Календарь майя: двигатель всемирной истерии
ЯРКИЙ МИР
«Секретные материалы 20 века» №1(309), 2011
Календарь майя: двигатель всемирной истерии
Галина Бергер
журналист
Санкт-Петербург
1868
Календарь майя: двигатель всемирной истерии
Так выглядит календарь майя

В 2012 году, согласно предсказаниям магов, астрологов, экстрасенсов и философов разного масштаба, должен был произойти конец света, к счастью, все-таки не случившийся. Обстановка, в которой человечество встречает 2021 год, к особому оптимизму не располагает, да и цифры те же самые, что в 2012-м (только 1 и 2 поменялись местами). Снова ждать конца света, якобы предсказанного нам по календарю майя?

КТО ТАКИЕ ЭТИ МАЙЯ?

Майя — исчезнувшая цивилизация Центральной Америки или, как назвал этот историко-культурный регион в 1943 году немецкий философ и антрополог Пауль Кирхгофф, Мезоамерики. Цивилизация эта прославилась в веках благодаря искусству, архитектуре, календарю и фильму Мела Гибсона «Апокалипсис». Пик развития майя пришелся на период с III по X век нашей эры. В качестве самостоятельной культурной единицы майя существовали на протяжении 3700 лет. Концом их цивилизации можно считать 14 марта 1697 года. Именно в этот день последний независимый город майя, Тайасаль, был захвачен испанскими завоевателями. Разумеется, это не единственная точка зрения по вопросу, когда же пришел конец великой цивилизации — теории предлагаются самые разные, от экологических (О. Ф. Кук, Д. Ленц) до политических (А. Демарест). Однако то, что цивилизация майя прекратила свое существование, не означает, что майя исчезли с лица земли. На полуострове Юкатан до сих пор проживает, по разным оценкам, от 6 до 7 миллионов представителей народов майя.

Доктор исторических наук В. И. Гуляев в своей книге «Забытые города майя» подчеркивал уникальность этой цивилизации, указывая на то, что еще за пятнадцать веков до открытия Америки Колумбом майя имели развитую иероглифическую письменность, точный солнечный календарь, использовали в математике понятие нуля и предсказывали солнечные и лунные затмения. Однако их орудия труда были крайне примитивны и изготовлялись исключительно из камня и дерева. Майя не знали металлов, плуга, колесных повозок и гончарного круга. Поражающие воображение постройки майя воздвигались исключительно вручную. Набор орудий труда, которые использовали майя, указывает на их принадлежность к каменному веку. Это парадоксальное сочетание интеллектуальных достижений и технического примитивизма — одна из наиболее важных характерных черт культуры майя.

Достижения майя действительно удивляют. Американский юрист, путешественник Джон Ллойд Стефенс, чьи путевые дневники в сочетании с рисунками английского художника Фредерика Казервуда фактически положили начало научному исследованию цивилизации майя, добравшись до руин Копана — одного из древнейших городов майя, был потрясен его ступенчатыми пирамидами и расположенными на их вершинах храмами. В своей книге «Путевые впечатления от поездки по Центральной Америке, Чиапасу и Юкатану» Стефенс писал: «…предметы, которые мы разыскиваем, представляли бы существенный интерес не только как остатки цивилизации неизвестного нам народа, но и как памятники искусства; наряду с вновь открытыми историческими документами все это явилось бы свидетельством того, что народ, некогда населявший континент Америки, вовсе не был «диким».

Майя действительно оставили нам значительное количество великолепных памятников, одним из которых является их знаменитый календарь. Происхождение календаря неразрывно связано с теми представлениями о времени и взаимоотношениях человека с ним, которые существовали у майя.

ФЕТИШ ВРЕМЕНИ

Загадка времени занимала многие древние народы. Они ощущали гнет его непрерывности, что и привело к первым попыткам как-то упорядочить время, структурировать, подчинить его себе. Деление времени на измеримые отрезки — это ни что иное, как желание совладать с его бесконечностью, оно лежит в основе любого древнего календаря.

Время для майя, безусловно, было не просто материальным, оно являлось для них своего рода фетишем. Американский этнолог Виктор фон Хаген отмечал, что вся страна майя с сотнями каменных городов и тысячами скульптур является ни чем иным, как огромным памятником, символизирующим необыкновенную озабоченность временем. На каждом сооружении, воздвигнутом майя, вырезана дата начала и окончания работ, либо дата какого-либо важного события. Каждое действие неразрывно было связано с тем временным периодом, в который оно совершалось. Для майя их календарь был не просто методом классификации времени на отрезки, это была попытка справиться с пугающей бесконечностью. Но майя полагали, что время не только бесконечно, но и циклично, поэтому любое событие, когда-либо произошедшее, рано или поздно повторится вновь. Если в этот день на землю пролился дождь, то можно быть уверенным, что, когда этот день повторится, дождь непременно будет идти снова.

Первым, кто привлек внимание исследователей к календарю майя, был второй епископ Юкатана Диего де Ланда Кальдерон. Он писал, что год майя столь же совершенен, как и европейский, его продолжительность 365 дней и 6 часов. Особенно поразила де Ланда способность майя вести счет векам и рассказывать о событиях, произошедших 300 лет назад. Он никак не ожидал такой хронологической точности от недоразвитого, с точки зрения европейца, народа. Впрочем, вопрос о том, что считать недоразвитостью, в данном случае напрашивается сам собой. Можно ли быть уверенным в высоком уровне развития народа, который уничтожает чужие памятники, ничуть не задумываясь о том значении, которое они могут иметь для истории? Абсолютное большинство испанских завоевателей вопрос сохранения культурного наследия майя ничуть не заботил. В 1562 году Диего де Ланда подписал указ об уничтожении идолопоклонства, в рамках которого и предписывалось сжечь все книги.

«Мы нашли большое количество книг, и в них не было ничего, в чем не видно было бы суеверия и дьявольской лжи, поэтому мы сожгли их все, о чем майя поразительно сильно сожалели и горевали», — эти слова Диего де Ланда подтверждают, что цивилизованность — понятие очень и очень относительное.

К счастью для тех, для кого книга — это, прежде всего, памятник культуры, некоторые рукописи действительно не горят. Поэтому четыре кодекса майя, представляющие собой идеографические рукописи, все-таки сохранились до наших дней. Эти кодексы принято обозначать по названиям городов, в библиотеках которых они находятся. Дрезденский и Мадридский кодексы посвящены астрологии и прорицанию, Парижский кодекс повествует о ритуалах и богах. Так называемый кодекс Гролье, хранящийся в Нью-Йорке, сохранился очень плохо и содержит лишь отрывочные тексты. Остальные майянские кодексы, которые археологи находили во время раскопок, не поддавались прочтению, поскольку были очень сильно повреждены. В большинстве случаев о том, что найденные куски слипшейся массы с остатками краски когда-то были рукописями, можно было лишь догадываться.

Страшно представить, что было бы, если бы испанцам удалось уничтожить все, что так или иначе связано с календарем майя. Мир лишился бы удивительной загадки, которая продолжает давать пищу для размышлений и по сей день.

С НУЛЕВОГО ДНЯ

Так что же представляет собой этот таинственный календарь майя? Начнем с того, что у майя был не просто календарь, а целая система, включавшая в себя три самостоятельных календаря. Их соотнесение и взаимозависимость были поистине поразительны для привыкших к более простому времяисчислению европейцев. Помимо системы трех календарей майя использовали и четвертый, лунный, календарь.

Первый календарь, гражданский, назывался хааб. Солнечный календарь хааб был связан с длиной года. Он делил год на восемнадцать месяцев по двадцать дней в каждом (360 дней) плюс пятидневный период в конце года, который майя называли уайеб, что значит «дни без души». Дни каждого месяца нумеровались от 0 до 19. Особенно интересным представляется использование во времяисчислении числа 0. Некоторые исследователи полагают, что майя открыли число 0 и возможности его использования задолго до того, как на него обратили внимание в Вавилоне.

Год начинался 16 июля. Этому дню соответствовал первый день месяца Поп. Заканчивался год 10 июля — последним днем месяца Кумху.

Календарь хааб лежал в основе сельскохозяйственных работ и повседневной жизни майя. Его можно сравнить с календарем шиумольпилли (связка лет) у ацтеков. Ацтекский календарь также состоял из 18 месяцев по 20 дней в каждом плюс пять пустых дней, называемых немонтеми.

Второй календарь, священный, назывался цолкин (или тцолкин) и состоял из 260 дней. Слово «цолкин» образовалось от слияния слов «цол» (приводить в порядок) и «кин» (день). Цолкин был известен не только майя, у ацтеков и тольтеков тоже был такой календарь. Каждый день цолкин обозначал комбинацию числа от 1 до 13 и названия дня. Количество возможных названий равнялось 20. Приведем названия дней календаря цолкин с соответствующими им символами:

имиш (красный дракон), ик (белый ветер), акбаль (синяя ночь), канн (желтое семя), чик-чан (красный змей), кими (белый соединитель миров), манник (синяя рука), ламат (желтая звезда), мулук (красная луна), ок (белая собака), чуэн (синяя обезьяна), эб (желтый человек), бен (красный небесный странник), хиш (белый волшебник), мен (синий орел), киб (желтый воин), кабан (красная земля), эцнаб (белое зеркало), кавак (синяя буря), ахау (желтое солнце).

Хозе Аргуэльес в своей книге «Фактор майя» писал, что первый знак календаря цолкин, имиш, относится к востоку, а последний, двадцатый знак, ахау, — к югу. Это полный цикл жизни по майя. Двадцать знаков, пребывающих в вечном цикле обращения, определяют путь человеческой жизни. Это универсальная модель бытия.

Каждый месяц календаря цолкин состоял из 20 дней. Год делился так-же на недели по 13 дней в каждой. Календарь представлял собой комбинации 20-дневных месяцев и 13- дневных недель. Поскольку дней было всего 13, а названий дней 20, то, когда номер дня достигал 13-и, счет дней начинался заново, а счет названий продолжался до 20-и. Когда счет названия достигал 20-и, то начинался заново счет названий, но продолжался счет номеров дней. Благодаря этой системе, комбинаций дней и названий было огромное количество. Цолкин считался завершенным, когда последнему дню 20-дневного цикла соответствовал номер 13.

Наконец, третьим календарем майя был так называемый длинный счет. Дни, согласно этому календарю, считались с мифического начала эры майя, датой которой считается день 4 Ахау 8 Кумху, что является эквивалентом 13 августа 31113 года до н. э. Длинный счет представляет собой комбинацию 20-, 18- и 13-дневных систем исчисления времени. В длинном счете учитывалось несколько временных отрезков. Самый короткий из них был кин, то есть день. Месяц (уйнал) состоял из 20 дней, восемнадцать месяцев составляли 360-дневный год — тун, 360 дней плюс пять пустых дней (уайеб) составляли год календаря хааб. Период из 7200 дней назывался катун.

По мнению Диего де Ланда, катуны представляли собой особое мнемоническое средство, при помощи которого майя запоминали события прошлого. К таким событиям могли относиться лунные затмения, наводнения, ураганы и эпидемии. Майя были уверены, что если на какой-то день приходилось ужасное событие, то в будущем в этот же день оно обязательно повторится, поэтому так важно было фиксировать даты всех подобных происшествий. Затем шел период из пятидесяти двух лет, который в настоящее время принято называть календарным циклом. Календарный цикл рассчитывался на основании того, что совпадение какого-либо дня года хааб с каким-либо днем календаря цолкин происходило каждые 18980 дней года хааб, или каждые пятьдесят два года. Период в 52 года был важен не только для майя, он имел такое же огромное значение для ацтеков. Исследуя времяисчисление у ацтеков, американский антрополог Франц Боас пришел к выводу, что 52-летний цикл, составляющий 18890 дней, является наименьшим общим кратным для 260 (дни священного календаря) и 365 (дни гражданского календаря).

Как видно, в календаре майя было учтено и зафиксировано все. Майя использовали и лунный календарь, в каждом месяце которого было 29 или 30 дней. Каждый день лунного месяца обозначался соответствующим числом, при этом первый день, как и в календаре хааб, был нулевым.

Шесть лунных месяцев составляли лунный полугод, затем снова наступал первый лунный месяц. Майя использовали различные варианты лунных календарей в зависимости от того, какая лунная дата считалась соответствующей начальной циклической дате эры майя в разных городах.

ПО ВИНЕ МУРАВЬЕВ, ПОЕДАЮЩИХ ЗВЕЗДЫ

Календарная система имела огромное значение для майя. Она не только позволяла крестьянину знать, когда какие сельскохозяйственные работы необходимо производить, но и мореходу понимать, когда ожидать полной луны, затмения или урагана. Но не только чисто утилитарные соображения подтолкнули майя к созданию сверхточного календаря. Для майя было важно, чтобы каждый бог в нужный момент получал свои молитвы и жертвоприношения, потому что если богов не умилостивить, они могут разозлиться на людей и уничтожить мир со всем живым, что в нем есть. Жрецы-астрономы, ведущие расчет времени и предсказывающие те или иные события, основываясь на его цикличности, были фигурами практически священными, поскольку именно через них майя общались с всесильным временем. Несмотря на то, что астрология для майя была значительно важнее астрономии, некоторые их астрономические наблюдения поражают своей точностью. Так, астрономам майя удалось вычислить период синодического обращения Венеры (в среднем, 584 дня). Периодом синодического обращения принято называть период видимого обращения одного небесного тела вокруг другого при наблюдении с Земли. Современные астрономы, благодаря использованию точных инструментов, определили этот период в 583,92 дня. Такая точность расчетов майя просто поразительна, особенно если учесть, что арсенал доступных им для проведения расчетов средств был крайне невелик. Знаменитый Дрезденский кодекс — одна из четырех рукописных книг майя, доживших до наших дней, по мнению исследователей, является расчетом обращения Венеры за более чем триста лет. Венера на языке майя называлась Чак нох эк. Имелись свои названия у Полярной звезды (Шаман эк), Малой Медведицы (название этого созвездия на языке майя означало «Стражи Севера»), Плеяд (Цаб, то есть Погремушка гремучей змеи), Близнецов (Ак эк, что означает «Черепашьи звезды»), Скорпиона (Цинаан эк, что означало «Звезды скорпиона»). Майя умели предсказывать лунные затмения, они подсчитали, что затмения Луны происходят каждые 173,31 дня. При этом не стоит думать, что майя хорошо разбирались в руководящих небесными явлениями силах. Так, к примеру, они полагали, что лунные затмения происходят по вине муравьев, поедающих звезды.

Небесные светила имели для майя такое же огромное значение, как и время, потому что были неразрывно связаны с ним. Каждый момент жизни майя определялся положением планет. Исследователи полагают, что майя, проживающие в разных городах, постоянно обменивались данными астрологических наблюдений. Это было необходимо для совершенствования календаря. Известно, что в 765 году в Копане собрались жрецы майя с целью приведения календаря в соответствие и устранения ошибок, накопленных за 52 года наблюдений.

ДНИ БЕЗ ДУШИ

Итак, для майя важнейшей характеристикой времени была его цикличность. Цикличность не только хода времени, но и исторических событий, приходящихся на тот или иной временной период. Завершение очередного временного цикла было связано со страхом существования вне времени. С тем самым страхом, которым были наполнены дни уайеб календаря хааб. В дни уайеб майя не зажигали огня, не работали и воздерживались от приема пищи. Они сидели в темноте и ждали, когда пройдет этот роковой период вне времени и начнется новый цикл. Новый цикл означает новую жизнь, новые надежды. Подобная традиция существовала и у ацтеков.

В дни немонтеми не зажигали огня, постились, не вступали в сексуальные контакты, не работали.

На заре пятого дня выбиралась жертва для ритуального жертвоприношения. Человеку распарывали грудь, вынимали его сердце, а затем в свежей ране зажигали огонь. От этого огня зажигались все огни в храмах, а потом все люди Теночтитлана получали новый огонь на новый год. Согласно верованиям майя, в течение этих пяти дней неограниченную власть над людьми и природой получал демон Уайеб, дитя хаоса. В эти дни майя не могли обращаться к другим богам, поскольку те не слышали их, а значит, на их помощь и покровительство рассчитывать не приходилось. Зачатие ребенка в один из таких дней означало, что в этого ребенка может вселиться демон. Майя приносили богатые жертвы божественным братьям Бакабесам, чтобы они подпирали небо в это время. Совладать с демоном Уайеб и помочь людям была в состоянии только богиня Мам, считающаяся покровительницей числа 5.

При всей своей устремленности в небеса, а может быть, именно благодаря ей, майя были довольно кровожадны и изобретательны по части жертвоприношений. В этом вопросе они легко могли соперничать с ацтеками. Все дело в том, что жертвоприношение для майя имело магическое свойство заклинания. Боги воспринимались как живые существа, а значит, их надо было кормить. Боги майя очень воодушевлялись при виде человеческой крови, особенно нравились им пульсирующие человеческие сердца. Именно поэтому так важна была для майя война — она давала пленников, которых можно было принести в жертву. Помимо пленных, а также в случае их отсутствия, в жертву приносились женщины и дети. Виктор фон Хаген, однако, замечает, что майя не были так помешаны на жертвоприношениях, как ацтеки, которые в одном только 1486 году умудрились принести в жертву 20 тысяч человек. Столь масштабных жертвоприношений у майя не зафиксировано, однако можно с уверенностью сказать, что они были регулярны. Так, например, празднованиями с массовыми человеческими жертвоприношениями майя отмечали окончание «дней без души» и начало нового года — нового временного цикла.

КОНЕЦ СВЕТА ИЛИ ЮБИЛЕЙ СОТВОРЕНИЯ

Важно понимать, что с точки зрения веры в цикличность времени и стоит в первую очередь рассматривать миф о конце света, якобы предсказанном майя. Конец сразу трех циклов (эпоха Пятого солнца, катун и бактун) — событие, конечно, не рядовое. Тем более что в этот день, 21 декабря 2012 года, ожидается парад планет. Сатурн, Юпитер, Марс и Земля выстроятся в одну линию. В этот день, кстати, выстроятся не только планеты Солнечной системы, но и планеты других звездных систем, образуя линию от центра галактики. Самое подходящее время для мистического конца света. И все было бы очень просто для современных пророков, если бы время у майя было линейным.

В таком случае конец периода означал бы конец времени, а значит, и конец света. Однако, как было сказано ранее, согласно представлениям майя, время циклично. А значит, бесконечно. Эту разницу между цикличностью и линейностью легко проследить, если провести банальное сравнение времени с кольцевой линией Московского метро, как бы нелепо это не звучало. Если мы сядем в вагон на станции Таганская и решим из этого вагона не выходить, то, проехав все станции по маршруту и добравшись в конце пути до Павелецкой, мы вовсе не уедем в нашем вагоне прямиком в неизвестность, а опять окажемся на Таганской. И будем оказываться на ней столько раз, сколько нам захочется проделывать этот нелепый во всех отношениях эксперимент. Так и пустившись по майянскому календарю, человечество будет проезжать одну и ту же «станцию» не один раз, не два и не три, как оно и делало до этого момента. Так что, если говорить о конце времени, то нам ничего не грозит. Однако майя полагали, что каждый раз, когда временной цикл заканчивается, обязательно что-то должно произойти. И тут возникает вопрос, должно ли это что-то быть обязательно чем-то плохим. Тем более, что сами майя категорически отрицают, что, согласно их предсказаниям, человечество ждут страшные катаклизмы в 2012 году. Британская газета «Daily Telegraph» 11 октября 2009 года напечатала интервью с одним из старейшин майя Аполинарио Чили Пикстуном («2012 is not the end of the world, Mayan elder insist»). Старейшина утверждает, что европейцы неверно толкуют майянский календарь, поскольку его никак нельзя понять, основываясь на христианских представлениях об Армагеддоне. 21 декабря 2012 года заканчивается 13-й бактун, а для майя 13 — это священное, благоприятное число. Дата 21.12.2012 — это юбилей сотворения, особенный день для майя, и никакого отношения к концу света и ужасным потрясениям он не имеет.

Разумеется, найдутся те, кто скажет, что этот майя сам не имеет никакого отношения к тем майя, что составляли календарь, да и вообще, что он может понимать, когда столько умных людей говорят обратное. Во что, а главное, зачем верить — каждый человек решает для себя сам. Нам же кажется, что цивилизация майя — это тема настолько глубокая и многогранная, что изучать ее надо вне зависимости от природных катаклизмов и склонности человека к истерии. Просто потому, что это интересно и познавательно. Ведь не только страх должен быть двигателем прогресса, но и присущая человеку тяга к познанию.


1 января 2011


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8370545
Александр Егоров
940827
Татьяна Алексеева
775904
Татьяна Минасян
319186
Яна Титова
243109
Сергей Леонов
215717
Татьяна Алексеева
179142
Наталья Матвеева
176557
Валерий Колодяжный
171204
Светлана Белоусова
157271
Борис Ходоровский
155356
Павел Ганипровский
131006
Сергей Леонов
112002
Виктор Фишман
95617
Павел Виноградов
92450
Наталья Дементьева
91736
Редакция
85313
Борис Ходоровский
83213
Станислав Бернев
76847