Удаленка для будущих медиков
ЯРКИЙ МИР
Удаленка для будущих медиков
Яна Титова
журналист
Санкт-Петербург
3445
Удаленка для будущих медиков
Работать на компьютере проще, чем с микроскопом

Этой весной весь мир перешел на удаленное обучение школьников и студентов и удаленную же проверку их знаний. Особенно сложно оказалось принимать практические экзамены по медицинским и естественно-научным предметам, однако Санкт-Петербургский медико-социальный институт нашел решение этой проблемы.

Большинство учебных заведений были совсем не готовы к таким радикальным изменениям в работе и с трудом сумели приспособиться к новым условиям. Сложности возникли даже при чтении лекций, хотя, казалось бы, нет особой разницы, слушают студенты преподавателя в аудитории или у себя дома через компьютер. Что уж говорить про семинары, на которых участники должны вместе обсуждать ту или иную тему, или о практических занятиях, когда преподаватель должен следить за группой и вовремя помогать тем учащимся, у которых возникли какие-нибудь затруднения? Или про зачеты и экзамены, когда у студентов, сидящих дома за компьютером, появляется множество возможностей списать, найти информацию в Интернете или получить подсказку от своих близких — и множество соблазнов сделать это?

Самой же большой проблемой оказались практические экзамены в медицинских вузах. На таких экзаменах студенты работают со специальными учебными пособиями — препаратами из органов или тканей человеческого организма. От них требуется определить, какой именно орган или ткань они видят и какой болезнью этот орган или ткань поражены. А для этого надо подержать пособия в руках, повертеть их, внимательно рассмотреть со всех сторон. А некоторые препараты из тканей и вовсе можно рассмотреть только под микроскопом.

Проделать все это на расстоянии невозможно, так что перед весенней сессией медвузы оказались в затруднительном положении. Но выход из него все же был найден, и нашли его сотрудники Санкт-Петербургского медико-социального института и группа компаний «БиоВитрум».

Материальный предмет невозможно переслать из одного места в другое по Интернету, но его можно оцифровать, то есть отсканировать со всех сторон, загрузить получившиеся изображения в компьютер и создать при помощи специальных программ его трехмерное изображение. Современные технологии позволяют сделать такое изображение полностью реалистичным: его можно будет поворачивать на экране компьютера, разглядывать со всех сторон и увеличивать, чтобы рассмотреть самые мелкие детали. Так, например, оцифровывают старинные дорогие книги в некоторых библиотеках. Их можно читать в компьютере, перелистывать страницы, изучать особенности их шрифта или почерка переписчика, если книга рукописная, не прикасаясь к самому древнему и ветхому изданию.

И точно так же можно оцифровать любую другую вещь. В том числе и медицинское учебное пособие — орган или ткань в стеклянном сосуде или срез ткани на предметном стекле для микроскопа. После чего такое изображение можно будет переслать по электронной почте куда угодно, в том числе и сдающему экзамен студенту-медику.

Правда, изначально компьютерная программа Histoscan, позволяющая получать такие изображения органов и тканей, была создана не для экзаменов в удаленном формате. Идея подобной оцифровки появилась около десяти лет назад, задолго до теперешней эпидемии коронавируса и перехода вузов на удаленную работу. Оцифровка была нужна, чтобы трехмерные изображения органов или тканей можно было быстро отправить в любую точку земного шара для постановки диагноза.

— Медики регулярно сталкиваются со случаями, когда очень сложно поставить точный диагноз, например определить, какая именно у пациента опухоль, — рассказал президент группы компаний «ВиоВитрум», где была разработана программа оцифровки, Владимир Цимберг. — Бывает, что это может сделать только очень опытный врач-диагност, а таких врачей во всем мире — единицы. И что делать, если диагност и «сложный» пациент живут в разных городах, да еще расположенных очень далеко друг от друга? Раньше в таких случаях препарат с тканью пациента отправляли врачу обычной почтой. Проблемы в такой ситуации очевидны: посылка может идти в другой город слишком долго, а лечение надо начинать как можно скорее, и даже небольшая задержка может стать роковой. А еще посылка может потеряться или банка с образцом ткани разбиться, потому что с ней неаккуратно обращались… В то время как оцифрованное изображение образца можно переслать врачу мгновенно и «по дороге» с ним точно ничего не случится.

Программа, позволяющая создавать такие изображения, была разработана в России и является уникальной — нигде в мире больше нет таких технологий. Когда о ее существовании, узнали в СПбМСИ, руководство вуза решило оцифровать учебные пособия и создать архив таких изображений. Оцифрованные пособия могли пригодиться для частичной замены самих пособий, так как хрупкие сосуды с препаратами и предметные стекла порой бьются и им не всегда можно быстро найти материальную замену. Началась работа по созданию архива — и тут мир охватила эпидемия коронавируса, вузы перевели на удаленную работу. И тогда сотрудникам Медико-социального института стало ясно, что оцифрованные учебные пособия могут пригодиться еще для одной цели. С их помощью вуз смог удаленно принять у студентов экзамен по специальности «Патологическая анатомия».

— Поначалу, когда мы готовились провести первый такой экзамен, я ожидала фиаско, — признается заведующая кафедрой патологии и судебной медицины Ирина Бехтерева. — Все-таки это был для нас очень новый формат, а мы привыкли к традиционной подаче материала и традиционной же проверке знаний. — Но оказалось, что мы напрасно беспокоились. Большинство студентов дали на экзамене грамотные ответы, и почти всем было даже легче работать с оцифрованными препаратами, чем с обычными. Особенно это касалось микропрепаратов, которые можно было увеличивать на компьютере. Это проще, чем работать с микроскопом, так как микроскоп надо долго настраивать: у студентов разное зрение, сами микроскопы тоже разные, предметные стекла могут быть старыми, не очень хорошего качества. Так что студенты остались довольны экзаменами, а мы — их правильными ответами и высокими оценками.

Сами студенты отзываются об удаленных практических экзаменах с явным удовольствием.

— Трудностей с работой на компьютере у нас не было — мы же современные люди, с компьютерной техникой давно на «ты», — рассказывает студентка третьего курса СПбМСИ Алена Чумаченко, учащаяся на детского невролога. У меня и у большинства моих сокурсников все получилось с первого раза. И вообще, сдавать экзамен по удаленке было приятнее — сидишь дома, в привычной обстановке, меньше нервничаешь.

Еще один большой плюс таких удаленных экзаменов в том, что у студента практически нет возможности списать или получить подсказку от сокурсника. Хотя преподаватели считают, что особо хитрые студенты рано или поздно найдут способ жульничать и на удаленном экзамене, но это одна из вечных проблем, от формы экзамена, увы, не зависящая.

Зато у оцифрованных изображений учебных пособий, по мнению сотрудников СПбМСИ, впереди большое будущее. Таким же образом можно будет проверять знания не только у будущих медиков, но и у студентов, обучающихся на других специальностях, например у будущих биологов или геологов, которым тоже приходится определять на экзаменах растения или минералы.

— Мы пока не знаем, в каком виде будет проходить обучение в следующем учебном году, — заметила первый проректор СПбМСИ Светлана Макаренко. — Возможно, оно останется дистанционным, а экзамены на следующих сессиях снова пройдут удаленно. В этом случае вузам понадобятся оцифрованные пособия, и мы надеемся, что другие медицинские учебные заведения, а может, и не только медицинские возьмут с нас пример. Но даже если все карантинные меры будут сняты и наша работа вернется в привычную колею, цифровые изображения все равно будут играть важную роль в обучении. Просто потому, что цифровые технологии все больше входят в нашу жизнь и повернуть этот процесс вспять уже невозможно. Так что мы в любом случае будем рады поделиться с коллегами нашим опытом по проведению удаленных экзаменов.


6 августа 2020


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8370545
Александр Егоров
940827
Татьяна Алексеева
775904
Татьяна Минасян
319186
Яна Титова
243109
Сергей Леонов
215717
Татьяна Алексеева
179142
Наталья Матвеева
176557
Валерий Колодяжный
171204
Светлана Белоусова
157271
Борис Ходоровский
155356
Павел Ганипровский
131006
Сергей Леонов
112002
Виктор Фишман
95617
Павел Виноградов
92450
Наталья Дементьева
91736
Редакция
85313
Борис Ходоровский
83213
Станислав Бернев
76847