Хорошую религию придумали иранцы…
ЯРКИЙ МИР
«Секретные материалы 20 века» №10(422), 2015
Хорошую религию придумали иранцы…
Борис Кронер
журналист
Санкт-Петербург
2677
Хорошую религию придумали иранцы…
Хайфа

В Израиле Хайфа имеет такую же репутацию, как Санкт-Петербург в России. Северная столица, старающаяся переплюнуть Иерусалим в политике, Эйлат — в туризме и Тель-Авив — во всех остальных сферах жизни. Главной достопримечательностью Хайфы является Всемирный центр бахаи, святилище самой молодой религии мира и прилегающие к нему сады.

Хайфа — соперник Ватикана

Население Хайфы состоит из трех практически равных по численности групп — сабра, родившихся на Земле обетованной иудеев, арабов с израильскими паспортами и… русских с аналогичными документами. Русскими в Хайфе, как и повсюду в Израиле, называют всех тех, кто использует «великий и могучий» в повседневном общении. Обосновавшись в Хайфе в последние два с половиной десятилетия, русскоговорящая община заметно подняла культурный уровень северной столицы Израиля. Русские (будем уж их так называть) составляют 90 процентов завсегдатаев местной филармонии. Московские и питерские антрепризы также не прогорают благодаря им.

На одной из улочек Хайфы расположен книжный магазин с кафе, где назначают свидания одинокие интеллектуалы и интеллектуалки, соскучившиеся по душевному общению. На русском, естественно, языке. Выйдя из этого храма культуры, попадаешь в шумный арабский христианский квартал. Здесь представители всех общин Хайфы покупают самый вкусный в городе фаляфель, заметно отличающийся от продаваемого в России продукта с таким же названием. Здесь же многие русские предпочитают праздновать Рождество. Новый год в Израиле, где официальной религией является иудаизм, наступает в сентябре. В декабре же душа все равно просит праздника.

Хайфа является и центром бахаи, самой молодой всемирной религии и второй на планете по географии последователей. Общины приверженцев этой веры существуют в 188 странах мира, а число сторонников учения, по оценкам всемирных организаций, составляет около шести миллионов человек. Около шести тысяч из них живут в России.

Баб и Бахаулла

Духовенства у бахаи не было с момента создания учения, а вот пострадавшие за веру появились практически сразу. Персидский купец Саид Али Мухаммад был публично казнен в 1850 году. Пророк, принявший титул Баба, что в переводе с персидского означает «врата», поработав в торговой компании своего дяди, воспылал религиозными чувствами. Совершил паломничество к святым местам шиитов в Иране, затем после глубокого и вдумчивого изучения религиозной литературы стал записывать стихи собственного сочинения, которые посчитал божественным откровением. Мусульманское духовенство оценило творения Баба критически, а новоявленный пророк к тому же претендовал на титул имама, весьма почетный в исламе. Популярность его идей в широких массах росла, и власть имущие усмотрели в этом вызов своему положению. Ведь вскоре возникло целое движение бабидов, усомнившееся в высшей справедливости многих постулатов Корана.

Баба приговорили к смертной казни и публично расстреляли в иранском городе Тебризе. Среди последователей пророка сразу же распространились легенды о чудесах, сопровождавших расстрел. Привести приговор в исполнение якобы должен был христианский полк, состоявший из 750 стрелков. Само по себе количество палачей вызывает сомнения. Только, как уверяли тысячи свидетелей, после того, как дым от ружейных залпов рассеялся, Баба на месте казни не было. Его обнаружили в камере, где он диктовал секретарю последние главы своего духовного завещания.

Баба и его верного секретаря Аниса все-таки казнили. Их останки бабиды несколько лет скрывали в разных местах и в 1899 году доставили в Палестину. Похоронили Баба на склоне горы Кармель, где сейчас и располагается северная столица Израиля. Как и во всех религиях мира, у бахаи вскоре появился мессия.

О своей священной миссии объявил представитель знатного персидского рода Мирза Хусейн Али, принявший имя Бахаулла. За принадлежность к бабидам его упекли в темницу, где он якобы и получил божественное откровение. Затем, находясь в ссылке вблизи Багдада (Ирак на тот момент являлся частью Османской империи), провозгласил, что является той самой личностью, о которой пророчествовал Баб, — Явителем.

Константинопольские власти отреагировали жестко: Бахаулла несколько месяцев провел в тюрьме, а затем был приговорен к пожизненному заключению в крепости Акко. Хотели вообще казнить, но с решительным протестом выступили российские дипломаты. Ныне Акко тоже входит в состав Израиля, и из Хайфы до места погребения Бахауллы можно доехать на маршрутке.

Выходной в пятницу и 19 месяцев в году

Главной идеей веры бахаи является единство Бога, религии и человечества. Последователи этой веры убеждены, что между Богом и человечеством заключается соглашение, а посредником в этом процессе служат Явители. К таковым относят и представителей иных религий — Авраама, Моисея, Кришну, Зороастра, Будду, Иисуса Христа, Мухаммада. В эту когорту внесли также Баба и Бахауллу.

Аналогом Торы, Библии и Корана для бахаи является «Китаб-и-Агдас», что в переводе означает «Книга Несомненности». Среди изложенных в ней основных постулатов веры запреты на употребление алкоголя, азартные игры и…участие в политических партиях. Хотя в XIX веке они еще не получили столь широкого распространения, как в наши дни. Утверждая, что все пророки и посланники направлены на землю единым Богом для постепенного просвещения человечества, бахаи позаимствовали все ритуалы из тех религий, что уже существовали до Баба и Бахауллы: молитвы, пост, медитацию.

Как и многие мировые религии, вера бахаи имеет свой особый календарь. Он был введен еще Бабом и получил название календарь бади. Впрочем, во всем мире его называют календарем бахаи. Год состоит из 19 месяцев по 19 дней каждый. Чтобы привести свой календарь в соответствие с солнечным годом, четыре или пять дней используются в качестве вставных в зависимости от момента наступления нового года. Он приходится на весеннее равноденствие в Северном полушарии.

Вопросы, связанные с календарем, Бахаулла передал Всемирному дому справедливости, коллективному органу управления общинами бахаи во всех странах мира. Для принятия закона о времени празднования Науруза необходимо было установить место, которое служило бы эталоном весеннего равноденствия. Думали лучшие умы бахаи долго и лишь в прошлом году пришли к мнению, что таковым должен считаться Тегеран, где родился Бахаулла. Хотя в современном Иране религия бахаи находится под запретом, а последователи учения подвергаются репрессиям.

Неделя в календаре бахаи семидневная, выходным днем считается пятница. Для тех, кто работает во Всемирном доме справедливости в Хайфе, очень удобно. Ведь в субботу в Израиле не работает практически никто. Даже те, кто был бы не против, не могут по причине шабата.

Управление на демократических принципах

Постулаты учения бахаи построены на том, что Бог един, а все религии есть выражение неизменной веры в Него. У последователей Баба и Бахауллы нет духовенства, поскольку каждый приверженец учения должен самостоятельно искать и воспринимать истину. К богослужению приравнивают и работу, исполняемую в духе служения человечеству. На содержание общины каждый последователь учения вносит десять процентов от своих доходов. Никаких тебе льгот за счет беспошлинной торговли сигаретами или доходов от продажи церковных атрибутов, не говоря уж о плате за совершение обрядов.

Бахаи считают, что религия должна находиться в гармонии с наукой. Отвергающая научные знания религия, по их мнению, является суеверием, а наука при отсутствии духовности ведет к воинствующему материализму. Последователи самой молодой общемировой религии стремятся к межконфессиональному сотрудничеству, но во многих странах, особенно с преобладанием мусульманского населения, они сталкиваются с негативным отношением и подвергаются гонениям. Бахаи рекомендуют ввести в качестве средства общения единый международный язык (с точки зрения автора этих заметок, лучше всего для этих целей подходит русский).

Управление всеми делами общины осуществляется через уникальную демократическую систему, которая и светским государствам бы пригодилась. У бахаи нет духовных лидеров, обличенных такими полномочиями, как папа римский или Патриарх всея Руси. С 1961 года демократическим путем избирается Всемирный дом справедливости, который занимается развитием всей мировой общины бахаи.

Выборы проходят раз в пять лет без выдвижения кандидатур и предвыборной агитации. Последователи веры бахаи считают эту практику «бездуховной и отвратительной даже по названию». Избиратель должен голосовать «за тех, кого поддерживают и побуждают молитва и размышление».

Во Всемирный дом справедливости могут выбираться только мужчины старше 21 года. Эти ограничения были установлены еще Бахауллой. Чем он руководствовался, неизвестно. В священной книге бахаи говорится лишь, что причина этого «станет очевидна, как солнце в полдень». Во всем остальном женщины, согласно постулатам веры, пользуются равными правами с мужчинами. Американские феминистки в общине пока явно в меньшинстве. Иначе давно бы в парламенте бахаи появились энергичные бизнесвумен.

Даже после углубленного изучения всей информации о бахаи в Интернете вы не найдете массовых упоминаний о членах Всемирного дома справедливости последнего созыва. Да и рядовые члены общины не стремятся к публичности. Хотя к числу приверженцев этой религии относятся философ Уильям Хэтчер, олимпийская чемпионка по легкой атлетике Кэти Фримэн и король Западного Самоа Малиетоа Танумафили II.

Печальная судьба ашхабадского храма

За пределами Ирана первая община бахаи была организована в Российской империи, в Ашхабаде. Переселенцы из Персии, последователи веры бахаи, нашли приют на новой родине. Среди русских офицеров, служивших в Закаспийской области, было много выпускников курсов при Учебном отделении восточных языков. Один из них, Александр Туманский, дослужился до чина генерал-майора и стал известным востоковедом, крупным исследователем веры бахаи. Он нашел, перевел на русский язык и опубликовал в 1899 году «Китаб-и-Агдас».

«Приехав в Ашхабад 29 июня 1890 года, я с легкостью познакомился с самыми интересными из бабидов, — писал Туманский в одной из своих статей. — Благодаря своему достойному образу жизни они приняты русскими как нельзя лучше. Поэтому знакомство с ними не представило ни малейшей трудности».

Переселенцы-бахаи обрели материальное благосостояние. Царское правительство развернуло обширное строительство в городе, занимавшем важное стратегическое положение вблизи границ с Ираном, у вновь прибывших не было никаких проблем с поиском хорошо оплачиваемой работы. Некоторые стали уважаемыми купцами и коммерсантами с большим капиталом, другие владели обширными землями.

Уже в 1895 году в Ашхабаде были проведены выборы первого состава местного руководящего органа общины бахаи, который впоследствии стал называться Духовным собранием. Развилась сильная, независимая и сплоченная религиозная община, ставшая одной из важнейших духовных и социальных сил в городе.

В начале XX века ашхабадская община бахаи подняла вопрос о строительстве храма. Местный архитектор Али Акпер даже съездил в Хайфу за благословением к находящемуся под стражей Бахаулле, и 10 сентября 1902 года бахаи известили городские власти о начале строительства «молитвенного дома под именем Мешрик-аль-Азкар». Под петицией подписались 108 уважаемых горожан, и в том же году российские власти дали разрешение на постройку храма.

В 30-х годах прошлого века ашхабадская община бахаи насчитывала около четырех тысяч человек. Судьба их сложилась трагически. К февралю 1938 года все члены местного Духовного собрания Ашхабада и около пятисот рядовых членов общины были арестованы. Бахаи были объявлены «вредными элементами» и на основании решения Верховного Совета СССР отправлены по этапу в ссылку в северную часть Казахстана. Очевидцы вспоминали, как перед отправкой на вокзал машина с заключенными-бахаи случайно проезжала мимо Мешрик-аль-Азкара и вдруг затормозила из-за неисправности, подарив приверженцам веры минуты для прощания с храмом. По советской традиции его превратили в светское учреждение. До землетрясения 1948 года в здании размещались экспозиции Государственного музея изобразительных искусств Туркменской ССР.

Во время страшного ашхабадского землетрясения здание сильно пострадало. От него остались только полуобвалившиеся стены, которые тянули к небу зеленый купол. О реконструкции речь, понятно, не шла. В 1963 году в ходе очередной антирелигиозной кампании, подложив под фундамент тротил, первый в мире храм бахаи просто взорвали.

Садам повезло больше

Судьба Бахайских садов в Хайфе сложилась куда более счастливо. Комплекс создавался около десяти лет и обошелся в 250 000 000 долларов. Средства на его возведение были собраны за счет добровольных пожертвований от членов общины со всего мира. Обслуживается он силами волонтеров, приезжающих на год-два из разных стран. Исключение составляют только профессиональные садовники. В штате комплекса 90 человек. Многие из них считают, что возделывание садов уже является процессом молитвы бахаи.

Архитектором террас стал Фариборс Сахба, получивший известность как проектировщик знаменитого Храма Лотоса в Нью-Дели. В одном из своих интервью архитектор рассказал о том, что цели создать уникальный садово-парковый ансамбль, поражающий своим величием, он перед собой не ставил. Таковых во всем мире уже предостаточно. Основной задачей было создать сады божественные, заставляющие посетителей остановиться и подумать.

В 1953 году было завершено строительство архитектурной доминанты комплекса — храма с 40-метровым позолоченным куполом, гранитными колоннами и стенами из итальянского мрамора. Он служит усыпальницей Баба. С верхней площадки к храму ведут 600 ступеней, но гиды могут увеличить маршрут до 1700. Экскурсии водят только вниз, вверх разрешается ходить только бахаи.

Бахайские сады называют восьмым чудом света. Днем они потрясают изысканностью и величием, вечером, когда весь комплекс освещается миллионами огней, становится похож на бриллиант в сияющей оправе. Не менее роскошные сады окружают и могилу Бахауллы к северу от Акко. В начале июля 2008 года международная комиссия Всемирного наследия ЮНЕСКО объявила Бахайские сады объектами мирового наследия.

Об этом вам обязательно расскажут во время экскурсии, а вот традиционных магазинов с сувенирами на выходе из Бахайских садов нет. Да и представители других общин Хайфы и Акко не продают магнитики и кружки с их изображением. Видимо, из уважения к самой молодой общемировой религии.


11 мая 2015


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8734282
Александр Егоров
973906
Татьяна Алексеева
804287
Татьяна Минасян
329479
Яна Титова
245893
Сергей Леонов
216867
Татьяна Алексеева
182883
Наталья Матвеева
181224
Валерий Колодяжный
176336
Светлана Белоусова
164056
Борис Ходоровский
158559
Павел Ганипровский
133968
Сергей Леонов
112442
Виктор Фишман
96091
Павел Виноградов
95097
Наталья Дементьева
93878
Редакция
87778
Борис Ходоровский
83694
Константин Ришес
80931