ЯРКИЙ МИР
Казни Древнего мира
Владислав Фирсов
журналист
Санкт-Петербург
4172
Смертная казнь как социальное явление своими корнями уходит в глубину веков. Во многом следуя обычаям предков, народ любого государства соблюдал традиционные методы насильственного препровождения своих сограждан в иной мир. Но поскольку прогресс не стоял на месте, способы казней становились более замысловатыми и изощренными. «Высшая мера социальной защиты» в Античности не блистала такими изысками, как, например, в Средневековье, но и в античных государствах находились «таланты», чья бурная фантазия порой выходила за рамки морали и здравого смысла. ПЕРСИЯ Одно из самых ранних тому подтверждений — скафизм (от др.-греч. — лодка), вид смертной казни, популярный в Персии. Его подробное описание можно найти у Плутарха, поведавшего о драматической судьбе персидского воина по имени Митридат, убившего в 401 г. до н. э. на поле боя младшего сына Дария II — Кира. По приказу царя Артаксеркса (он же Арсак, старший брат Кира) храброго воина, полностью обнаженного и покрытого с головы до ног густым слоем меда, привязали к дну лодки. Сверху накрыли другой лодкой с предусмотрительно выдолбленными в ней отверстиями для головы и конечностей, после чего жертву долго поили тошнотворным отваром из меда и молока, провоцируя расстройство желудка и сильнейшую диарею. Далее замысловатую конструкцию спустили в пруд со стоячей водой. Привлеченные запахом патоки и экскрементов, мошка, гнусы, оводы и осы пожирали беспомощного человека. Изможденное, покрытое загнивающими ранами, тело мученика буквально заживо разлагалось. И только на исходе семнадцатого дня Митридат скончался. РИМ Другим популярным видом наказания было сажание на кол, придуманное в Ассирии. К такой смерти, как правило, приговаривались лица, совершившие особо тяжкие преступления — государственную измену или детоубийство (включая аборты). До наших дней дошли художественные изображения в виде фресок, барельефов и скульптурных изваяний, изображающих сажание на кол. Впоследствии такая казнь применялась и в других государствах, включая Московскую Русь и (особенно часто) Турцию. В Древнем Риме роль палачей часто отводилась животным — львам, леопардам, медведям и диким буйволам. Кого-то из осужденных банально скармливали голодным зверям, бросая к ним в клетку, либо привязывали к столбу посреди арены Колизея, среди снующих в поисках добычи хищников. Других, под стать гладиаторам, вооружали легким оружием, хотя схватка, как правило, оказывалась недолгой. Финикийцы придумали такую казнь, как распятие, передав ее, как эстафету, карфагенянам и римлянам. Обычно самой казни предшествовал обязательный ритуал. Преступника раздевали догола, после чего избивали кожаными плетьми либо свежесрезанными молодыми побегами деревьев. Затем водружали ему на спину огромных размеров и весом до 50 килограммов деревянный крест, который он должен был самостоятельно нести к месту казни. При помощи веревок и гвоздей жертву крепко приковывали к поперечной перекладине распятия. Иногда, чтобы усилить мучения, преступнику ломали ноги металлическими прутьями. Медленная смерть наступала, как правило, от истощения и обезвоживания, иногда от болевого шока. Подобный вид казни считался позорным, поскольку ему подвергались в основном закоренелые рецидивисты, предатели и рабы. КИТАЙ Лидерами в области пыток и смертной казни, безусловно, были китайцы. Обладая широкими познаниями в медицине, они знали, как сделать боль невыносимой. В эпоху правления династии Цин для высокопоставленных чиновников, уличенных в коррупции, был предусмотрен особый вид наказания, не лишенный изящества, а главное, назидательного характера для потенциальных правопреемников. Назывался он «Линг-чи» («укусы морской щуки»). Существует и иной перевод, не столь поэтический, но больше отвечающий сути процедуры, — «смерть от тысячи порезов». Острым как бритва ножом приговоренному медленно отрезали небольшую часть тела на усмотрение палача. Это мог быть кусок плоти с торса либо фаланга пальца на руке или ноге. Свежую рану тут же прижигали раскаленным железом, чтобы проворовавшийся чинуша не истек кровью и не отправился к праотцам раньше предписанного милостивым судом срока. Эквивалентно растраченным денежным суммам определялось количество кусков тела, подлежащих ампутации. Документальные источники тех лет свидетельствуют, что в год подобному наказанию подвергались от 15 до 20 верховных должностных лиц государства. Учитывая плотность населения Поднебесной, подобная статистика выглядит просто ничтожно. Наиболее ходовым и часто применявшимся на практике было отрезание 24 частей тела. В исключительных случаях суд мог приговорить преступника к нарезке трех тысяч частей. Подобных мучений не могло выдержать ни одно живое существо. Предвидя подобный исход событий, исполнители приговора, чтобы притупить болевые ощущения, периодически поили жертву отваром на основе опиума. Многочисленные слезные прошения и апелляции «осознавших вину» приговоренных могли смягчить сердце правителя, и по его указу палач сначала убивал жертву и только потом истязал мертвое тело. Подобная система наказания применялась в Китае без малого 900 лет и была упразднена как не отвечающая гуманистическим идеалам современного общества лишь в 1905 году. Еще одной выдумкой китайцев в системе исполнения наказаний была «бамбуковая казнь». Жертву за конечности растягивали над порослью молодых побегов бамбука, и в течение 2–3 дней растение, знаменитое своим стремительным ростом, насквозь пронзало тело человека.
Читать далее > Дата публикации: 15 декабря 2020
Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~7XTdJ
|
Последние публикации
Выбор читателей
|