Киевское Китаево
ЯРКИЙ МИР
«СМ-Украина»
Киевское Китаево
Евгений Городейчик
журналист
Киев
5799
Киевское Китаево
Китаевская пустынь

На южной окраине Киева лежит урочище Китаево. Каскад из пяти чистейших озер, от которых веет прохладой даже в самые жаркие дни; поросшие вековым лесом холмы закрывают урочище от холодных ветров; древние пещеры; золотые купола Троицкого храма — все в Китаево располагает к созерцанию красот Божьего мира.

КНЯЖЕСКАЯ РЕЗИДЕНЦИЯ

Во времена Киевской Руси в урочище находился город Пересечь, неоднократно упоминаемый в древних летописях. Пересечь была самым близким к древнему Киеву укрепленным городищем. Своим нынешним названием Китаево обязано именно этому городу, и вот почему.

Предпочитавший столичной суете молитву и уединение князь Андрей Боголюбский избрал древнюю Пересечь местом своей резиденции. При нем городище обнесли оборонительными валами, остатки которых сохранились до нашего времени.

Когда к Киеву подошли орды Батыя, они долго не могли взять Пересечь — южный форпост столицы. Монголо-татары только и говорили о неприступной киевской крепости, или, по-тюркски, «китае». Но, несмотря на свое мужество и отвагу, защитники Пересечи не смогли устоять перед бесчисленным врагом. Городище было разрушено. Уцелевшие жители нашли пристанище в расположенных неподалеку пещерах...

Понять историческое значение Пересечи помогает расположенный к югу и юго-западу от крепости могильник. Захоронения представляют собой небольшие (метр в высоту и 6–10 метров в диаметре) курганы, расположенные близко друг к другу.

Раскопки показали, что большая часть захоронений относится к X веку и является могилами дружинников. Об этом, в частности, свидетельствуют следы переломов и травм, оставшиеся на костях скелетов. Кроме того, в могилах обнаружены воинские атрибуты, перстни, браслеты...

Шли века. Некогда цветущий город превратился в груду развалин. Пересох текущий под горой рукав Днепра, оставив о себе память в виде нынешних прудов.

ПЕЩЕРНЫЙ МОНАСТЫРЬ

В XIV веке началась новая страница в истории Китаево — здесь был основан пещерный монастырь Китаевская пустынь.

Точное время возникновения пещер неизвестно. Некоторые исследователи относят их появление к XIV веку. Но, возможно, они возникли еще в добатыевские времена. Это предположение, в частности, подтверждается летописными источниками, которые упоминают о «пересеченском погребе».

В июне 1161 года киевский князь Ростислав в отместку за то, что новгородцы схватили его сына Святослава, приказал бросить находившихся в Киеве новгородцев в «пересеченский погреб». То есть можно предположить, что уже в те времена в Пересечи существовало какое-то большое подземелье. Возможно, именно этот «погреб» и дал начало китаевским пещерам.

Основываясь на тех же летописных источниках, можно сделать еще одно предположение. Расширение и постепенное превращение пещер в монастырский комплекс началось, скорее всего, во время монголо-татарского нашествия, когда горожане использовали пещеры как укрытие от врага.

Окончательно пещеры могли превратиться в монастырь в XIV–XV веках, когда в бывшем городском посаде начала возрождаться жизнь.

Первоначально здесь была построена деревянная церковь в честь преподобного Сергия Радонежского. А 21 августа 1763 года на месте обветшавшей Сергиевской церкви блюститель Дальних пещер иеромонах Тимофей заложил новую, каменную.

Руководил строительством известный лаврский каменных дел мастер Степан Ковнир. Кирпич и известь доставляли из лаврских Лыбедских заводов. На возведение храма в Китаево ушло около трех с половиной лет. 28 мая 1767 года он был освящен во имя Пресвятой Троицы.

С XVII века Китаевская пустынь известна как владения Киево-Печерской лавры.

ДАЧНЫЙ ПОСЕЛОК

В Китаево любил отдыхать киевский митрополит Петр Могила. О его пребывании здесь напоминает каштан, посаженный им у входа в Троицкий храм. В марте 1994 года 350-летнее дерево освятили, и сейчас оно в большом почете у прихожан.

На берегу китаевских прудов были созданы «Философские диалоги» Григория Сковороды. Философ часто гостил у своих родственников, живших рядом с пустынью.

В 1767 году в Китаевскую пустынь пришел брать благословение на монашество 17-летний юноша, сын курского купца Прохор. Через несколько десятков лет о Серафиме Саровском узнал весь мир.

С Китаево связано предание о преподобной Досифее. Юная дворянка Дарья Тяпкина — так звали преподобную в миру — с детства мечтала о монашестве. Чтобы выбить из головы дочери глупые мечты, отец задумал насильно выдать Дарью замуж. Но девушка сбежала из дома и под видом мужчины (для женщин отшельничество было запрещено) поселилась в пещерах Китаево. Именно она благословила Прохора поступать в Саровский монастырь. Ее келья сегодня открыта для посещения...

Китаево было любимым местом отдыха литераторов — и киевских, и заезжих знаменитостей.

После своего первого посещения Китаевской пустыни в 1840 году Николай Лесков со свойственным ему остроумием заметил, что Кий, Щек и Хорив обладали более утонченным вкусом, чем основатель Москвы Юрий Долгорукий.

Посещал Китаево и автор знаменитого «Кобзаря» Тарас Шевченко. Он вспоминал: «Это были огромные пещеры, вырытые, кажется, во времена Андрея Боголюбского. В этих-то пещерах и пребывал я по нескольку дней. Освещал их белыми восковыми свечами, купленными тут же, в Китаевской обители. Иногда перенесешься мыслью в тот край, вспомнишь бывалое и как будто помолодеешь...»

Любимым местом встреч и отдыха киевской интеллигенции Китаево стало после того, как в начале XX века заработала ежедневная паромная переправа через Днепр. Китаево превратилось в дачную местность. Здесь жил Михаил Грушевский. На даче матери Леси Украинки Ольги Косач подолгу гостили драматург Михаил Старицкий и композитор Николай Лысенко.

ОСКОЛКИ

Революция разрушила идиллию китаевского быта. С пустынью связана одна из самых кровавых страниц большевистского террора в Киеве.

После того как был принят печально известный декрет об изъятии церковных ценностей, лаврская братия спрятала большую часть монастырских сокровищ в тайнике возле Китаевских пещер. Но среди апостолов нашелся иуда: большевикам стало известно о схроне. За «контрреволюционную деятельность» было репрессировано около 70 лаврских иноков.

Находившуюся при Китаевой пустыни богадельню для престарелой братии преобразовали в дом инвалидов, жители которого донимали городское руководство жалобами на несносные условия жизни.

Монастырскую пасеку, четыре послушника которой не только снабжали воском и медом лавру, но и продавали излишки продукции на киевских ярмарках, превратили в Институт пчеловодства. С тех пор о китаевском меде не слыхал никто.

До революции Китаево славилось своими виноградниками. В обители жили несколько перешедших в православие болгарских униатов. Спасаясь от жестоких преследований, которым они подвергались на родине, болгары перебрались на Украину. Тоскуя по своей солнечной стране, они вырастили на южных склонах Китаево виноградники, дававшие хороший урожай.

После того как новые власти разогнали обитателей пустыни, знаменитые монастырские виноградники остались бесхозными и вымерзли. И по сей день никому не удалось вырастить в Киеве пригодный для виноделия материал...

В августе 1941 года, во время тяжелых оборонительных боев под Киевом, артиллерийскими снарядами были повреждены крыша и купола Троицкой церкви. После войны в ней разместили склад. Из-за варварского отношения в середине 1950-х годов здесь обрушились оставшиеся купола. Храм простоял без кровли 15 лет.

В 1985 году на территории монастыря решили было построить стадион, а холмы превратить в горнолыжные трассы. К счастью, Обществу охраны памятников удалось отстоять уникальный памятник старины и добиться того, чтобы здесь начались реставрационные работы...

В конце 1980-х годов, после долгого запустения, Троицкую церковь начали приводить в порядок. Была восстановлена уникальная стенная роспись.

В 1990 году находящийся в центре монастыря храм открылся как приходской.

Сегодня в Китаевской пустыни совершаются ежедневные богослужения. Золото куполов отстроенного храма Святой Троицы играет в воде китаевских прудов. А в древнем мраке пещер, как и тысячу лет назад, звучат слова молитвы и теплится огонь восковых свечей. Множество прихожан и паломников съезжается сюда со всей Украины, приезжают из стран дальнего и ближнего зарубежья, чтобы поклониться китаевским святыням.


8 июня 2020


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8370545
Александр Егоров
940827
Татьяна Алексеева
775904
Татьяна Минасян
319186
Яна Титова
243109
Сергей Леонов
215717
Татьяна Алексеева
179142
Наталья Матвеева
176557
Валерий Колодяжный
171204
Светлана Белоусова
157271
Борис Ходоровский
155356
Павел Ганипровский
131006
Сергей Леонов
112002
Виктор Фишман
95617
Павел Виноградов
92450
Наталья Дементьева
91736
Редакция
85313
Борис Ходоровский
83213
Станислав Бернев
76847