Усмешки хрустальных черепов
ЯРКИЙ МИР
«Секретные материалы 20 века» №26(490), 2017
Усмешки хрустальных черепов
Татьяна Минасян
журналист
Санкт-Петербург
3210
Усмешки хрустальных черепов
Кадр из фильма «Индиана Джонс и королевства хрустального черепа»

Если долго смотреть на знаменитые хрустальные черепа, выставленные в нескольких музеях, может показаться, что они хитро ухмыляются, посмеиваясь над посетителями. И в общем-то, можно сказать, что они имеют право на насмешки, ведь люди так и не смогли понять, являются ли эти артефакты подделками, или они на самом деле были созданы какой-то древней цивилизацией, в дальнейшем исчезнувшей с лица земли…

Черепа из горного хрусталя неизменно упоминаются в любой статье, посвященной археологическим загадкам или разным необъяснимым явлениям. Что и неудивительно — среди других таинственных находок они занимают весьма почетное место. Когда бы они ни были изготовлены, в глубокой древности или ближе к настоящему времени, это в любом случае удивительные произведения искусства. Горный хрусталь, из которого сделаны эти артефакты, — один из самых твердых на Земле минералов, превосходят его в этом только алмаз, корунд и топаз. Вырезать из него какую-либо фигуру сложно даже сейчас, используя самую современную технику. Однако каждый из известных на данный момент черепов создан из цельного куска хрусталя, и сделано это очень аккуратно: они в точности копируют человеческие черепа, у них идеально гладкая поверхность, а у некоторых еще и двигается на шарнирах нижняя челюсть. С какой бы целью эти вещицы ни были изготовлены, их создатели были настоящими мастерами своего дела.

Кроме того, хрустальным черепам еще и приписывают множество разных мистических свойств. По словам некоторых людей, занимавшихся их исследованием или просто хранивших их у себя дома, черепа вызывали у них странные сны и видения, влияли на их самочувствие — в лучшую или в худшую сторону, и вообще рядом с ними «творилась какая-то чертовщина». Легенды же гласят, что древние индейцы, которым приписывают создание хрустальных черепов, использовали их для каких-то магических ритуалов, что вожди племен или жрецы могли общаться друг с другом на расстоянии при помощи этих поделок, что, заглядывая в один череп, можно было увидеть то, что окружало другой…

Конечно, слухи о «всякой чертовщине» сопровождают практически любую необычную археологическую находку, но почему-то именно к рассказам о хрустальных черепах многие люди относятся крайне серьезно. В том числе и всевозможные эзотерические общества, члены которых даже предпринимали попытки украсть выставленные в музеях черепа. Так, в 1943 году, когда эти странные артефакты еще не были широко известны, члены нацистского оккультного общества «Анненербе» попытались украсть один такой из Британского музея. Они были пойманы с поличным и так и не признались, для чего им понадобился малоизвестный экспонат, пылившийся в запаснике.

И даже те, кто уверен, что все хрустальные черепа являются подделками, не могут точно ответить на вопрос, когда именно они были созданы и для чего вообще понадобилось выпиливать из крайне твердого минерала фигуры такой сложной формы. Если бы кто-то хотел создать фальшивый артефакт, чтобы прославиться и заработать на нем денег, он мог бы с тем же успехом сделать и более простой предмет из материала, который легче обрабатывать.

Всего на данный момент достоверно известно о тринадцати хрустальных черепах. Три из них хранятся в музеях: в Национальном музее естественной истории Смитсоновского института в Вашингтоне, в Музее примитивного искусства в Париже и в Британском музее в Лондоне, а остальные принадлежат частным коллекционерам. Некоторые источники упоминают еще восемь черепов, тоже хранящихся в частных коллекциях, но о них очень мало достоверной информации. Кроме того, существует множество черепов маленького размера, сделанных не так аккуратно, как экспонаты коллекций, из хрусталя менее высокого качества или из подобия стекла. Причем часть этих маленьких черепов еще и деформирована — они выглядят как будто бы смятыми или перекрученными, как если бы их неаккуратно слепили из какого-то пластичного материала, который потом затвердел.

Проследить историю этих экспонатов крайне сложно: любители древностей перепродавали их друг другу по нескольку раз, и установить, кто был первым владельцем того или иного черепа, не удается. Неизвестно и время их создания: горный хрусталь не содержит углерода, так что применить для этого радиоуглеродный анализ в данном случае невозможно.

ПОДАРОК ДОЧКЕ

Интерес для исследователей представляют все черепа, но наиболее известен среди них лубаантунский череп, или череп Митчелла-Хеджеса, названный по месту, где он, по основной версии, был найден, и по имени человека, объявившего об этой находке. Он сделан из наиболее чистого и прозрачного кристалла хрусталя и является точной копией человеческого черепа. Его нижняя челюсть двигается на шарнирах, причем они выполнены настолько безупречно, что череп открывает «рот» и щелкает зубами при малейшем движении и даже при достаточно сильном дуновении воздуха. При этом загадкой является не только время и обстоятельства его создания, но и история его находки в ХХ веке.

Впервые о ней стало известно в середине прошлого века. О том же, как она была сделана, в 70-е годы рассказала Анна Митчелл-Хеджес, приемная дочь известного английского археолога и авантюриста Фредерика Альберта Митчелла-Хеджеса. Этот человек был известен не только своими археологическими находками, но еще и огромной любовью к опасным приключениям — именно он стал прототипом киногероя Индианы Джонса, — а кроме того, еще и склонностью приукрашивать свои подвиги и привирать во время рассказов о своих поездках по миру. Из-за этой черты его характера Фредерика Альберта и заподозрили в том, что привезенный им из экспедиции в город Лубаантун хрустальный череп может оказаться подделкой. Тем более что рассказ Анны о том, как череп был обнаружен, выглядит излишне романтичным и мелодраматичным для реальной жизни.

Митчелл-Хеджес был женат на канадке по имени Лилиан-Долли. Несмотря на то, что он постоянно пропадал в экспедициях, их брак был счастливым, и омрачало его только отсутствие детей. В конце концов супруги удочерили сироту по имени Анна-Мари, и приемный отец с раннего детства стал рассказывать девочке о дальних странах, древних, засыпанных землей городах и о том, что можно найти, если их раскопать. Маленькая Анна была в восторге от его рассказов, а в подростковом возрасте потребовала, чтобы отец взял ее в очередную экспедицию. Отказать дочери, которую он любил, как родную, археолог не смог, и она стала сопровождать его в большинстве поездок.

В 1927 году Митчелл-Хеджес с Анной и несколькими помощниками проводил раскопки на территории Лубаантуна — города индейцев майя, расположенного на полуострове Юкатан в Центральной Америке. Анне вот-вот должно было исполниться семнадцать лет, и она была очень рада, что ей предстоит отмечать день рождения среди развалин города, существовавшего в XVIII–IX веках до нашей эры. А когда ее день рождения наступил, оказалось, что судьба (или, возможно, любящий отец) приготовила ей удивительный подарок. Девушка работала на раскопках одного из храмов майя и заметила под алтарем что-то блестящее, похожее на стекло, а когда она со всеми предосторожностями извлекла оттуда странный предмет, оказалось, что это череп из прозрачного хрусталя. Нижней челюсти у черепа не было — имелись только отверстия, в которые она могла бы вставляться. В общем, день рождения у девушки удался на славу.

А спустя три месяца в нескольких метрах от того места, где Анна откопала череп, была найдена и хрустальная челюсть на шарнирах. Когда ее попробовали прикрепить к черепу, стало ясно, что челюсть идеально к нему подходит.

То, что череп попал в руки дочери начальника экспедиции именно в день ее семнадцатилетия, кажется слишком необычным совпадением и наводит на мысли, что Фредерик Альберт специально подложил его в то место, где его дочь собиралась проводить раскопки. Такой подарок был вполне в духе этого человека, а поскольку он и сам должен был понимать, что выглядеть это будет странным, он мог спрятать нижнюю челюсть отдельно от основного «подарка», чтобы, по крайней мере, ее находка казалась не такой подозрительной. Но даже если череп в раскоп подбросил сам знаменитый археолог, остается неизвестным, где он изначально взял его? Нашел чуть раньше в этих же местах или еще раньше, в другой экспедиции? Подделал сам или заказал подделку еще кому-нибудь?

Не исключено также, что никакого «подарка от древних майя» Анна Митчелл-Хеджес вообще не получала, а хрустальный череп ее отец приобрел много позже на аукционе. В пользу этого предположения говорят несколько странностей. Прежде всего то, что после возвращения из Лубаантуна никто из участников экспедиции в течение долгих лет ни разу даже не упомянул о хрустальном черепе, хотя, казалось бы, о такой находке надо было кричать на весь свет. Только после смерти Фредерика Альберта его приемная дочь рассказала о черепе и позволила ученым исследовать его. Долгое молчание об этом артефакте Анна объясняла тем, что ее отец боялся, как бы его не забрали себе спонсоры, финансировавшие его экспедиции. Однако то, что ни один из археологов за тридцать с лишним лет не проболтался о странной находке, выглядит очень уж неправдоподобным.

ПЕРВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ «ПОДАРОЧКА»

Тем не менее желающих исследовать хрустальный череп было предостаточно. Первым до него добрался искусствовед и реставратор Фрэнк Дордланд. Прежде всего он обнаружил внутри черепа что-то вроде системы хрустальных линз, которые фокусировали направленный в него свет определенным образом. В задней части артефакта было отверстие призматической формы, и если в него направляли луч света, глазницы черепа начинали ярко светиться. Если луч бы направлен в носовое отверстие, череп весь освещался изнутри, а вокруг него вспыхивал красивый ореол, а если свет направляли в глазницы, он вырывался изо рта, словно языки пламени. Дордланд предположил, что череп, обладающий такими свойствами, использовался жрецами майя для проведения религиозных ритуалов.

Главной же загадкой черепа ученый посчитал его идеально гладкую поверхность, на которой даже под микроскопом не было заметно никаких следов обработки. Можно было бы предположить, что его полировали вручную, мокрым песком, но такая работа заняла бы… не меньше трехсот лет. «Если исключить участие сверхъестественных сил, ремесленникам майя пришлось бы полировать свой хрустальный череп вручную. Сотни лет, какие бы изменения ни происходили за это время в общественных условиях и религии, ремесленники продолжали бы свой немыслимый труд. Мы с трудом можем вообразить, чтобы работа над одной вещью передавалась из поколения в поколение в течение многих веков», — писал Фрэнк Дордланд в одной из своих работ, посвященных этому артефакту.

А Анна Митчелл-Хеджес тем временем давала интервью о черепе и рассказывала о нем другие необъяснимые вещи. По ее словам, она почти сразу заметила, что хрустальная находка может влиять на ее сны: если ночью Анна оставляла череп рядом с собой, она всю ночь видела яркие и реалистичные сновидения о жизни древних индейцев, но стоило ей убрать его подальше, и такие сны прекращались. Впрочем, если ее рассказ и не был выдумкой, такие вещи легко объясняются самовнушением.

РАЗОБЛАЧЕНИЕ МИТЧЕЛЛ-ХЕДЖЕСОВ

А выдумкой рассказы дочери археолога считали многие. Параллельно с исследованиями хрустального черепа скептики пытались найти доказательства того, что он был подделкой, а романтическая история его обнаружения — плодом воображения Анны. И частично они в этом как будто бы преуспели. В 1983 году журналисты раскопали, что ровно сорок лет назад, 15 октября 1943 года, на аукционе «Сотбис» был выставлен на торги череп из хрусталя; судя по фотографии, прилагавшейся к записям об этом лоте, это был именно тот череп, который Анна Митчелл-Хеджес продемонстрировала ученым. Продавал эту вещь британский антиквар Сидни Берни, а купил ее за 400 фунтов… Фредерик Альберт Митчелл-Хеджес.

Анну обвинили в обмане, но она ничуть не смутилась и заявила, что за несколько лет до этого аукциона ее отец был вынужден продать череп Берни, так как остро нуждался в деньгах. Ну а позже, решив свои финансовые проблемы, он его выкупил. Когда именно Фредерик продал череп Сидни, его дочь точно не помнила, но журналисты продолжили расследование и обнаружили письмо Берни, адресованное антропологу Джорджу Вэйлланту, в котором он, кроме всего прочего, писал о покупке хрустального черепа у какого-то коллекционера. Этот коллекционер, по словам Сидни, приобрел череп у другого любителя необычных артефактов, который тоже владел им в течение нескольких лет. Получалось, что либо Берни в письме солгал (но зачем бы ему это было нужно?), либо Митчелл-Хеджес был вынужден продать хрустальную диковину почти сразу после того, как Анна нашла ее (но почему тогда она сказала, что череп был продан всего за несколько лет до аукциона?).

Наконец, в подшивке старого антропологического журнала Man была обнаружена статья «Морфологическое сравнение двух хрустальных черепов». Она была опубликована в 1936 году, и в ней описывался череп, принадлежащий Сидни Берни, и еще один такой же артефакт из горного хрусталя, хранившийся в Британском музее. Получалось, что как минимум за семь лет до аукциона череп Анны Митчелл-Хеджес точно принадлежал Берни.

Но дочь Фредерика Альберта все равно продолжала настаивать на своей версии. Некоторые верили ей, некоторые — письму Берни, но какая бы из версий ни была истинной, на главный вопрос — кто создал хрустальный череп? — ответа по-прежнему не было. Узнать, о каких коллекционерах идет речь в письме Берни и откуда череп появился у своего первого владельца, не удалось.

Между тем исследования этого хрустального черепа и других подобных находок, которых к тому времени было уже несколько, продолжались. В 70-е годы прошлого века ученые обнаружили, что все эти артефакты сделаны из цельных кусков горного хрусталя, причем вырезали их, не учитывая оси симметрии кристаллов. Однако если распиливать кристалл в неверном направлении, не зная, где проходят оси симметрии, он непременно рассыплется на мелкие кусочки. С черепами же этого почему-то не произошло. «Эта проклятая штуковина просто не должна существовать. Те, кто ее сотворил, не имеют ни малейшего представления о кристаллографии и волоконной оптике. Они совершенно игнорировали оси симметрии, и эта штука неминуемо должна была развалиться при первичной обработке. Почему этого не случилось, представить невозможно», — объявили сотрудники калифорнийской кристаллофизической лаборатории компании «Хьюлетт-Пакард», проводившие эти исследования.

БОЛЬШЕ ЧЕРЕПОВ ХОРОШИХ И РАЗНЫХ

Информация о других хрустальных черепах стала массово появляться в прессе после того, как стала известна история лубаантунского черепа. Часть из них хранилась в запасниках музеев, часть у коллекционеров, порой по нескольку раз меняя владельцев. Многие черепа были признаны подделками, насчет других ученые не смогли дать точного заключения, а двенадцать оказались такими же совершенными с оптической точки зрения и такими же идеально гладкими, как и череп Митчелла-Хеджеса. Среди них есть череп, сделанный из более мутного, дымчатого горного хрусталя и такой, нижняя челюсть которого не двигается, а составляет с ним единое целое.

Наконец, в 1994 году с США был найден самый большой из «мятых» черепов. Жительница штата Колорадо, объезжая на лошади свое ранчо, заметила на земле блестящий предмет, и он оказался черепом, сделанным из твердого прозрачного материала и как будто бы «перекрученным», словно изначально этот материал был мягким и череп из него слепили, после чего случайно или намеренно смяли. Что это за материал и как именно была создана эта находка, пока установить тоже не удалось. При этом другие «смятые», а также некоторые «нормальные» черепа оказались подделками, выдутыми из стекла, — возможно, их создатели решили, что неудачные копии черепа могут показаться даже более загадочными, чем копии правильной формы, и поэтому тоже пустили их «в дело».

Анна же до глубокой старости продолжала рассказывать о том, как она нашла череп в свой день рождения, давать интервью на эту тему и сниматься в научно-популярных телепередачах. Если бы ее история находки черепа была выдумкой, благодаря которой она зарабатывала деньги и купалась во всеобщем внимании, под конец жизни она бы рассказала правду, чтобы снова привлечь к себе это самое внимание, — обычно мистификаторы поступают именно так. Но Анна этого не сделала. Она скончалась в 2007 году, дожив почти до ста лет, и незадолго до смерти отдала череп своему другу Биллу Хоманну.

ВСЕОБЩИЙ ПРИГОВОР

В 2007 году, после смерти Анны Митчелл-Хеджес и выхода в свет фильма «Индиана Джонс и королевство хрустального черепа», группа английских и американских ученых провела еще одно исследование трех из тринадцати самых известных черепов — того, что принадлежал Анне, и двух, входивших в коллекцию антиквара Эжена Бобана. Результаты их проверки гласили, что на всех этих черепах имеются явные следы обработки при помощи существовавшего в ХХ веке оборудования и частицы алмаза и корунда, которыми шлифовали их поверхность. Скептики, считавшие хрустальные черепа подделкой, были рады, но все те, кто проводил исследования этих находок раньше, не поверили этим новым результатам. Предположение, что никто из них не заметил «явных следов обработки», выглядело как минимум сомнительным. Его скорее можно было понимать как намек на то, что старые исследования проводились не очень тщательно или что занимавшиеся ими специалисты лгали.

Но никто из тех, кто в ХХ веке объявил, что не понимает, как можно было изготовить и отполировать хрустальные черепа, так и не признался, что ввел всех в заблуждение. И склонные к конспирологии люди скорее готовы предположить, что обманом были результаты последних исследований. Может быть, проводившие их ученые, отчаявшись понять, как же были созданы эти удивительные артефакты, специально решили объявить их подделками, чтобы не смущать умы остальных людей?


5 декабря 2017


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8678231
Александр Егоров
967462
Татьяна Алексеева
798786
Татьяна Минасян
327046
Яна Титова
244927
Сергей Леонов
216644
Татьяна Алексеева
181682
Наталья Матвеева
180331
Валерий Колодяжный
175354
Светлана Белоусова
160151
Борис Ходоровский
156953
Павел Ганипровский
132720
Сергей Леонов
112345
Виктор Фишман
95997
Павел Виноградов
94154
Наталья Дементьева
93045
Редакция
87272
Борис Ходоровский
83589
Константин Ришес
80663