ЯРКИЙ МИР
Удаленка для будущих медиков
Яна Титова
журналист
Санкт-Петербург
3828
Этой весной весь мир перешел на удаленное обучение школьников и студентов и удаленную же проверку их знаний. Особенно сложно оказалось принимать практические экзамены по медицинским и естественно-научным предметам, однако Санкт-Петербургский медико-социальный институт нашел решение этой проблемы. Большинство учебных заведений были совсем не готовы к таким радикальным изменениям в работе и с трудом сумели приспособиться к новым условиям. Сложности возникли даже при чтении лекций, хотя, казалось бы, нет особой разницы, слушают студенты преподавателя в аудитории или у себя дома через компьютер. Что уж говорить про семинары, на которых участники должны вместе обсуждать ту или иную тему, или о практических занятиях, когда преподаватель должен следить за группой и вовремя помогать тем учащимся, у которых возникли какие-нибудь затруднения? Или про зачеты и экзамены, когда у студентов, сидящих дома за компьютером, появляется множество возможностей списать, найти информацию в Интернете или получить подсказку от своих близких — и множество соблазнов сделать это? Самой же большой проблемой оказались практические экзамены в медицинских вузах. На таких экзаменах студенты работают со специальными учебными пособиями — препаратами из органов или тканей человеческого организма. От них требуется определить, какой именно орган или ткань они видят и какой болезнью этот орган или ткань поражены. А для этого надо подержать пособия в руках, повертеть их, внимательно рассмотреть со всех сторон. А некоторые препараты из тканей и вовсе можно рассмотреть только под микроскопом. Проделать все это на расстоянии невозможно, так что перед весенней сессией медвузы оказались в затруднительном положении. Но выход из него все же был найден, и нашли его сотрудники Санкт-Петербургского медико-социального института и группа компаний «БиоВитрум». Материальный предмет невозможно переслать из одного места в другое по Интернету, но его можно оцифровать, то есть отсканировать со всех сторон, загрузить получившиеся изображения в компьютер и создать при помощи специальных программ его трехмерное изображение. Современные технологии позволяют сделать такое изображение полностью реалистичным: его можно будет поворачивать на экране компьютера, разглядывать со всех сторон и увеличивать, чтобы рассмотреть самые мелкие детали. Так, например, оцифровывают старинные дорогие книги в некоторых библиотеках. Их можно читать в компьютере, перелистывать страницы, изучать особенности их шрифта или почерка переписчика, если книга рукописная, не прикасаясь к самому древнему и ветхому изданию. И точно так же можно оцифровать любую другую вещь. В том числе и медицинское учебное пособие — орган или ткань в стеклянном сосуде или срез ткани на предметном стекле для микроскопа. После чего такое изображение можно будет переслать по электронной почте куда угодно, в том числе и сдающему экзамен студенту-медику. Правда, изначально компьютерная программа Histoscan, позволяющая получать такие изображения органов и тканей, была создана не для экзаменов в удаленном формате. Идея подобной оцифровки появилась около десяти лет назад, задолго до теперешней эпидемии коронавируса и перехода вузов на удаленную работу. Оцифровка была нужна, чтобы трехмерные изображения органов или тканей можно было быстро отправить в любую точку земного шара для постановки диагноза. — Медики регулярно сталкиваются со случаями, когда очень сложно поставить точный диагноз, например определить, какая именно у пациента опухоль, — рассказал президент группы компаний «ВиоВитрум», где была разработана программа оцифровки, Владимир Цимберг. — Бывает, что это может сделать только очень опытный врач-диагност, а таких врачей во всем мире — единицы. И что делать, если диагност и «сложный» пациент живут в разных городах, да еще расположенных очень далеко друг от друга? Раньше в таких случаях препарат с тканью пациента отправляли врачу обычной почтой. Проблемы в такой ситуации очевидны: посылка может идти в другой город слишком долго, а лечение надо начинать как можно скорее, и даже небольшая задержка может стать роковой. А еще посылка может потеряться или банка с образцом ткани разбиться, потому что с ней неаккуратно обращались… В то время как оцифрованное изображение образца можно переслать врачу мгновенно и «по дороге» с ним точно ничего не случится. Программа, позволяющая создавать такие изображения, была разработана в России и является уникальной — нигде в мире больше нет таких технологий. Когда о ее существовании, узнали в СПбМСИ, руководство вуза решило оцифровать учебные пособия и создать архив таких изображений. Оцифрованные пособия могли пригодиться для частичной замены самих пособий, так как хрупкие сосуды с препаратами и предметные стекла порой бьются и им не всегда можно быстро найти материальную замену. Началась работа по созданию архива — и тут мир охватила эпидемия коронавируса, вузы перевели на удаленную работу. И тогда сотрудникам Медико-социального института стало ясно, что оцифрованные учебные пособия могут пригодиться еще для одной цели. С их помощью вуз смог удаленно принять у студентов экзамен по специальности «Патологическая анатомия». — Поначалу, когда мы готовились провести первый такой экзамен, я ожидала фиаско, — признается заведующая кафедрой патологии и судебной медицины Ирина Бехтерева. — Все-таки это был для нас очень новый формат, а мы привыкли к традиционной подаче материала и традиционной же проверке знаний. — Но оказалось, что мы напрасно беспокоились. Большинство студентов дали на экзамене грамотные ответы, и почти всем было даже легче работать с оцифрованными препаратами, чем с обычными. Особенно это касалось микропрепаратов, которые можно было увеличивать на компьютере. Это проще, чем работать с микроскопом, так как микроскоп надо долго настраивать: у студентов разное зрение, сами микроскопы тоже разные, предметные стекла могут быть старыми, не очень хорошего качества. Так что студенты остались довольны экзаменами, а мы — их правильными ответами и высокими оценками. Сами студенты отзываются об удаленных практических экзаменах с явным удовольствием. — Трудностей с работой на компьютере у нас не было — мы же современные люди, с компьютерной техникой давно на «ты», — рассказывает студентка третьего курса СПбМСИ Алена Чумаченко, учащаяся на детского невролога. У меня и у большинства моих сокурсников все получилось с первого раза. И вообще, сдавать экзамен по удаленке было приятнее — сидишь дома, в привычной обстановке, меньше нервничаешь. Еще один большой плюс таких удаленных экзаменов в том, что у студента практически нет возможности списать или получить подсказку от сокурсника. Хотя преподаватели считают, что особо хитрые студенты рано или поздно найдут способ жульничать и на удаленном экзамене, но это одна из вечных проблем, от формы экзамена, увы, не зависящая. Зато у оцифрованных изображений учебных пособий, по мнению сотрудников СПбМСИ, впереди большое будущее. Таким же образом можно будет проверять знания не только у будущих медиков, но и у студентов, обучающихся на других специальностях, например у будущих биологов или геологов, которым тоже приходится определять на экзаменах растения или минералы. — Мы пока не знаем, в каком виде будет проходить обучение в следующем учебном году, — заметила первый проректор СПбМСИ Светлана Макаренко. — Возможно, оно останется дистанционным, а экзамены на следующих сессиях снова пройдут удаленно. В этом случае вузам понадобятся оцифрованные пособия, и мы надеемся, что другие медицинские учебные заведения, а может, и не только медицинские возьмут с нас пример. Но даже если все карантинные меры будут сняты и наша работа вернется в привычную колею, цифровые изображения все равно будут играть важную роль в обучении. Просто потому, что цифровые технологии все больше входят в нашу жизнь и повернуть этот процесс вспять уже невозможно. Так что мы в любом случае будем рады поделиться с коллегами нашим опытом по проведению удаленных экзаменов. Дата публикации: 6 августа 2020
Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~0ygSx
|
Последние публикации
Выбор читателей
|