Каяпо за себя постояли
ЯРКИЙ МИР
«Секретные материалы 20 века» №13(399), 2014
Каяпо за себя постояли
Галина Сиднева
переводчик, журналист
Санкт-Петербург
4732
Каяпо за себя постояли
Но станут ли следующие поколения защищать первобытную отсталость?

Индейцы каяпо живут в глуши, в труднопроходимых джунглях Бразилии. Они научились защищать собственную землю и традиционную культуру от посягательств чужаков. В прошлом веке Каяпо прогнали со своих земель фермеров и золотоискателей, помешали строить на реке плотину Бело-Монте. Теперь они снова борются против захватчиков.

Маленький винтовой самолет пробирается сквозь густой дым лесных пожаров. Городок Тукума на реке Журуа окружен широким кольцом огня – джунгли поджигают специально, чтобы освободить участки. Самолет пересекает извилистое течение мутной грязно-коричневой Риу-Бранко. Дым внезапно исчезает. Внизу больше не видно кое-как раскорчеванных пустошей, по которым бродят одинокие белые бычки и коровы, – под крылом расстилаются окутанные туманом джунгли. Это земля народа каяпó – пять областей с твердо установленными границами, общая площадь которых равна территории бывшей ГДР.

Резерват индейцев каяпо находится под охраной бразильского государства. Это одна из крупнейших в мире охраняемых территорий тропических лесов. Тут живет всего девять тысяч человек. Подавляющее большинство местных жителей не умеет ни читать, ни писать, своей письменности у каяпо нет. Индейцы ведут в основном натуральное хозяйство, их образ жизни мало отличается от жизни их далеких предков. 44 деревни разбросаны преимущественно по берегам рек и ручьев. Кроме водных путей и незаметных тропинок в джунглях, никаких дорог там нет. Одна из самых отдаленных деревень называется Кенджам.

В деревне 187 жителей. На первый взгляд она кажется вполне первобытной, но при ближайшем рассмотрении там много чего от цивилизации. Обитатели Кенджам очень разумно используют современную технику, на удивление быстро научились с ней обращаться. У них есть огнестрельное оружие, моторные катера с алюминиевым корпусом, аккаунты в социальной сети «Фейсбук». Но они не оторвались от своих корней, а иностранные заимствования пока еще не затронули основное содержание их оригинальной культуры. Индейцы каяпо носят традиционную одежду, головные уборы и украшения. Древние ритуалы в Кенджаме еще не забыты, хотя их значение постепенно слабеет. Малочисленный народ не живет в полной изоляции, и весь остальной мир очень сильно на него влияет.

В июне прошлого года четыреста вождей каяпо собирались в деревне Кокраиморо, чтобы выработать общую позицию по отношению к политике бразильского правительства. Речь идет о лавине декретов, предписаний, законопроектов, разъяснений и дополнений к основному закону Бразилии, которые ограничивают власть индейцев над землей, на которой они живут и трудятся. Вожди намерены отстоять право каяпо на земли предков. Они не желают, чтобы другие группы населения расширяли свои владения за счет каяпо. Однако все идет к тому, что правительство разрешит на землях резервата добычу полезных ископаемых, вырубку леса и развитие сельского хозяйства. Для этого необходимо лишь отменить статью в бразильской конституции, которая гарантирует права индейцев. Из всех событий этой политической борьбы можно выделить как самый опасный для индейцев так называемый проект «Карарау». Двадцать лет назад каяпо смогли приостановить строительство плотины Бело-Монте на реке Шингу в бассейне Амазонки. Теперь под другим названием проект возведения гигантской гидроэлектростанции возродился и активно проводится в жизнь.

Сложное сооружение из каналов, дамб, двух огромных плотин будет возведено в пятистах километрах к северу от Кенджама в нижнем течении реки Шингу. В этом месте русло реки делает большой изгиб (Вольта Гранде). Проектная мощность гидроэлектростанции 11 233 мегаватт должна быть достигнута в 2015 году. Сторонники проекта в качестве главного аргумента в его пользу называют потребность в электроэнергии. Противники говорят, что его реализация приведет к неизбежной экологической катастрофе, – они утверждают, что к разрушению естественной среды прибавятся существенные финансовые потери и обострение социальных проблем.

Однажды в Кенджаме стало известно о намечающемся прибытии вождей каяпо. Две индейские женщины устроили что-то наподобие репетиции общего протеста: полуголые индианки, обвешанные разноцветными бусами, ходили вокруг центральной площади и громко пели, ритмично притопывая босыми ногами. В четыре часа дня шум низко летящего самолета привлек внимание сельчан – все побежали к взлетно-посадочной полосе.

Из самолета вылезли Ропни, Мекарон-Ти и еще один вождь по имени Ите-и из южной деревни. Почтенный Ропни, как и пятеро других пожилых вождей каяпо, до сих пор носит «губную тарелку» – вставленный в надрез в нижней губе диск из красного дерева величиной с кофейное блюдце. Ропни направился в главную постройку деревни («дом мужчин») и обратился с речью к жителям Кенджама. Он энергично размахивал руками и воинственно ударял в землю своей боевой дубиной:

– Я не хочу, чтобы каяпо подчинились порядкам белых. Мне не нужны здесь золотоискатели и лесорубы. Я против этой гибельной плотины!

Через полгода после первой встречи в Кенджаме 26 вождей каяпо приехали на собрание в город Тукума и подписали обращение, в котором они категорически отказались от денежных компенсаций индейским племенам за счет энергетического консорциума. «Мы, народ небенгокре каяпо, заявляем, что мы не возьмем ни единого чентаво ваших грязных денег, – написали они. – Мы против Бело-Монте, мы против строительства любых плотин на реке Шингу. Наша река не продается. Наша рыба, которой мы кормимся, не продается. Счастье наших внуков не продается. Мы твердо решили, что не прекратим борьбу за будущее нашего народа. Шингу – наша родина, а вас сюда никто не звал».

С заслуживающим уважение упорством и благоразумием индейцы каяпо мирными законными средствами сопротивляются натиску концернов, отстаивают свою землю от нашествия приезжих. Твердая позиция исконного населения берегов реки Шингу могла бы послужить примером иным более цивилизованным народам.

Но надолго ли хватит индейцам их единства, решимости? Общество потребления манит молодежь новизной, соблазнами городской жизни. Глобализация наступает. А народ каяпо действительно лишен многих благ цивилизации, у индейцев нет ни школ, ни медпунктов, не говоря уже о больницах. Чтобы сохранить свою землю, каяпо научились хитрить и договариваться с противником, который гораздо сильнее их.

Но станут ли следующие поколения защищать первобытную отсталость? Или они захотят «быть такими, как все»? А тогда им обязательно понадобится электроэнергия, так что гидроэлектростанция, против которой выступают каяпо, будет необходима. И кто окажется более дальновидным в современном конфликте?


1 июня 2014


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8370545
Александр Егоров
940827
Татьяна Алексеева
775904
Татьяна Минасян
319186
Яна Титова
243109
Сергей Леонов
215717
Татьяна Алексеева
179142
Наталья Матвеева
176557
Валерий Колодяжный
171204
Светлана Белоусова
157271
Борис Ходоровский
155356
Павел Ганипровский
131006
Сергей Леонов
112002
Виктор Фишман
95617
Павел Виноградов
92450
Наталья Дементьева
91736
Редакция
85313
Борис Ходоровский
83213
Станислав Бернев
76847