Танцы бывают разными...
ЯРКИЙ МИР
«Секретные материалы 20 века» №1(309), 2011
Танцы бывают разными...
Алина Ткаченко
журналист
Санкт-Петербург
1531
Танцы бывают разными...
Один из лучших образцов «вызывающего желания танца» в кино. Сельма Хайек в «От заката до рассвета». 1995 год

В нашей культуре на демонстрацию обнаженного тела долгое время было наложено табу, и слово «стриптиз» вызывало в сознании обывателя вполне определенные картины. Но не стоит относиться к этому слову легкомысленно и понимать его в буквальном смысле (от английского «strip» — раздеваться; «tease» — дразнить). Хотя, конечно, невозможно отрицать всю присущую этому действу недосказанность и двусмысленность.

Что такое стриптиз? Это, прежде всего, танец. Ритуальный танец. А значит, историю свою он ведет с тех же незапамятных времен, что и само человечество.

Ритуал часто рассматривают как прерогативу религии, что не совсем верно, ведь это явление вторгается во все сферы деятельности человека. Порой мы совершенно не обращаем на это внимания, но это действительно так. То же рукопожатие как выражение положительного настроя по отношению к собеседнику — действие обыденное, которое многие из нас совершают по нескольку раз в день, на самом деле не что иное, как ритуал. Конечно, со временем смысловые пласты ритуалов стираются и остаются только формальные стороны: мы жмем друг другу руки или произносим слова «Здравствуйте» и «Спасибо», в большинстве случаев не задумываясь над тем, что это значит на самом деле. Ритуалы наполняют символами нашу жизнь, упрощают ее и структурируют. Их можно считать своего рода айсбергами: на поверхности лишь малая часть того, что скрывается внутри. То же самое касается и стриптиза. За ритмичными движениями и демонстрацией тела скрываются мотивы куда более глубокие, чем желание удовлетворить чью-то похоть.

Если говорить научным языком, танцем называют вид искусства, основанный на выразительных движениях и пластике тела. Уже из этого небольшого предложения можно сделать соответствующий вывод: стриптиз — это также вид искусства, причем совершенно особый.

ИСКУССТВО ВЫЗЫВАТЬ ЖЕЛАНИЕ

Бытует мнение, что у истоков стриптиза стоят египтянки. Традиционно они обнажались во время танца, ублажая бога жизненной силы и природы Осириса.

В глубокой древности, когда люди не имели письменности и развитой культуры речи, танец был просто необходим. С его помощью демонстрировали сильные эмоции, в какой-то мере его можно было даже считать выражением определенного способа мышления для первобытного человека. Танец был сродни колдовству, даровавшему, пусть и на время, чувство независимости, свободы и единения с природой. Древние верили, что движения танца помогают контролировать природные стихии и невидимые силы — вызывать дождь или засуху, ублажать духов... Например, танцы в шкурах животных, птичьих масках должны были привлечь этих самых птиц и животных, а так же помочь отработать охотничьи приемы. Брачные танцы, в которых танцующие связывались между собой веревкой, символизировали единение и духовную близость между людьми. Веревка и шкуры выступали как знак тесной связи и имитации. Таким образом, движения каждого танца всегда чем-то обосновывались и что-то символизировали.

Современные танцы, по сути, мало чем отличаются от ритуальных танцев древних людей. Вот тут у многих и появляются вопросы. Зачем обнажаться в танце, неужели это тоже часть ритуала? Стриптиз — это вид искусства или все же порнография?

Проблема заключается вот в чем: обнажение тела танцовщицы в стриптизе четко и конкретно ничем мотивировать нельзя. В древности оно объяснялось волей богов. Но эта формулировка настолько размыта и эфемерна, что поневоле приходишь к выводу: наверное, стриптиз появился как примитивное желание мужчины посмотреть на обнаженное женское тело, имея при этом отличную оправдательную линию: «Так было угодно богам!»

Если вдуматься, в этом жесте действительно нет никакого практического смысла! Видимо, все-таки прав был дедушка Фрейд: человеком в какой-то мере управляет либидо.

В определенных количествах человеку необходима «порция» эротизма (или чего «покрепче градусом»). Хотя та ханжеская часть, что имеется почти в каждом человеке, не дает ему в открытую стать гедонистом.

Но, исходя из учений философов и социологов (преимущественно двадцатого века), мы должны просто принять эту часть себя, перестать воспринимать ее как нечто извращенное и аномальное. Если это уже заложено в природу человека, значит, с этим нужно просто жить.

Таким образом, стриптиз, наверное, можно раскладывать на следующие составляющие. Обнажение в нем — это никакая не воля богов и помощь какому бы то ни было божественному делу, а одно из обычных и вполне объяснимых человеческих желаний. Искусство же заключено в части под названием «танец», именно в том, как разденется танцовщица… А сегодня и танцовщик.

ДРЕВНИЕ СОБЛАЗНИТЕЛЬНИЦЫ

Вернемся к нашим египтянкам. Этих служительниц Осириса называли алмеями (от арабского «al-meh» — «образованная женщина»). Песни их были, большей частью, эротического содержания, и хотя они допускались на семейные торжества, но были, по сути своей, куртизанками высокого полета. Девушки начинали танец хороводом, постепенно скидывая с себя одежду. Обычно «обряд» заканчивался молитвой и жертвоприношением: обнаженные красавицы клали на импровизированный алтарь сладкие фрукты и яркие цветы, за что, по их мнению, получали похвалу со стороны божества.

Некоторые алмеи неотлучно жили в храме бога, и возможность видеть их имели только жрецы. Другие же могли показаться в народе, и жениться на них можно было без всякого стыда: против этого не выступала ни мораль, ни, тем более, религия.

Кстати, упоминание о танце, напоминающем стриптиз, есть и в священном писании Евангелие. Писание рассказывает о правнучке царя Ирода, которая развлекала гостей при дворе своими откровенными танцами. Так, увидев танец в исполнении юной красавицы Саломеи, царь Ирод Антипа был очарован до такой степени, что пообещал исполнить любое желание очаровательной танцовщицы. Наученная матерью, девушка потребовала от царя убить Иоанна Крестителя. И голова пророка, как помнит история, действительно была принесена красавице, очаровавшей правителя.

Античность, среди прочего, успела себя зарекомендовать как эпоха восхищения человеческим телом, откровенного эротизма и даже разврата.

Жительницам древнегреческого полиса Коринфа, например, преподавали «науку откровенного танца» в специальных школах. Там, наравне с математикой и музыкой, девушку обучали мастерству ловкого раздевания на публике. «Выпускниц» школ называли гетерами, жрицами богини любви Афродиты. Следует помнить, что это были действительно очень образованные женщины. Как и гейши в Японии, они призваны были, преж-де всего, услаждать и развлекать мужчину в эстетическом плане. Хотя, никто не отрицает, что в ряде случаев в их обязанности входили и все те услуги, что предоставляют сегодня эскорт-службы.

Гетеры должны были уметь одним своим танцем доводить мужчин до экстаза (в данном случае это выражение можно и даже нужно понимать в самом буквальном и откровенном смысле), и следует заметить, — это у них получалось. Одежда гетер таила в себе секрет: хитон был закреплен таким образом, чтобы в подходящий момент наряд соскальзывал с тела, и жрицы оставались совершенно обнаженными.

Несмотря на то, что пришедшая на смену античности византийская империя стала оплотом христианства, мораль в области секса и смежных с ним явлений существенных изменений не претерпела. Более того, история знает пример, когда циркачка, развлекающая публику своим обнаженным телом, стала императрицей. Речь идет о почитаемой христианской церковью святой Феодоре, жене императора Юстиниана.

ПРОТИВ ПРИРОДЫ НЕ ПОЙДЕШЬ

Средневековье ознаменовалось для мира новой моралью, новыми законами, новой религией, а заодно скупостью мысли, ханжеством и лицемерием.

О сексе было положено думать как о чем-то противном и мерзком, годным лишь для продолжения рода. Женское тело считалось порождением дьявола. Мужское, впрочем, тоже, но лишь та его часть, что ниже пояса. Безусловно, церковь оказывала большое влияние на людей в Средние века, но все она контролировать не могла. Против природы, как говорится, не пойдешь. Достаточно вспомнить средневековую литературу, например, «Декамерон» Боккаччо: почти половина книги состоит из историй весьма интимного характера с множеством скабрезных шуток.

То, что церковь поставила под запрет, вырывалось из-под контроля на карнавалах, популярных в то время во всей Европе. На них допускалось ношение эротических костюмов, обнажавших какую-либо часть тела. Мужчины могли наряжаться в женскую одежду, а женщины, соответственно, в мужскую.

Инквизиция же всему подобному противопоставляла аргументы, спорить с которыми было весьма проблематично: пытки и костры. Еще долгие века спустя генофонд Европы страдал от широкомасштабной деятельности средневековой церкви. Красивых женщин сжигали на кострах, обвиняя в колдовстве и сговоре с дьяволом.

Пришедшее на смену Темным векам Возрождение попыталось вернуть к жизни античные принципы, в том числе, восхищение красотой тела. Танцы с раздеваниями стали не-отъемлемой частью любого массового праздника. А о пирах при папском дворе до сих пор ходят легенды: размахом и развратом они могли сравниться разве что с римскими оргиями времен империи.

С закатом же Ренессанса стриптиз официально признали запрещенным занятием. Конечно, полностью истребить это явление духовенству не удалось. Получилось даже наоборот: всеобщий интерес к стриптизу только усилился.

ТАНЕЦ-ЛЕГЕНДА

Эпоха Просвещения в целом ничего нового в официальное мнение о стриптизе не привнесла. Он был по-прежнему запрещен. Единственным законным способом насладиться «обнаженкой» были занятия живописью. Так что можно утверждать, что самым благодатным в этом плане делом того времени было ремесло художников.

Общественное мнение девятнадцатого века приравнивало стриптиз к проституции. Но при этом жить без последней мужская часть населения Европы не могла. Вариант возможных действий за закрытыми дверьми спальни для женщины определялся фразой типа: лежи и терпи. И, в основном, только ради продолжения рода. Что в таком случае оставалось делать мужчине?..

Уже чуть позже, к середине девятнадцатого века, в молодые головы ударили идеи нигилизма, свободы, равноправия. К концу века Франция совершила поистине шаг вперед: появились варьете, где девушки развлекали публику фривольными танцами.

Летняя ночь 1893 года запомнилась парижанам странным празднест-вом, которое устроили молодые художники в кабаре «Мулен Руж». Две разгоряченные шампанским натурщицы, Сара Браун и Манон Лавиль, стали раздеваться под музыку, пока не остались нагишом. Некоторые присутствующие не просто не восхитились этим зрелищем, а, видимо, были им оскорблены до глубины души. Была приглашена полиция.

В результате, дело дошло до суда, но все ограничилось штрафами. А для истории важно, что последовавшие за этим студенческие волнения и общественный резонанс привели к снятию запрета на публичное раздевание под музыку. И с тех самых пор стриптиз («танец томительного обнажения», как его стали называть) завоевал в мире огромную популярность, которой пользуется до сих пор.

В начале XX века женщина необыкновенной судьбы, шпионка и стриптезерша — Мата Хари — покорила Европу своими танцами с индийской тематикой. Айседора Дункан, танцевавшая в прозрачной накидке с обнаженной грудью, была знаменита во всем мире, ею восхищался сам Станиславский. В Германии того же времени имя стриптизерши Аниты Бербер было намного популярнее имени актрисы и певицы Марлен Дитрих (хотя, конечно, сегодня так никто не скажет).

В двадцатом веке слово «стриптизерша», наконец, перестало быть синонимом слову «проститутка».

В Первую мировую войну девушки, танцевавшие стриптиз, были призваны своими танцами поднимать настроение и дух патриотизма в бойцах.

Постепенно стриптиз перестал ассоциироваться с чем-то грязным и запретным. И существование огромного количество школ и клубов стрип-танца по всему миру — свидетельство того, что человечество постепенно снимает табу, наложенное когда-то на искусство обнажения.

ТЕАТР ЭРОТИЧЕСКОГО АБСУРДА

Передать возвышенное — низким, а высокое — возвышенным стилем — задача, с которой всегда превосходно справлялся бурлеск. Разве важно, что визуальная сторона происходящего акцентируется сильнее, чем смысловая составляющая? Ведь бурлеск — это прогулка по краю, демонстрация будоражащих воображение женских прелестей в сочетании со вполне специфическим юмором…

Как развлекательное шоу бурлеск — разновидность развлекательного театрального представления, близкого к жанрам мюзикл, кабаре и водевиль — приобрел популярность в США в середине XIX века. Основными элементами такого шоу являются шутливые диалоги и монологи с эротическим подтекстом, а также танцевальные эротические номера. На протяжении своей полутора-вековой истории бурлеск как жанр претерпел немало изменений, то скатываясь до бессодержательной эротики, то возвращаясь к классическим канонам.

Поначалу соотношение комедии и эротики в бурлеске было в пользу комедии, однако к 1920-м годам роль женщин в бурлеске практически полностью свелась к стриптизу. Девушки двигались кокетливо и женственно, уделяя большое внимание актерскому исполнению стриптиза. Постепенно становилось допустимым снимать с себя все больше и больше одежды, пока стандарт не свелся к тому, чтобы оставаться в маленьких трусиках и прикрывающих соски украшениях, часто с прикрепленными к ним кисточками, которыми можно было вращать.

В чопорной Англии бурлеск, который когда-то начинался как юмористический театр, «мутировал» в театр эротического абсурда. Законы в Великобритании целиком и полностью были на стороне нравственности — танцевать без одежды здесь было запрещено, зато запрета стоять без одежды не существовало. Так что девушки выходили на сцену обнаженные, прикрывая пикантные места веерами и бусами и… стояли неподвижно.

В 60-е годы сексуальная революция и порноиндустрия, расцветшая пышным цветом, повлияли на интерес к стриптизу, он стал казаться жалким, нелепым и смешным. Тогда владельцы клубов решили брать количеством, а не качеством. Девушки стали танцевать обнаженными по 35 человек на одной сцене в режиме «нон-стоп». Кокетничать и соблазнять было уже не принято. Танцовщицы стали делать движения, имитирующие половой акт. На вывесках клубов по-прежнему могло еще быть написано «Burlesque», однако по сути дела он уже умер, как тогда казалось, навсегда.

Внезапно в начале 1990-х годов интерес к бурлеску вспыхнул с новой силой. К 2002-му году превратился в быстрорастущую и самую модную тенденцию. В Калифорнии открылся музей и проходят ежегодные фестивали бурлеска. Сегодня «Королева бурлеска» — яркая, харизматичная Дита фон Тиз использует в своих выступлениях классические приемы. В ее гардеробе полно перьев, боа и соблазнительных корсетов, она купается в огромном бокале мартини и красит губы только красным.

Кажется, добрый старый бурлеск наконец перестал быть чем-то низкопробным и пошлым и превратился в «новое» модное фетиш-искусство.

МАТА ХАРИ: СОБЛАЗНИТЕЛЬНЫЙ АГЕНТ

В 1905 году на парижской сцене появилась новая звезда — ослепительная Мата Хари, женщина, чьей самооценке и умению сочинять можно было позавидовать.

Маргарета Гертруда Зеле — а именно таково настоящее имя знаменитой шпионки — родилась в Нидерландах в 1876 году и была вторым ребенком среди четырех детей Адама Зелле и Антье ван дер Мейлен. В 1889 году Адам обанкротился и вскоре развелся с женой. Мать Маргареты умерла в 1891 году, семья была окончательно разрушена, а Маргарете пришлось скитаться по родственникам.

Неудивительно, что в 18 лет Маргарета вышла замуж по объявлению за 38-летнего капитана Рудольфа Мак-Леода, голландца шотландского происхождения. Они переехали на Яву (ныне Индонезия), и у них родилось двое детей. Однако брак разочаровал обоих. В течение многих месяцев Маргарета интенсивно изучала индонезийские традиции, в частности, через свою работу в местной танцевальной группе. В 1897 году она впервые упомянула свой артистический псевдоним Мата Хари в одном из писем к родственникам в Голландии.

Их сын Норман умер в 1899 году, вероятно, от осложнений сифилиса, которым заразился от родителей. После переезда назад в Голландию пара развелась в 1903 году.

Оказавшись в бедности, Маргарета Зелле отправилась зарабатывать средства на жизнь в Париж. Там в 1905 году и началась ее громкая слава как танцовщицы «восточного стиля». Теперь уже Мата Хари, что значит на индонезийском и малайском языках «солнце» (буквально «око утренной зари»), придумала себе новую биографию. По легенде, отец ее — японский принц, мама — баронесса, она воспитывалась на Востоке в монастыре и училась танцевать у буддийских монахов. Некоторые ее танцы представляли собой нечто близкое к современному стриптизу, тогда еще непривычному для западного зрителя: в конце номера (исполнявшегося перед узким кругом ценителей на сцене, усыпанной лепестками роз) танцовщица оставалась почти полностью обнаженной, по легенде, так было «угодно Шиве». В начале XX века, в период обостренного интереса к Востоку и эротике, Мата Хари имела большой успех в Париже, а затем и в других европейских столицах.

По-видимому, Мата Хари была немецкой шпионкой еще задолго до войны; точные причины и обстоятельства ее вербовки до сих пор не известны. 13 февраля 1917 Мата Хари была арестована французской разведкой и обвинена в шпионаже в пользу противника в военное время. Суд над ней был устроен при закрытых дверях. По решению суда Маргарета Зелле была признана виновной и расстреляна на военном полигоне в Венсенне 15 октября 1917 года.

Мата Хари — не только успешная танцовщица, но и знаменитая куртизанка — состояла в связи с рядом высокопоставленных военных, политиков и других влиятельных лиц во многих странах, включая Францию и Германию. Увы, эти связи не уберегли ее от обвинения в предательстве и от гибели.

Тело знаменитой шпионки, можно сказать, продолжало жить после смерти. Ее голова была забальзамирована и сохранена в Музее анатомии в Париже. Отчеты, датированные 1918 годом, показывают, что музей получил также остальные части тела Маты Хари, но сведений об их точном местонахождении нет. В 2000 году архивариусы музея обнаружили, что пропала и голова.

Так бесследно исчезло, будто растворилось, это некогда соблазнительное тело. Остались лишь воспоминания о фантазерке и танцовщице, которой легче было признать себя проституткой, чем предательницей.


3 января 2011


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8734282
Александр Егоров
973906
Татьяна Алексеева
804287
Татьяна Минасян
329479
Яна Титова
245893
Сергей Леонов
216867
Татьяна Алексеева
182883
Наталья Матвеева
181224
Валерий Колодяжный
176336
Светлана Белоусова
164056
Борис Ходоровский
158559
Павел Ганипровский
133968
Сергей Леонов
112442
Виктор Фишман
96091
Павел Виноградов
95097
Наталья Дементьева
93878
Редакция
87778
Борис Ходоровский
83694
Константин Ришес
80931