Таинственные боги славян Приднепровья
НАУКА
«СМ-Украина»
Таинственные боги славян Приднепровья
Ярослав Богданек
журналист
Киев
1910
Таинственные боги славян Приднепровья
Лель — бог солнечного тепла, бог наступления весны

Далеко не у каждого народа есть собственная религиозная система. Например, римляне попросту заимствовали богов из древнегреческого пантеона, всего-навсего произведя их переименование. Китайская религиозная система широко распространена среди народов всей Восточной Азии. А вот у славян Киевской Руси существовало несколько напластований различных религий, избранные боги которых благополучно соседствовали в сознании наших пращуров. Самой древней из них была малоазиатская мифология, ярким представителем которой считался один из главных богов Малой Азии — Аполлон. В славянских землях его называли Лель, Полель или же Лель-Полель.

ДРЕВНЕЙШИЙ БОГ СЛАВЯН И ЕГО АДЕПТЫ

Лель — бог солнечного тепла, бог наступления весны — не календарной, а настоящей. Поэтому его праздник славяне отмечали на стыке месяцев квитень (цветень) и травень. Учитывая, что навыки земледелия местное население получило именно из Малой Азии, можно утверждать, что Лелю поклонялись еще носители трипольской культуры, в сельском хозяйстве которой заметны малоазиатско-балканские влияния.

В первой трети I тысячелетия н.э. на земли нынешней Украины проникла мощная религиозная система, господствовавшая по всему Средиземноморью во времена античности. Именно тогда Лель-Полель утратил в глазах славян свою привлекательность в качестве бога Солнца. Тем не менее в славянской религии он сохранился потому, что имелась у него одна важная ипостась — личина Аполлона Ликейского-Волчьего. Лель — бог оборотней, или, по-славянски, вовкулаков, о которых, благодаря нашим писателям XIX - начала XX веков, сохранилась недобрая слава.

В действительности, вовкулачество — не более чем один из социальных институтов традиционного языческого общества. Известно, что нога человека плохо предназначена к передвижению (все мы вынуждены пользоваться каблуками), и при ходьбе и беге босиком на пальцах ног и плюсне первобытный охотник или воин достигал гораздо более внушительных результатов в бою или на охоте. По всему миру существовало множество воинских организаций, названных по имени того или иного животного, передвигающегося подобным способом (орден Ягуара и орден Орла у ацтеков, орден Сервала в Африке и т.д.). Эффективность подобного способа передвижения блестяще доказал в начале своей карьеры боксер Кассиус Клей (Мухаммед Али), который на ринге перемещался именно так, как это свойственно членам негритянского ордена Сервала (сервал — средних размеров хищник семейства кошачьих в Африке). Исследователь Восточной Африки XIX века Давид Ливингстон, описывая посещение им одного из местных вождей, указывал, что «…молодой царь вошел… на пальцах ног, не касаясь пятками земли…» Подобная походка считалась вызванной тем, что человек «наполнен божеством».

Для индоевропейских народов животным, соответствующим ягуару, орлу или сервалу, был волк (по-украински — вовк), поэтому и членов организации называли вовкулаками. У древних славян в вовкулаках состояла вся молодежь племени от времени инициации (12–14 лет) до вступления в брак.

Один из самых известных случаев вовкулачества связан с основанием Древнего Рима. Согласно преданию, царь главного города латинян Альбы Лонги оказался отстранен от власти младшим братом, а его дочь была посвящена в весталки, считаясь невестой бога войны - Марса. Бог действительно посетил жрицу, и она родила мальчиков-двойняшек Ромула и Рема. Однако весталку «за нарушение обета невинности» закопали живой в землю, детей же бросили на берегу реки Тибр, рядом с границей земель этрусков. Волчица, потерявшая детенышей, взялась кормить братьев. Через несколько дней пастух обнаружил детей, сосавших приемную мать. Волчицу он убил, а детей вырастил. Со временем Ромул и Рем стали предводителями практически всей молодежи Альбы Лонги. Достигнув взрослого возраста, они убили царя и вернули власть своему деду. Затем Ромул и Рем основали новый город на этрусской границе, названый в честь одного из братьев Рим — Roma. Их товарищи, а теперь подданные вступили в брачные связи с соседним племенем сабинян, на чем вовкулачество первых римлян и закончилось. Впоследствии в Древнем Риме iuventus –«молодежь» считалась чем-то вроде особой социально-возрастной группы, а имя «предводителя римской молодежи» открывало собой список сословия «всадников». Со времени Клавдия (середина I века) он же считался и наследником правящего императора.

У древних славян вовкулаки носили специальный боевой пояс и металлическую гривну. Юноши часто и подолгу жили в лесу, считая себя «волками» — людьми, временно «обернувшимися» в зверей. Как и в древнеримском обществе, у них имелся собственный предводитель — полесун, — но сам он уже не считался вовкулаком, поскольку народные предания указывают, что «…у полесуна есть жена и дети…» В тех же легендах отмечалось, что он «…ниже травы…», его не видно, хотя прекрасно слышно. Полесуны считались помощниками лешего — духа леса, — а «волки» (вовкулаки) пасли для них лесных зверей.

Обучение воинскому искусству нисколько не освобождало молодых членов рода от обязанностей внутри семьи. Среди них был и присмотр за маленькими детьми — как своих братьев и сестер, так и племянников, и племянниц. Неспроста в древнерусском языке дядя со стороны матери назывался «вуй» или «уй». Впоследствии на Украине волков предпочитали называть «дядьками», а на Полесье еще в начале XX века возле колыбели ребенка ставили вырезанную из дерева фигурку волка.

Все вышеописанные традиции, как раз и связаны с культом Леля — бога солнечного тепла, весны и молодости. Когда христиане начали создавать новую обрядовость, они, по накатанной схеме, привязали связанные с ним обычаи к ближайшему по календарю дню поминовения своего святого — Георгия (Юрия Змееборца). Вот почему в народной традиции реальный исторический персонаж - второй епископ Александрии, бежавший из города после попытки разрушить языческие храмы и вскоре убитый язычниками, приобретает совершенно неожиданные функции - он пасет волков.

ЧТО ТАКОЕ ТЕЛЕПАТИЯ

Каждый бог языческого пантеона олицетворял то или иное явление природы, определенным образом связанное с магией. (Само слово «бог» — из наиболее развитой древней религиозной системы — египетской — в языке древних римлян уже превратилось в понятие natura — «природа».) С Лелем связана телепатия.

В основе ее существования лежит открытый только в XIX веке факт взаимной индукции одних явлений другими (вспомните — движение магнитного поля вызывает электрический ток и обратно). Случай похожей индукции свойственен и процессам, происходящим в человеческом и даже зверином мозге. Сама мыслительная деятельность осуществляется следующим образом: в местах соединения нервных клеток с другими нервными клетками постоянно происходят химические реакции, которые и являются материальным носителем мысли.

Эти химико-биологические реакции, хотя и трудно выявляемые, но чрезвычайно интенсивные, неизбежно высвобождают из вещества электроны, чем вызывают электрические токи. Электроны, в свою очередь, производят переполох в нейтрино — мельчайших частичках, которые можно назвать обрывками, пылью вещества — и преобразуют их в новые формы. Нейтрино, являясь наимельчайшими частицами вещества, способны перемещаться со скоростями, превышающими скорость света, а возникшие новые формы, попадая в другой мозг, задают его электронам движение, тождественное тому, которое их породило. Движение же электронов этого иного мозга индуцирует те же химические процессы и, соответственно, те же зрительные или звуковые образы, те же чувства, что и в мозге, откуда поток нейтринных форм появился. Вот вкратце описание физических процессов, порождающих такое явление, как телепатия: взаимная индукция в мозге химических реакций и электрических токов и перенос информации от одного мозга к другому посредством полета нейтрино.

Телепатия бывает двух видов. Первый — восприятие сенсорных ощущений тела, настроения, направления мыслей. Этот вид простейший и называется «симпатией», от греческого слова «сочувствование». Врачи Древней Греции пользовались им для восстановления сил своих пациентов. В наше время люди, испытавшие на себе его случайное действие, гарантированно посещают психиатрические заведения, поскольку современные доктора отвергают само существование явления, отдавая его на откуп ворожеям и экстрасенсам, не испытавшим на себе влияния современного, не признающего телепатии, образования.

Второй вид — собственно телепатия — включает в себя первый, но также означает сознательную взаимную передачу зрительных образов и звуков. Оба вида настолько связаны между собой, что телепаты, контактирующие сразу с несколькими собеседниками, различают друг друга по тембру голоса. Тот же сибирский шаманизм есть не что иное, как профессиональная организация магов, во многом основанная на телепатической связи между самими шаманами. В паре работают и выманивающие деньги бродячие цыганки. В магии ацтеков, описанной Карлосом Кастанедой, первое правило начинающего сводится к необходимости завести себе «нагуаля» — вольного или невольного телепатического партнера.

В языческом обществе юноши с момента инициации посвящали себя тому, что изучали мир духов и богов уже не по сказкам, как в детстве, а на практике. Самым трудным здесь было помочь человеку поверить в саму возможность передачи чувств, телесных ощущений, зрительных образов и звуков непосредственно от человека к человеку.

Достигнуть этого можно только постоянной практикой. Поскольку человек наиболее открыт внешнему миру в состоянии, когда его центральная нервная система немеет (как, например, во сне), начинали, как правило, именно с введения партнера в подобное состояние. Вот одно из украинских преданий. «Случилось так, что во время набега крымских татар один казак оказался в плену. Попал он к знахарю. Однажды поехали они в лес собирать травы, и там ночью казак стал свидетелем татарского ужина, для которого татарин, поймав живую гадюку, стал варить ее в «десяти водах» (десять раз повторяя процедуру кипячения. — Авт.). Затем татарин съел порезанную гадюку, угостив ею и своего спутника. Возвращаясь назад, казак услышал разговоры растений. Чернобыль говорил: «Я от черной хворобы», тирлич кричал: «Я оберег любви». Казак засмеялся. Услышав это, татарин догадался, что казак про все знает. Считая его соперником, отпустил на волю, и с тех пор казак стал знаменитым знахарем».

На самом деле колдун следил за казаком, сопровождая каждый его взгляд своими мыслями-комментариями. Иначе казак не смог бы стать впоследствии «знаменитым знахарем»; не учась — только через мысленную связь с бывшим хозяином он и мог получать все необходимые знания. Таким образом, татарский знахарь не только подготовил себе преемника, но и создал нового шамана-партнера, поскольку прежний, вероятно, умер.

Сейчас существуют гораздо более безопасные способы достижения начального телепатического единства, но описанный здесь способ — варка мяса гадюки в ее собственном яде в «десяти водах» — именно тот, которым пользовались древние славяне. Поэтому Лель также «начальствует» и над змеями.

Как и все языческие боги, Лель-Полель не пережил в сознании славян тысячелетнего господства христианства. Память о нем сохранилась только в припевках к русским народным песням, где его выкликают: «люли-люли» («Лелю, Лелю»).

КТО ЖИЛ НА ЛЫСОЙ ГОРЕ?

С богом Аполлоном тесно связана его мать — Лето. У древних славян она носила имя Лада, и считалась она, разумеется, матерью Леля. Супругом ее был Перун — бог молнии.

Со временем заведывание сельским хозяйством и скотоводством от Лады перешли к Велесу, за Ладой же остались обязанности покровительницы домашнего очага и брака. Неслучайно и само ее имя стало обозначать одного из супругов.

Так, Евфросиния Ярославна в Слове о полку Игореве кличет ветер, Днепр и Солнце: «О ветре… Чему мычеши хиновскыя стрелкы… на моея лады вои?», «О Днепре… Возлелеи… мою ладу къ мне…», «Светлое и тресветлое слънце. Чему… простре горячюю свою лучю на ладе вои…».

Подобно тому, как мать бога юности Леля считалась богиней брака (обозначающего переход от юности к зрелости), Лада, как мать бога весны, была богиней еще и самого теплого времени года, по ее греческому имени (Лето) и названного.

Ладу почитали праздником в самом конце весны. Ей же посвящали и весь следующий месяц, названный червнем (так как в этот период начинают краснеть или «червонеть» вишни и поспевает черешня).

С Ладой тесно связана история Киева. На правом берегу реки Лыбедь при впадении ее в Днепр возвышалась Девичья Гора, на которой было расположено святилище богини. От Девичьей Горы к югу отрогом тянется еще одна возвышенность, на которой наши предки устраивали празднества, чтобы почтить Ладу и ее сына Леля. Для этого верхнюю часть горы очистили от леса — почему ее и назвали Лысой. Комплекс Девичьей Горы и Лысой Горы и есть знаменитая Лысая гора славянской мифологии.

Всем известно, что лебедь сохраняет верность своему партнеру всю жизнь, а потому реку под посвященной богини брака горой и назвали Лыбедью. Между тем главной птицей богини считались не верный в браке лебедь и не приносящий из вырия (рая) души новорожденных детей лелека (бусел, аист), а беззаботная кукушка. По ее кукованию молодые люди узнавали, сколько лет им предстоит жить на свете, а старшие через кукушку вопрошали Ладу о видах на урожай. Если мы вспомним, что ее сын в тех краях, где он был известен, как Аполлон, заведовал всеми оракулами, такое сочетание уже не покажется странным. Не случайно, по утверждению некоторых античных авторов, жрецы Дельфийского оракула Аполлона уже в VIII–VII веках до н.э., каждую осень, посылали дары святилищу его матери на Девичьей Горе. По их мнению, с окончанием летнего тепла в Греции Аполлон отправлялся именно в землю наших предков. Весной он возвращался, а из приднепровских земель к Дельфийскому оракулу присылались ответные подарки.

В I веке н. э. сарматы, сменившие на юге Правобережной Украины скифов, расширили здесь свои кочевья и разгромили в Приднепровье все поселения и городища предков древних славян. Эта катастрофа обернулась и переменами в сложившемся пантеоне богов. Правда, уже в III веке готы разбили сарматов и заняли территорию между Днепром и Нижним Дунаем, что позволило нашим предкам вернуться в Приднепровье. Между тем главные торговые партнеры первых славян — жители скифо-сарматских городов Нижнего Днепра, благодаря своим связям с римскими провинциями, принесли из Малой Азии новую эллинистическую религию. «Пришлые» боги вытеснили в сознании славян более древних, за исключением Леля и его матери.

Сарматское нашествие сохранилось в памяти потомков праславян в виде легенды о сестре Кия Лыбеди, превратившейся в речку во время вражеского вторжения. Даже в эпоху Средневековья язычники-славяне, жившие поблизости от Киева и в самом городе, продолжали проводить на Лысой горе, расположенной на берегу этой реки, все празднества, связанные с Лелем и Ладой. Принятие христианства не уничтожило полностью старой религии. Язычество на Руси продолжало существовать, хотя постепенно превращалось в ведовство и подвергалось постоянным гонениям со стороны церкви. Лысая гора постепенно оказалась в черте города и стала восприниматься как главная резиденция нечистой силы.

Лель и Лада — древнейшие боги, существовавшие в сознании людей, живших на территории нынешней Украины задолго до возникновения самого славянского этноса, а их главное капище — Лысая гора под Киевом на правом берегу Лыбеди при впадении ее в Днепр (в те времена — в Почайну) намного древнее самого города.


28 января 2020


Последние публикации

Выбор читателей

Сергей Леонов
87584
Виктор Фишман
70141
Борис Ходоровский
62381
Богдан Виноградов
49642
Сергей Леонов
46217
Дмитрий Митюрин
36467
Сергей Леонов
33341
Роман Данилко
31157
Борис Кронер
18687
Светлана Белоусова
18622
Дмитрий Митюрин
17369
Светлана Белоусова
17164
Татьяна Алексеева
16830
Наталья Матвеева
16078
Наталья Матвеева
15578
Александр Путятин
14770
Татьяна Алексеева
14170