На службе безопасности полётов
ЯРКИЙ МИР
«Секретные материалы 20 века» №9(447), 2016
На службе безопасности полётов
Редакция
Санкт-Петербург
3163
На службе безопасности полётов
Полицейские и пограничники размещены в международном аэропорту Бен-Гурион после 2011 года

Израильский терминал не место для одиноких сердец. За каждым пассажиром здесь обязательно кто-то наблюдает. Тоскующий мужчина с цветами вполне может оказаться офицером безопасности. Одним из многих. Известно, что в аэропорту просматривается все, каждый уголок. Камеры видеонаблюдения установлены везде. Похоже, аэровокзал — самый охраняемый объект в стране.

Бывший сотрудник безопасности аэропорта Бен-Гурион рассказал:

– Пассажиры не знают и не ведают ничего. В этом заключается главная идея. Если мы поставим автоматчиков на входе, то туристы перестанут приезжать. Поэтому для Израиля важно было создать службу безопасности так, чтобы ее не было видно и чтобы она была максимально эффективна.

Аэропорт Бен-Гурион находится в кольце безопасности. Таких колец у аэропорта как минимум с десяток. Линия обороны начинается далеко на подступах к аэровокзалу. Первый блок-пост — километрах в пяти от терминала. Немаловажная деталь — на каждом кольце безопасности работают свои узкокольцевые профессионалы.

Бывший сотрудник безопасности аэропорта Бен-Гурион пояснил:

– Обучали видеть то, что не видят и не замечают другие люди. Какие-то особые детали на человеке, его выражение лица, всевозможные подозрительные элементы на автомобилях, как реагировать.

В Израиле это называется профайлинг. По мнению местных спецслужб, нет смысла проверять всех пассажиров одинаково, по полной программе, с раздеванием. Авиаконструктор Леонид Токарский отметил, что это лишняя трата времени и сил:

– Израильский подход отличается тем, что отсекается то, чего не может быть. Не было в истории случая, чтобы какая-нибудь террористка взяла своих детей и взорвалась с ними. Значит, это отметается сразу.

Сами израильтяне к профайлингу по-израильски уже привыкли. Но известно, что российские туристы столкнувшись с сотрудниками безопасности, чаще всего негодуют. Многих смущают вопросы: «Сами паковали свой чемодан или кто-то помогал? К кому прилетели (прилетали) в Израиль, кем он (она) вам приходится? Какова цель визита?»

Чей-то багаж после такого допроса подвергается особо тщательной проверке. А кого-то из пассажиров досматривают лично. Такое недоверие бьет по самолюбию иностранных гостей.

Но,.. замечают хозяева, это неудобство — лишь небольшая плата за жизнь. Аэропорт имени Бен-Гуриона считается самым безопасным в мире. За последние сорок лет — ни одного теракта.

А теперь самое главное.

Как известно, животные обладают впечатляющей способностью реагировать на внешние раздражители, и мыши не являются исключением. В то время как некоторые рассматривают маленьких и пушистых существ как паразитов, распространяющих болезни, одна израильская компания решила развенчать эту точку зрения путем использования черт, которые делают этих грызунов особенно необычными.

Оказывается, эти маленькие млекопетающие могут вынюхивать взрывчатку на контрольно-пропускных пунктах в аэропортах, тем самым экономя время и деньги пассажиров, служб безопасности и налогоплательщиков.

В настоящее время мыши проходят подготовку в израильской компании X-Test для обнаружения взрывчатых веществ в аэропортах. Эти специально обученные мыши будут содержаться в специальных клетках на различных контрольно-пропускных пунктах, для того чтобы незаметно обнюхивать имущество пассажиров, предупреждая службы безопасности в случае обнаружения потенциально смертельной субстанции.

Эта уникальная система была разработана израильской компанией X-Test, членом концерна The Tamar Group, созданного в 1998 году бывшими сотрудниками сил обороны Израиля, для обнаружения и нейтрализации взрывчатых веществ.

Теперь компания осваивает ранее неизведанные горизонты, используя феноменально острое обоняние мышей, для обнаружения наркотиков, взрывчатых и запрещенных веществ на пограничных переходах в аэропортах.

Система X-Test также предназначена для отслеживания мышами с прикрепленными биологическими датчиками любых изменений в частоте сердцебиения, дыхания и других факторов, которые могут выдать волнение человека, провозящего потенциально опасный груз.

Реакции мышей записываются с помощью специального компьютера, который анализирует биоданные и предупреждает инспекторов о потенциальных подозреваемых.

Когда мыши чувствуют незнакомый запах, они сигнализируют инспектору безопасности для более глубокого расследования дела. Таким образом, если мыши начинают «сходить с ума» в клетке, офицер безопасности будет знать, что что-то не так.

В то время как мыши пока еще не зачислены в ряды службы безопасности, их уникальные возможности обнаружения могут быть использованы для выявления каких-либо контрабандных и посторонних веществ, имеющих запах: взрывчатых веществ, наркотиков и даже слоновой кости!

Но и это еще не все!

Израиль оснастил пассажирские самолеты противоракетными системами.

Крупнейший пассажирский перевозчик Израиля авиакомпания El Al оборудовала свои самолеты бортовой противоракетной системой «Воздушная защита», сообщает издание Haaretz. Это первая система подобного рода, разработанная израильскими оборонными концернами для защиты пассажирских лайнеров от атак самонаводящимися ракетами класса «земля – воздух». Стоимость одного комплекса составляет один миллион долларов. Авиакомпания El Al имеет 29 собственных самолетов и пять арендованных – все они оснащены системой Flight Guard.

Первые успешные испытания комплекса были проведены летом 2004 года. В его создании приняли участие крупнейшие оборонные предприятия Израиля Israel Military Industries в кооперации с компанией Elta, контролируемой Israel Aircraft Industries.

Боинги авиакомпании El Al – первые в мире пассажирские лайнеры, которые оснащены подобными бортовыми системами. Flight Guard работает по сходному принципу, который давно уже используется в боевой авиации. Радар системы реагирует на ракетный пуск и облучение самолета тепловой головкой самонаведения, затем отстреливает тепловые «ловушки», отклоняя курс ракеты от цели.

Небольшое по размеру лазерное устройство крепится в нижней части фюзеляжа самолетов и позволяет противодействовать ракетам «земля – воздух». Новинка работает в полностью автоматическом режиме, планируется оснастить ею все самолеты израильской национальной авиакомпании «Эль Аль». «Элбит» также заявила, что на систему получены заказы из-за пределов Израиля.

Аэропорт Бен-Гурион – самоокупающаяся организация, он не получает денег от государства, при этом ворочает миллиардами и продолжает расширяться, достраивать новые здания, терминалы и пр.

Каждый пассажир приносит доход. Чашечка кофе? Бутерброд? По цене обеда в ресторане. Лучше взять бутербродик из дому. Основной Duty Free платит аэропорту за помещение около 140 миллионов долларов в год. Понятно, почему тут товары золотые!

Еще один источник дохода аэропорта – частные самолеты. Дома в гараже самолет не поставишь, и хозяева самолетов держат их в особой «конюшне» в аэропорту. Ну и платят за это соответственно.

В ту секунду, когда пассажир заходит в здание аэропорта, он попадает в поле действия многочисленных скрытых камер слежения, Большой Брат следит за ним в любой точке, включая туалеты. Этого требует безопасность – аэропорт Бен-Гурион считается лучшим в мире в этой области.

В этом году из залов исчезли огромные «телевизоры», проверяющие чемоданы, и столы, где служба безопасности потрошила сомнительный багаж. Стало просто и комфортно: пришел, получил билет, сдал чемодан без всякой проверки – и иди себе на посадку.

Дело в том, что аэропорт установил суперсовременную электронную систему проверки багажа. Сданный чемодан проезжает четыре километра до места, откуда его грузят в самолет. В этих залах на нескольких уровнях несутся на лентах по разным направлениям чемоданы. Фантастическое зрелище!

Чемодан проезжает через систему проверки, напоминающую УЗИ, камера сканирует послойно все, что есть внутри. Если все в порядке, чемодан проносится дальше по направлению к самолету беспрепятственно. Если что-то в чемодане вызывает сомнение системы, она отправляет его на боковую ветку, где его просвечивает еще более умная камера. Если и она сочтет содержимое подозрительным, то отправляет чемодан в помещение, где сотрудники безопасности проверяют его вручную.

Появлением этой системы пассажиры обязаны члену Кнессета от арабской партии Ахмеду Тиби. Израильтянам этот персонаж известен, но в данном случае он сделал доброе дело. Он подал жалобу в Верховный суд Израиля на то, что пассажиров-арабов в аэропорту обыскивают гораздо более придирчиво, чем других, и это их обижает и унижает.

Верховный суд счел, что он прав, и аэропорт приобрел эту новейшую систему проверки, которая обошлась ему в пару миллиардов долларов.

Еще о безопасности. Есть раззявы-пассажиры, у которых отсутствует чувство времени. Да и со слухом, наверно, не очень, так как они не слышат объявления, в том числе и персональные: «Господина NN просят пройти на посадку!» А раззява застрял в Duty Free или увлекся «Фейсбуком», а самолету пора улетать. Тогда – ох! – всех пассажиров выводят из самолета. Выгружают весь багаж, везут в аэропорт, и там пассажиры разбирают свои чемоданы. Тот чемодан, который остался на ленте, и есть багаж раззявы, и уж этот чемоданчик служба безопасности распотрошит до микронов! Это тот случай, когда лучше перебдеть, чем недобдеть.

В рубке диспетчеров куча умных мониторов и еще более умных сотрудников. И полный визуальный обзор летного поля: какой самолет садится, какой взлетает.

В летний сезон это происходит каждые две минуты.

В столовой для сотрудников аэропорта – шведский стол, огромный выбор всего и очень вкусно! Табличка у входа в ресторан на двух языках: на иврите и на русском. Видимо, немало наших бывших соотечественников работает в аэропорту!

По материалам израильской прессы


15 апреля 2016


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8370545
Александр Егоров
940827
Татьяна Алексеева
775904
Татьяна Минасян
319186
Яна Титова
243109
Сергей Леонов
215717
Татьяна Алексеева
179142
Наталья Матвеева
176557
Валерий Колодяжный
171204
Светлана Белоусова
157271
Борис Ходоровский
155356
Павел Ганипровский
131006
Сергей Леонов
112002
Виктор Фишман
95617
Павел Виноградов
92450
Наталья Дементьева
91736
Редакция
85313
Борис Ходоровский
83213
Станислав Бернев
76847