? А вдруг наше время, когда золотые потоки мощно как никогда мчатся вокруг глобуса, и есть предвестие рая?

Продолжительность жизни растет — и подтверждает видение рая у пророка Исайи: «Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею».

Скорость коммуникации в наше время сравнялась с той, с которой, по подсчетам одного французского теолога, перемещаются по небесам святые — 304 000 км/сек.

Теперь о языках. По предостережениям лингвистов, восьмидесяти процентам существующих идиом грозит исчезновение. Исчезают один за другим целые языки. Не означает ли это возвращение к единой райской речи, существовавшей до строительства Вавилонской башни?

А электрическое освещение? Из космоса земля сияет и мерцает, как Новый Иерусалим из Апокалипсиса — как город, который «не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего».

Так, может быть, парадиз, страна счастья, и есть просто наша Земля? Вся-вся Земля?..


Дата публикации: 3 мая 2007

Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~EuWOW


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
18394191
Александр Егоров
6762826
Татьяна Алексеева
1102695
Татьяна Минасян
511130
Яна Титова
286606
Светлана Белоусова
237588
Валерий Колодяжный
237136
Татьяна Алексеева
234790
Наталья Матвеева
230789
Сергей Леонов
227074
Борис Ходоровский
202283
Павел Ганипровский
181407
Наталья Дементьева
132284
Павел Виноградов
128449
Сергей Леонов
114949
Редакция
110631
Сергей Петров
101196
Виктор Фишман
98458
Станислав Бернев
98297