Святость киевских гор
ЯРКИЙ МИР
«СМ-Украина»
Святость киевских гор
Виктор Киркевич
журналист
Киев
4829
Святость киевских гор
Киев начала ХХ века

«Киев» — это звучит как призыв, как обращение к Богу. Так, возможно, в давние времена взывали жрецы ушедших верований. Миллионы людей и сегодня поклоняются городу как особо почитаемому сокровенному кумиру. Созидатели прекрасного посвящали ему лучшие творения. Постигая город, не перестаешь удивляться уникальной его неповторимости, и не столько внешней, сколько внутренней, духовной. Недаром Киев в разные времена был «Матерью городов русских», местом «Откуда есть и пошла руська земля», «Иерусалимом земли славянской», «Землей Обетованной», а Днепр называли «Русским Иорданом». И звучит это лучше, чем «Колыбель социалистической революции» (да простят меня чудесные жители этого города!). Теперь даже школьник скажет, что первый престол, как церковный, так и владетельный, великокняжеский появился в Киеве задолго до основания Москвы.

НА СЕМИ ХОЛМАХ

Было время, когда Киев называли колыбелью трех братских народов, то есть местом, откуда пошли украинцы, русские и белорусы. Получается, что и тогда уже значение города выходило за пределы этнографического или географического понятия. Город приобретал определенное духовное, или, скорее всего, сакральное значение.

Неспроста почти 2000 лет тому благословил Русь Апостол Андрей. В Восточной Европе немало мест, где проходил и останавливался Святой Апостол, но в летописях конкретно указывается только одно место, где ученик Иисуса, первый провозгласивший Его святость, поставил крест и произнес пророческие слова: «Видите ли, горы эти? На этих горах воссияет Благодать Божья, будет город Великий, и воздвигнет Бог многие церкви». Так Святой Апостол на мысу Старокиевской горы благословил Матерь-Украину и ее детей. Куда обратил взор Андрей Первозванный, там воссияла Благодать Божья, там сохранилась духовная сила, помогающая городу уже почти два тысячелетия. Эта благодать распространяется на всех, кто пребывает в Киеве.

Много общего у Киева с другим Святым Городом — Римом. Его благословил брат Апостола Андрея Святой Петр. Киев, как и Рим, стоит на семи холмах. Но главное и то, что, если Рим — центр католичества, то Киев — центр православного мира.

Киев — замечательный город, и люди в нем жили и живут особенные. Это подтверждается и зарубежными энциклопедиями, и отечественными биографическими словарями. В Киеве родилось очень много знаменитостей, великих деятелей науки, искусства, культуры, техники, нигде не появилось так много писателей и поэтов! Один еврейский мудрец ХI века говорил, что «свет учения исходит из Киева». Несказанно мало мы знаем про то время, уж очень много было недоброжелателей, действовавших с намерениями избавиться от свидетельств светлого прошлого.

Тем не менее в Киеве создавались произведения духовности, которые говорили не только о гениальности и высоком интеллекте создателей, но и, что наиболее важно, о наличии традиций и преемственности. От огромной, как бы сложенной разноцветной мозаикой культуры Киевской Руси дошли до нас лишь отдельные кусочки смальты. Но и они доносят зримые свидетельства высокой одухотворенности горожан Х–ХII веков.

Что же оказывает столь благотворное воздействие на мой город? Откуда и по каким причинам проявилась такая уникальная духовная избранность? Что влияет на обитателей его? Каково участие в этом Киевских гор? Это не только возвышенности, на которых расположены монастыри и мощный центр — Святоуспенская Киево-Печерская лавра. Изучая многие годы город, приходишь к выводу: имеется сила, будирующая даже смену социальных формаций.

Во всем мире немало Святых гор, название которых еще более подчеркивает их место в духовной жизни населения.

Старокиевская гора традиционно считается ядром формирования города. Она, по мнению ряда историков, стала тем местом, «откуда и есть и пошла Русская земля», государственность и даже вероисповедание. Во всех странах подобные места тщательно выделяются, оформляются, бывает чрезмерно помпезно, их окружают величественными храмами или мемориальной скульптурой, строго и бдительно оберегая драгоценную территорию от разрушения и застройки зданиями иного назначения. В Киеве этого не произошло, «мемориальное место» оказалось без должного внимания!

И если в ближайшие годы Старокиевской горе не придать положенный ей историей статус, то через 50-60 лет во всех учебных заведениях Украины будут считать, что государственность и вера пришли в нашу страну с Майдана Незалежности...

Что же мешало поднятию статуса этого места? Причин много, поэтому остановлюсь на самых главных, хоть и давних.

Начнем с того, что в 1240 году орда хана Батыя надолго прекратила общественно-религиозную жизнь на Старокиевской горе. Храм и дворцы на горе перестали быть средоточием державных умов и правящих мужей Древней Руси, вершащих судьбы государства. Но жив был Подол, туда перетекла плавно и общественная активность, и религиозная жизнь древнего города.

ВЫБОР ВЕРЫ

Еще задолго до этого, князь Кий, расположив городище на Старокиевской горе, учитывал лишь ее стратегическое положение. Мне кажется, что Олег — тоже. Вещий князь умер, оставив правление своему племяннику Игорю, не увлекавшемуся делами Руси, а более ретиво «яко волк» рыскавшему по подчиненным племенам за сбором дани, за что и поплатился жизнью. «За морями славы не ищут», — заявила его жена Ольга, возводя свою резиденцию на горе. Наверное, Ольга первой из правителей прочувствовала значение «Княжьего места», поэтому и возвела дворец-ротонду — каменное строение Х века. Он и сейчас привлекает внимание туристов. Здесь княгиня почувствовала необходимость принятия христианства — той веры, которая наиболее соответствовала менталитету славянского люда. Народ пожелал в те времена единоначалия, ставшего привычно-обязательным на многие столетия. Именно единоначалие нашим предкам казалось единственно возможной гарантией собственного благополучия и безопасности, светлого будущего для детей.

Первая княгиня-христианка стала принимать послов, вождей подвластных племен, заморских гостей-купцов, даже епископа — посланца императора Оттона. Так это место стало ГОРОЙ! А городище Кия переросло в столицу. Дары приносились не в Дарницу, не на Подол, а на Старокиевскую гору, получившую державный статус (в то далекое время). Византия знала, где вершит Ольга, даже когда ее сын Святослав, ходивший походами на все стороны света, пытался найти место для новой столицы. Здесь стал формироваться киевский детинец, что весьма символично — древняя фразеология как бы подсказывает, где происходило “детство” нашего государства.

Значимость Старокиевской горы особо возрастает при князе Владимире. Он, как и его бабка (вполне возможно, по ее подсказке) постиг значение и святость места. Это заметили и монахи-летописцы. Они красочно описали убийство первых христиан-мучеников — Федора и его сына. Обратите внимание — на том же месте! Но основным подтверждением важности Старокиевской горы стало воздвижение на ней Десятинной церкви, где впоследствии и погребли Ольгу и ее внука Владимира.

В нагорном дворце равноапостольный князь, выслушав представителей всех вероисповеданий, выбрал единственно верное — православие. Об этом важном событии нам рассказывает картина «Выбор веры», находящаяся совсем рядом — в Андреевской церкви.

Эта гора стала последним местом, оплотом защитников Киева. Видно, и хан Батый не успокоился, пока не взял Старокиевскую гору штурмом, погребая под обломками величественного храма его последних защитников.

РАЗНЫЕ ИНТЕРЕСЫ, РАЗНЫЕ ЗАДАЧИ

Троичность сопутствует Старокиевской горе, как детинцу, началу, сердцу города. От горы идут три пути, три направления, нет, не географических, а духовно-исторических: к вере, — в сторону Святой Софии, к власти — в сторону Михаила Золотоверхого и к народу — на Подол, торговле и ремеслам.

Даже самое старое дерево Киева — липа — зацветает каждую весну в течение четырех столетий именно здесь! Какая энергетика идет от этого святого дерева! (Известно, что церковные иконостасы издавна резались из липы.)

Потом, при многогранном развитии Старокиевской горы, возникла необходимость образования отпочкований, своеобразных ответвлений. Так появляется Копырев Конец — для чужестранных торговцев, и Город Святополка-Михаила, где группировалась военно-политическая знать.

У меня давно создалось впечатление, что Старокиевская гора не исчерпала до конца свой дарованный историей статус! И когда после разрушения города Батыем, долгого запустения правление перешло на Замковую гору, в Литовский замок, где проводились робкие попытки взять власть, обрести силу, Киев перестал быть «матерью городов»... Он был скорее торжищем, факторией, чем центром абсолютной власти.

Новое особое значение приобретает Замковая гора с крутыми склонами и узкими оврагами вокруг нее, по которым тяжело ходить, да и нет возможности подкатить стенобитные устройства. И ничего, что замок был деревянным, а не каменным, он и так был неприступным, да и кто затащит тяжелый материал на его отвесные склоны.

Перед литовскими феодалами стояли иные задачи. Во-первых, они не ощущали влияния культуры Византии, не особо и пытались духовно подавить русичей. К тому же, испытывая потребность в землях и подданных, они старались их оградить от внешних грабителей, повсеместно ставя замки и крепости. И по сей день нас удивляют твердыни, поставленные литовцами Кориатовичами в Мукачево и Каменец-Подольском...

Крепостное укрепление на Замковой горе, простоявшее почти три столетия, было резиденцией наместника, следившего за порядком в подведомственном ему крае. Нужно вспомнить, что в ХVI веке при князьях Олельковичах и при Константине Острожском были попытки усилить власть, сделать ее независимой. И Олельковичи за это поплатились головами. А вот Острожский… Да кто смог ему перечить, если киевский воевода был самым богатым и влиятельным в стране?

Но гора не получила ни имени польского феодала, литовского воеводы, ни даже «ревнителя православия» Острожского. По непонятной причине в памяти народа остался Адам Кисель (гору некоторое время называли Киселевкой). Именно тот, которого не любил Корнейчук, уважал Сенкевич и чтил Кулиш. Волынский владелец имений долгое время был киевским воеводой и старался оставить Киев под польской короной.

Замок — это не только понятие крепости, это, прежде всего, возможность отпереть, проникнуть в город, овладеть его душой, то есть его обитателями. Поэтому замок не обязательно должен возвышаться физически над строениями, скорее, духовно над людьми, их представлениями, жизнью, бытом. В романе Кафки замок — это власть подавляющая. Даже место перед «донжоном», там где «каралы на горло», то есть отрубали голову, носило скорее литературный характер.

Замок как символ власти насилия, подавления не характерен для нашего города. В Киеве он главенствовал тогда, когда феодализм был прогрессивным явлением, и замок служил больше щитом, защитой, нежели давлеющей над сознанием властью.

Да и форма нашей Замковой горы похожа на корабль, который дрейфует среди других гор-льдин, а не айсбергов. Замковая гора не самая высокая из киевских холмов-возвышенностей; она принимает как бы подчиненное положение, является поддержкой.

Через столетия изменилась социальная формация, Киев стал губернским городом Российской империи, поэтому сменила название и гора, став на этот раз Флоровской — в честь монастыря, расположенного у ее подножия. Здесь зазвучали молитвы и благодеяния.

СВОЯ ИСТОРИЯ

Божья благодать распространилась и на окружающие кручи и овраги, охватила горы, где вначале поселились братья основателя города Кия.

Именно гора Щекавица первая попыталась лишить «Мать городов» символа власти — князя Олега, провозгласившего этот лозунг. Посредством змеи, коня и кудесника потомок пришлых варягов был «убран». Считается, что на Щекавице его и погребли, совершив посмертную тризну над прахом князя.

Ой, припомни, друг мой милый, как со мною ты гулял
На Скавице и искал Вещего могилы!..
Мы чужие могилки ищем, а своя найдет и нас.
Когда ж придет смертный час, того не угадаем!

Такие стихи послал профессор Киевского университета Михаил Максимович своему московскому приятелю Михаилу Погодину. В этих стихах — намек на одну из распространенных киевских легенд о смерти Олега, использованную Пушкиным в гениальной «Песни о Вещем Олеге». Именно там, после слов волхва, что князь примет смерть от своего коня, Олег расстался с верным другом. Спустя много лет Олег захотел посмотреть на останки коня — из черепа его выползла змея и смертельно ужалила князя.

Поиски могилы Олега учеными были вполне уместными, так как согласно летописи в 912 году на Щекавице (или Скавице) похоронили киевского князя. К этим двум названиям гор можно добавить еще одну — Олеговка.

По летописи эта гора была отдана брату-основателю Киева — Щеку, и впервые упоминается в 1151 году в связи с обороной Киева от войск князя Юрия Долгорукого. В ХV-ХVІ веках Щекавица принадлежала Киевскому замку. В 1619-м ее передали киевским мещанам для заселения, так как низинную часть Подола ежегодно затапливало наводнение. С конца ХVІІІ века, на том месте, где ныне возвышается радиовышка, было Подольское кладбище. Тут нашли последний приют многие известные личности, среди них — знаменитый композитор Артемий Ведель, архитектор Андрей Меленский, исследователь Киева, известный историк Владимир Иконников, а также прадед упомянутого профессора — Иван Максимович.

Учитывая традиционное мемориальное значение Щекавицы, в мае 1861 года было предложено тут захоронить Тараса Шевченко. Но это предложение было категорически отклонено царской администрацией, которая вполне резонно считала, что могила Великого Кобзаря станет местом проведения национальных мероприятий.

Щекавица или Скавика выполнила вспомогательную роль, как второстепенная святая гора, менее значительная, чем Княжья и Замковая. О том, что было под ней, нужно рассказать отдельно.

Начиная с XIV века город, в то время Киево-Подол, жил своей жизнью. Для того чтобы им овладеть, не обязательно нужно было трогать его замковое укрепление; оно было как бы в стороне. Замок не особо интересовал тех захватчиков, которым важен был лишь грабеж, а не смена правления, поэтому крымские татары, нещадно грабя город, захватывая даже лавру, обходили Замковую гору стороной, не трогая ее правящих обитателей. Существует легенда, что Богдан Хмельницкий в 1648 году счел нужным сжечь замок, для него он, как и Зимний дворец для Ленина, был символом прежней власти. Гетман просто хотел в корне, революционно сменить правление.

Пусть святость Киевских гор не открывается с первого раза! И каждому… Но ведь и откровение Божье или поиск истины легко не дается! Вложите всего себя в ваши желания, духовно подготовьтесь, обратитесь к Богу и тогда взойдите на Горы Киевские… И тогда станет возможен полет над обыденностью, бренностью, постижение самого высокого, воздушного, небесного!


3 марта 2020


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8370545
Александр Егоров
940827
Татьяна Алексеева
775904
Татьяна Минасян
319186
Яна Титова
243109
Сергей Леонов
215717
Татьяна Алексеева
179142
Наталья Матвеева
176557
Валерий Колодяжный
171204
Светлана Белоусова
157271
Борис Ходоровский
155356
Павел Ганипровский
131006
Сергей Леонов
112002
Виктор Фишман
95617
Павел Виноградов
92450
Наталья Дементьева
91736
Редакция
85313
Борис Ходоровский
83213
Станислав Бернев
76847