Охота на ведьм. Часть 2
ЯРКИЙ МИР
«Секретные материалы 20 века» №7(341), 2012
Охота на ведьм. Часть 2
Галина Бергер
журналист
Санкт-Петербург
750
Охота на ведьм. Часть 2
Кадр из фильма «Суровое испытание» о Салемском процессе

Из громких процессов над ведьмами ни один не приобрел такой славы, как процесс над Салемскими ведьмами. Он вошел в историю в частности и потому, что неоднократно упоминался в произведениях художественной литературы и в кино. Правда, фантазия авторов порой уводила их так далеко, что от реальности мало что оставалось. Так какова же была реальность?


Часть 1   >

СУД ФАНАТИКА

Судебный процесс над салемскими ведьмами состоялся, как нетрудно догадаться, в американском городе Салем, в штате Массачусетс. Сегодня на салемских ведьмах держится практически вся туристическая индустрия города, ничем иным не примечательного.

В 1692 году по обвинению в колдовстве было повешено 19 человек, 1 был раздавлен камнями, а порядка 200 заключено в тюрьму, где умерло не менее пятерых. К тому моменту, когда громкий судебный процесс обеспечил городу место в истории, Салем был очень молод – со дня его основания прошло всего 63 года.

Итак, что же произошло? В январе 1692 года дочь и племянница пастора Сэмюэла Пэрриса – 9-летняя Элизабет Пэррис и 12-летняя Эбигейл Уильямс неожиданно заболели непонятной болезнью. Они кричали, прятались под мебелью, ни с того ни с сего принимали необычные позы. Девочкам казалось, что кто-то колет их булавкой. Когда пастор читал проповедь, они затыкали уши и отказывались слушать. Вызванный к девочкам доктор Уильям Григгс не нашел ничего лучшего, как объявить причиной болезни колдовство. Вроде как он где-то когда-то читал про точно такой же случай, и там все дело было в колдовстве. Оставалось найти виновницу происходящего. И ведьма, заколдовавшая детей, отыскалась довольно быстро – девочки указали на служанку в доме Пэррисов по имени Титуба. По словам девочек, Титуба неоднократно говорила с ними о колдовстве. Между тем число заболевших продолжало расти, с подобными симптомами к врачу обратились еще несколько девочек и девушек, в частности 12-летняя Анна Путнам.

В результате были арестованы три женщины – уже упомянутая Титуба, а также Сара Гуд и Сара Осборн. Защитить женщин от преследований было некому – Титуба была афроамериканкой (по другим сведениям индианкой), Сара Гуд – нищенкой, а Сара Осборн – одинокой тяжелобольной вдовой. Справедливость обвинений подтверждалась еще и тем, что все три женщины длительное время не посещали церковь. В те времена отказ ходить в церковь вел к обвинению либо в сумасшествии, либо в колдовстве. Никакие «что-то мне не хочется» не принимались.

Но этими арестами дело не ограничилось. Уже в марте были арестованы 4-летняя дочь Сары Гуд, а также Марта Кори, Ребекка Нерс и Реэйчел Клинтон. Марта Кори привлекла внимание тем, что открыто выражала недоверие словам девочек, а Дороти Гуд призналась в колдовстве, чтобы быть поближе к матери. Правда, эти обвинения не были восприняты общественностью с таким же энтузиазмом, как в первых трех случаях, поскольку Ребекка Нерс и Марта Кори исправно посещали церковь.

Между тем аресты продолжились. В апреле была арестована сестра Ребекки Нерс Сара Клойс, затем Элизабет и Джон Проктор, Жиль Кори – муж Марты Кори, а также бывший пастор Джордж Берроуз. 10 мая, не дождавшись, чем все это кончится, умерла в тюрьме Сара Осборн.

Суд начался вскоре после смерти Осборн. Примечателен тот факт, что председателем суда стал фанатик Уильям Стаутон, не имевший юридического образования, но яростно желающий расквитаться со всеми ведьмами, которые только повстречаются на его пути. Энтузиазм плохо образованного председателя суда сыграл на руку обвинителям. Обвинения сыпались как из рога изобилия и с удовольствием принимались.

Главным доказательством в суде стали показания пострадавших, которым якобы являлись духи обвиняемых. Основной спор разгорелся вокруг того, требуется ли Дьяволу согласие человека на использование его образа. Обвинение настаивало на таком согласии, тогда как защита доказывала обратное, ведь если Дьявол может использовать образ человека без его согласия, значит, человек не может за это отвечать. Но успеха защита не добилась. 2 июня была признана виновной пожилая Бриджет Бишоп. Ее повесили 10 июня. Обвинение строилось на показаниях некоторых девочек, якобы видевших дух Бишоп. Некоторые свидетели рассказывали, что Бриджет Бишоп посещал Дьявол. Правда, подробностей таких посещений привести свидетели не смогли, но этого суду по большому счету и не требовалась.

Суд споро выносил смертные приговоры. 19 августа были повешены еще несколько человек, включая Джорджа Берроуза. Около 30 жителей Салема заявили ходатайство о смягчении приговора бывшему пастору, но результата это не принесло – приговор оставили в силе. Джордж Берроуз пытался спасться до последнего. Так, уже стоя у виселицы, он без запинки прочитал молитву. В те времена считалось, что колдуны и ведьмы не в состоянии прочитать молитву, не запнувшись. Но это ни к чему не привело, он все-таки был повешен.

19 сентября суд решил внести некоторое разнообразие и разбавить идущие друг за другом повешения. 80-летний Жиль Кори был приговорен к особому виду пытки – peine forte et dure, что в переводе на русский означает «сильное и продолжительное мучение». Этот вид пытки применялся к тем, кто отказывался выступать перед судом, а Кори не произносил во время процесса ни слова. На грудь Кори была положена груда тяжелых камней с целью выдавить из него признание. Через два дня старый фермер умер, так и не сказав ничего. По одной из версий его отказ говорить был вызван тем, что имущество колдунов, дававших показания любого свойства, подлежало конфискации, а Жилю Кори очень хотелось сохранить землю и ферму для своей семьи.

22 сентября были повешены еще 8 человек, в том числе Марта Кори. Среди обвиняемых были не только жители Салема, но также соседнего Топсфелда и Бостона. Велись судебные процессы и в Андовере, куда ездили девушки из Салема для разоблачения ведьм.

Одному Богу известно, сколько бы все это продолжалось, но Инкрис Матер, глава Гарвардского колледжа, заявил, что суд не должен рассматривать в качестве доказательств видения жертв. До него высказаться по этому поводу почему-то никому не пришло в голову. «Пусть лучше десять ведьм избегнут наказания, чем один невиновный будет наказан» – провозгласил Матер. Матера тут же поддержал один из священников, сделавший упор на то, что дьявол может принимать обличие человека как раз с той целью, чтобы этого человека обвинили в колдовстве. Губернатор неожиданно прислушался к этим мнениям, и на свободу вышли 28 человек, арестованных на основании видений. Под арестом остались еще пятеро. Для суда над ними был учрежден Верховный суд штата Массачусетс, который действует и по сей день. В мае 1693 года все пятеро были помилованы.

Итак, за время охоты на салемских ведьм в тюрьме оказалось 150 человек, 31 человек был осужден на смертную казнь. 19 человек были повешены, двое умерли в тюрьме, один погиб во время пытки, 7 человек получили отсрочку приговора. Одна женщина содержалась в тюрьме безо всякого суда, затем была продана в рабство за долги. Одной подсудимой удалось бежать.

В 1697 году судьи, участвовавшие в процессе, признали свои ошибки, а в 1702 году решения суда по этому делу были признаны незаконными. В 1706 году Анна Путнам сообщила, что давала показания против невиновных, потому что была обманута Дьяволом. Какой удачный предлог, чтобы уйти от ответственности за свои поступки, жаль, что в наше время его вряд ли сочли бы убедительным. В 1957 году приговоры были окончательно отменены, а в 1992 года в Салеме был установлен памятник жертвам охоты на ведьм. Все это, конечно, малоинтересно погибшим, но для очистки общественной совести – самое то.

ЦИВИЛИЗОВАННАЯ АНГЛИЯ

В Европе истерия под названием «охота на ведьм» стала причиной смерти тысяч людей. Костры пылали везде… или все-таки не везде? Интересна с этой точки зрения запись в «Книге всеобщих заблуждений» Стивена Фрая. На вопрос о том, что же происходило с ведьмами в Англии, он отвечает так: «В Англии известно лишь 200 примеров казни, имевших непосредственное отношение к обвинению в колдовстве. Причем практически во всех случаях казнь совершалась через повешение. Шотландцы, французы, немцы, итальянцы – все они действительно отправляли своих ведьм на костер, но даже там было принято сначала душить привязанную к столбу жертву и только потом сжигать тело.

С 1440 по 1650 год англичане в среднем сжигали по одной «ведьме» в каждые сто лет. 27 октября 1441 года в Смитфилде была сожжена Марджори Жордемейн, знаменитая

«Ведьма из Ай», в 1500-м – Изабель Коки, и, наконец, в 1650 году в Йорке на костер отправили Изабеллу Биллингтон (хотя сначала ее все же повесили).

В Англии обвинение в колдовстве совершенно не обязательно приводило к смертному приговору. Церковь – которой часто ставят в вину преследования ведьм – вообще не принимала участия в судебных разбирательствах. Истец был обязан доказать, что ведьма причинила ему реальный вред, а английские присяжные на удивление неохотно шли на обвинительный приговор. Три четверти процессов по делу о колдовстве заканчивались оправданием.

Вопреки столь популярному образу разъяренной толпы, подвергающей травле несчастную женщину, идея охоты на ведьм с большим скрипом находила поддержку как среди судей, так и у простого народа, – данная практика считалась вредной для общественного порядка и неоправданно дорогой. Погребальный костер Изабель Коки, к примеру, обошелся в 105 шиллингов и 4 пенса – по сегодняшним меркам это более 1000 фунтов стерлингов».

Занятно, не так ли? Почему же именно повешение? Дело в том, что сожжение начало использоваться еще во времена первых процессов и стало своеобразной отсылкой к язычеству. Помните, о том, что начало преследования колдунов стало, по сути, началом преследования язычников, мы говорили в самом начале? В Англии же на костре сжигали предателей, а Англия – страна, яростно придерживающаяся традиций, даже в таком деле, как казнь. Ведьмы – это, конечно, плохо, но к предателям они имеют отношение весьма опосредованное (ну разве только в качестве предателей христианских идеалов), так что не стоит их казнить тем же способом.

По части пыток Англия тоже оказалась более цивилизованной, чем другие европейские государства. В ходу там были две пытки, как по отдельности, так и в комбинации – пытка ходьбой и пытка бессонницей. Возможно, дело было в том, что средства на проведение пыток не выделялись. А вот пытка водой – это «развлечение» чисто английское, поскольку основано на местном суеверии. Знаменитый английский охотник на ведьм Мэтью Хопкинс, на совести которого как минимум 68 судебных процессов над ведьмами, был сторонником следующего метода. Подозреваемую привязывали к двум канатам, после чего люди, стоящие на разных берегах, начинали опускать ее в воду. Это позволяло вытащить несчастную, если она начнет тонуть. Очень гуманно, если вдуматься, ведь ведьма, согласно поверью, утонуть не могла, так что таким образом была спасена не одна человеческая жизнь.

Показательна история с уже упомянутым главным охотником на ведьм Мэтью Хопкинсом. Казалось бы, церковь должна была всячески поддерживать его и поощрять. Но главным противником Хопкинса оказался как раз священнослужитель – Джон Гол. Памфлеты Джона Гола заставили в конце концов Хопкинса свернуть свою деятельность.

Надо отметить, что для исхода процесса о ведовстве личность судьи имела в Англии огромное значение. Николай Горелов в своей работе «Бич и молот. Охота на ведьм в XVI–XVIII веках» пишет: «Два примера влияния личности на развитие антиведовской истерии обнаруживают решения, вынесенные сэром Мэтью Гейлом (1609–1676) и сэром Джоном Голтом (1652–1710), каждый из которых был в свое время верховным судьей Англии. Гейл искренне верил в угрозу ведовства, в связи с чем манипулировал судебными процедурами так, чтобы добиться осуждения обвиняемого. Свое презрение к упорядоченному ведению процесса судья Гейл продемонстрировал в Бери-Сент-Эдмондсе в 1645 году, когда, признав «спектральное доказательство», сделал возможной будущую казнь салемских ведьм. Джон Голт оказал на английские суды влияние совершенно иного рода; ни один обвиняемый в ведовстве не был осужден во время его сессий. Авторитет верховного судьи заставил местных судей следовать его примеру, точно так же как раньше они подражали Гейлу».

Сегодня, по счастью, ведьм не вешают и не сжигают. Толпы ведьм ходят по Салему, как будто насмехаясь над судьями своих далеких предшественниц. В России ведьмы выигрывают «Битву экстрасенсов» и предлагают свои услуги в Интернете. Никто уже, по подсказке Гоголя, не проверяет дам на наличие у них хвоста. Страшные времена остались в далеком прошлом, что не может не радовать.


8 марта 2012


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
1345849
Александр Егоров
268163
Татьяна Алексеева
208630
Яна Титова
197271
Сергей Леонов
194795
Татьяна Минасян
157602
Татьяна Алексеева
128219
Светлана Белоусова
127850
Борис Ходоровский
116721
Сергей Леонов
104559
Виктор Фишман
86674
Павел Ганипровский
84929
Борис Ходоровский
76533
Наталья Матвеева
74120
Павел Виноградов
67503
Валерий Колодяжный
62061
Богдан Виноградов
61924
Наталья Дементьева
61603