Как стать графом Монте-Кристо
ЯРКИЙ МИР
«Секретные материалы 20 века» №6(418), 2015
Как стать графом Монте-Кристо
Александр Котлов
журналист
Львов
2507
Как стать графом Монте-Кристо
Граф Монте-Кристо пришел вершить месть

По всемирной известности роман «Граф Монте-Кристо» является как минимум вторым (после «Трех мушкетеров») творением Александра Дюма-отца. Его автор всегда рассматривал реальную историю как гвоздь, на который он вешает свою «картину». И нет ничего удивительного, что история реального человека, ставшего прототипом главного героя, была не столь великолепна и завершилась вовсе не хеппи-эндом.

Отзвук итальянских прогулок

К началу 1840-х годов Александр Дюма был уже довольно известным писателем. Из-под его пера успели выпорхнуть несколько историко-приключенческих и просто приключенческих романов, немалое количество пьес, сборников прозы, стихов и прочего литературного «скарба». Плодовитость его как автора была поразительной! Хотя этому есть вполне простое объяснение, поскольку романист пользовался услугами «литературных негров». Самым знаменитым из них был Огюст Маке, которого, вполне вероятно, скоро признают полноценным соавтором таких, например, произведений, как трилогия о мушкетерах.

Дюма, в отличие от Маке, умел прожигать жизнь и, кстати, частенько лез в политику. Он, например, критиковал правительство, возглавляемое известным историком Франсуа Гизо. Тот, в свою очередь, стал в судебном порядке преследовать особенно досаждавших ему писателей и журналистов.

Тогда Дюма решил на время покинуть Францию и отправиться путешествовать в южные страны, которые, конечно же, больше всего подходили для его южного темперамента. Сначала писатель в 1841–1842 годах совершил вояж по Италии. Конечно же, он не мог не посетить город Медичи — прославленную Флоренцию. А в ней не мог не заглянуть на огонек к Жерому Бонапарту, младшему брату императора Наполеона и в прошлом королю Вестфалии. Они так понравились друг другу, что отставной монарх попросил Дюма сопровождать в круизе по Западному Средиземноморью своего младшего сына — 20-летнего Наполеона Жозефа Шарля Поля Бонапарта.

Старший сын экс-короля был в это время очень «занят». В 1840 году его заключили в крепость Гам после провала очередного заговора, имевшего целью свержение правившего во Франции короля Луи-Филиппа. Но юноша своего добьется и станет императором Наполеоном ІІІ, а младший брат получит прозвище принца Плон-Плона. Вот этого-то Плон-Плона и сопровождал великий писатель. Главной остановкой в их путешествии был остров Эльба. Отец хотел, чтобы сын побывал на острове, с которого его великий дядя начал свой путь к своему последнему триумфу.

После Эльбы путники посетили остров Пианоза, где великолепно поохотились, а затем, по совету проводника, решили заняться тем же самым на соседнем острове Монтекристо. Но здесь выяснился неприятный момент — на острове никто не живет, владельца у него нет, зато после возвращения придется провести неделю в карантине. Пришлось любоваться живописным клочком суши издали.

Проводник рассказал любознательным путникам легенды об этом интересном месте. В частности, о том, что на острове в Средние века находился богатый католический монастырь, сожженный алжирскими пиратами, которые, однако, не нашли сокровищ и не смогли узнать никаких сведений о них у несчастного приора даже под пыткой.

Название острова понравилось писателю, и он тут же решил, что включит его в какой-нибудь из своих романов. Вернувшись в Париж, Дюма действительно подписал контракт с одним из крупных издательств на публикацию романа так называемого «фельетонного» типа. Печатались они отдельными главами в известных парижских журналах. Каждая глава имела свой финал и заманчивые слова «Продолжение следует».

Подписав контракт, Дюма в поиске свежих идей отправился в одну из самых посещаемых парижских библиотек, и… о чудо! Ему в руки попадает книга мемуаров Жака Пеше, инспектора парижской уголовной полиции, под названием «Мемуары, извлеченные из архивов парижской полиции», изданная в 1838 году, через восемь лет после смерти автора.

В главе «Алмаз и мщение» рассказывалась история Франсуа Пико, парижского сапожника, который пострадал от клеветы своих завистников и жестоко отомстил обидчикам.

Дюма взялся за перо. Пико превратился в моряка Эдмона Дантеса, будущего графа Монте-Кристо (название острова автор немного подкорректировал — так оно показалось ему более звучным). А как же иначе! На таящем в себе сказочные сокровища волшебном острове Монте-Кристо мог, конечно, побывать и сапожник, но профессия моряка ведь одна из самых романтических и куда как больше подходит для главного героя. А главным французским портом на Средиземном море был и остается по сию пору Марсель с замком Иф — так определилось место действия.

Пико = Дантес

Теперь о том, кто был прототипом Дантеса.

В 1807 году жил в Париже молодой сапожник по имени Франсуа Пико. Было ему 27 лет от роду. Родился он в Ниме — городе на юге Франции. Перебравшись в Париж, Франсуа регулярно бывал в кабачке, который облюбовали его земляки. Содержал сие «злачное» место вдовец Матье Луппиан, тоже родом из Нима.

И вот в это приятное его душе местечко Франсуа Пико как-то спешил, чтобы рассказать землякам о свалившемся ему на голову счастье. Он ухаживал за девушкой по имени Маргарита Вигору, и она согласилась стать его супругой. Поскольку невеста была не только румяна и пригожа, хорошего происхождения (по слухам, в ее жилах текла дворянская кровь), но еще имела богатое приданое, то Пико пребывал на седьмом небе от счастья! По сведениям разных источников, родители выделили красавице-дочери в приданое от 7000 до 100 000 франков.

В кабачке у Луппиана Пико застал трех своих приятелей — портного Антуана Аллю, бакалейщика Жерве Шамбара и шляпника Гийома Солари, которые попивали доброе винцо в обществе хозяина. Пико все им рассказал, выпил с ними, а потом убежал к своей милой. Тогда-то у Луппиана, человека завистливого, родился коварный план, который нашел отклик в душе почти всех присутствующих. Он предложил пошутить над счастливцем: написать в политическую полицию донос о том, что Пико — дворянин из Лангедока, к тому же еще и английский агент, участвующий в заговоре против Наполеона І. Мол, посидит парень несколько дней в тюрьме «до выяснения обстоятельств» — не будет больше так задаваться! На том и порешили. Антуан Аллю, правда, попытался было возражать против такой «шутки», но его быстро «заклевали».

После этого Франсуа Пико исчез на 7 лет! Полицейский комиссар, получивший донос, не стал разбираться в достоверности изложенных в нем сведений и сразу переслал его министру полиции со своим сопроводительным письмом, в котором утверждал, что им открыт опаснейший заговор против императора.

Ни родные, ни друзья так и не узнали, что стало с Пико. А он попал в одну из самых грозных государственных тюрем Франции. Нет-нет, не в замок Иф. Франсуа Пико был заточен в крепости Фенестрель. Выстроили ее на границе Италии и Франции савойские герцоги. В ходе Наполеоновских войн она перешла под власть императора Наполеона и была превращена в государственную тюрьму для особо опасных преступников.

Попав в Фенестрель, Пико лишился не только свободы, но даже имени. В тюремные списки он был записан как Жозеф Люше. В тюрьму сапожник вошел цветущим молодым человеком, а вышел из нее седым, с морщинами, сгорбленным и потеряв веру в справедливость…

Соседом Франсуа по камере оказался итальянский священник отец Тори. История умалчивает, в чем состояла вина сего достойного слуги церкви и за что он оказался в застенке. Но то, что он был богатым человеком, то, что ему принадлежало богатое имение в Италии, то, что он хранил тайну о неких драгоценностях, спрятанных в Милане, которую потом рассказал из благодарности Дант… пардон, Пико, — это достоверно известно.

Итак, аббат был стар и болен. После «невольного» знакомства с Пико он прожил еще год, тяжко хворая. Пико трогательно ухаживал за ним и был вознагражден стариком, который сделал его наследником всех своих богатств.

Тот самый аббат

Теперь упомяну еще об одном любопытном факте, но здесь мне придется сделать небольшое отступление.

За год до написания романа «Граф Монте-Кристо» (а писался он с конца 1844-го до начала 1846-го) Александром Дюма был написан роман «Асканио», в котором есть похожий эпизод. Там один из героев, простой парижский школяр по имени Жак Обри, попадает в тюрьму Шаттле в Париже, чтобы помочь своему другу Асканио, воспитаннику знаменитого итальянского скульптора Бенвенуто Челлини. Причиной его горячего желания угодить в узилище было то, что у Асканио следовало забрать некий важный документ.

Соседом Жака по камере оказывается умирающий слепой старик, который стал жертвой придворного заговора. Он сообщает юноше, что находится здесь уже 15 лет и за это время, пытаясь бежать, прокопал подземный ход, который, увы, не вывел его на свободу, а только привел в другую камеру.

Старик умирает. А Жак пробирается в соседнюю камеру, и оказывается, что именно в нее посадили бедолагу Асканио. Тот ни за что не хочет добровольно расставаться с ценным документом, и Жак уходит, но потом тихонько возвращается и похищает у спящего Асканио нужную бумагу. Этот документ благодаря ловкости Жака оказывается в руках Бенвенуто Челлини, а тот, шантажируя ею врага, возвращает свободу обоим узникам. Асканио к тому же еще становится богатым человеком и женится на любимой девушке из знатного рода.

Таким образом, Дюма дважды использовал один и тот же сюжетный прием, но с заметными вариациями.

Теперь сделаю еще одно отступление и расскажу о Хосе де Фариа. Родился он в 1756 году в Гоа (Индия) в семье священнослужителя. Отец его был португальцем по национальности. Правда, среди предков родителя были и индусы — в частности, один из знаменитых браминов Индии ХVІ века по имени Анту Синая, обладавший удивительным даром врачевания.

В 1771 году семья Фариа переехала в Лисабон. Юный Хосе был отправлен на учебу в Рим, чтобы стать священником. Когда он вернулся, нося почетное звание доктора богословия, его отец, тоже не терявший даром времени, уже был личным исповедником королевы Португалии. Батюшка, гордый успехами своего чада, пристроил его в дворцовую церковь. Но в 1788 году отца и сына заподозрили в причастности к одному заговору, и им пришлось бежать во Францию, над которой уже сгущались тучи Великой революции. Хосе, невзирая на свой сан, принял в ней самое деятельное участие. В эти бурные годы он все больше склоняется ко второму своему призванию — врачеванию, причем весьма необычным для тех времен способом, который тогда называли магнетизмом. Это был теперь всем известный гипноз.

Но спокойно работать в Париже аббату-доктору не пришлось. Санкюлоты, убивавшие всех людей благородного происхождения без разбору, принудили его искать спасения на юге Франции — в Марселе. Там Фариа несколько лет преподавал теологию в Марсельской академии, попутно изучая медицину и развивая свой дар. Когда к власти пришел Наполеон Бонапарт, Фариа вынужден был покинуть и этот город. Он перебрался в Ним, где продолжал свою преподавательскую деятельность в местном лицее. Но тайная полиция не выпускала его из поля зрения и для вящего спокойствия решила упечь в тюрьму, коей оказался замок Иф! Фариа был обвинен в участии в якобинской организации Гракха Бабефа, которого наш аббат никогда в глаза не видел.

В тюрьме Фариа не терял времени даром — он усовершенствовал свою технику гипноза, а после падения Наполеона в 1814 году был выпущен на свободу. Проводил в Париже для всех желающих сеансы лечения, которые, по слухам, даже посещали лица, приближенные к императору России Александру І. Умер Хосе де Фариа в 1819 году, почти в том же возрасте, что и его литературный двойник.

Да, такой собрат по несчастью был куда как полезней для Дантеса и интересней для нас, читателей, чем простой итальянский патер, отец Тори…

Мститель на свободе

Итак, после смерти отца Тори Пико остался в тюрьме и вышел на свободу только в 1814 году, после падения Наполеона.

Франсуа не сразу вернулся в Париж. Первым делом он отправился в Амстердам, где юридически вступил в права завещанного ему патером Тори наследства. Потом поехал в Италию и в Милане нашел те ценности, которые тоже были ему завещаны святым отцом. Только после этого, подготовившись материально к предстоящему мщению пока еще неведомым ему врагам, наш герой в феврале 1815 года прибыл в «столицу мира».

Конечно же, сначала Франсуа стал разыскивать свою невесту. Оказалась, что Маргарита после двухлетнего ожидания не устояла перед ухаживаниями кабатчика Луппиана и вышла за него замуж. Матье Луппиан торжествовал: добился своего, убрал путавшегося под ногами нахала и завладел так нужными ему в его «бизнесе» немалыми деньгами! Пико понял, что все это неспроста.

Шамбар и Солари не вызывали у Франсуа симпатий, потому что были явными прихлебателями Луппиана и, если бы что-то и знали, ни за что бы не выдали своего «патрона». Поэтому он решил найти и расспросить Антуана Аллю. Тот почему-то вызывал больше доверия. Как вы помните, он единственный пытался возражать (робко, правда) против той опасной «шутки»; совсем как Гаспар Кадрусс из романа. Антуана Аллю не было в Париже. Он забросил ремесло портного, уехал на родину в Ним и стал трактирщиком. Пико явился к нему, переодевшись итальянским священником. Бояться ему было нечего. Его не смогла бы узнать родная мать.

И вот в один из весенних дней бурного для юга Франции 1815 года трактир Аллю посетил некий итальянский патер. Сей почтеннейший с виду слуга церкви назвался отцом Бальдини. Он поведал смущенному трактирщику, что является душеприказчиком человека по имени Франсуа Пико, умершего этой зимой в тюрьме Кастель дель Ово в Неаполе. Он сам был некоторое время заключенным этой тюрьмы и сокамерником несчастного молодого человека. Знавал ли месье Аллю такого?

«О да!» — воскликнул Антуан. Но тут же смешался и покраснел. «Отец Бальдини» сказал, что перед смертью Пико просил узнать причину его ареста и заключения, которая для него самого так и осталась тайной, а также, если тому была причиной злая воля людей, узнать их имена и начертать их на его надгробной плите.

Тот, кто поможет отцу Бальдини в розысках, получит в награду дорогой алмаз, стоимость которого в те времена равнялась 50 000 франков. Антуан Аллю был жаден и тут же все рассказал Пико-Бальдини.

Пико с каменным лицом выслушал рассказ Аллю, после чего, презрительно бросив ему футляр с алмазом, прочитал нравоучение и удалился. Но, увы, для них обоих это была не последняя встреча…

Антуан Аллю продал алмаз местному ювелиру за 60 000 франков. Через несколько месяцев он узнал, что тот, в свою очередь, продал камень турецкому купцу за 200 000 франков. Подстрекаемый своей завистливой супругой, которая была точь-в-точь такой же, как и супруга Кадрусса Мадлена Радель, по прозвищу Карконта, Аллю убил и ограбил ювелира, после чего сбежал с женушкой в неизвестном направлении.

Теперь, когда Пико знал все, его охватила нестерпимая жажда мщения. В голове родился коварный замысел… Луппиан должен ответить за все! И мститель приступил к исполнению своих планов…

Итак, в один отнюдь не прекрасный для Матье Луппиана день к нему явился немолодой, весьма почтенного вида незнакомец, назвавшийся Просперо, и предложил свои услуги в качестве официанта в его ресторане. Оказалось, что вдобавок к своей весьма солидной внешности мэтр Просперо обладает еще и недюжинными профессиональными познаниями. Разумеется, он был принят на работу. И с этого дня дом хитрого кабатчика навеки покинули счастье и благополучие.

Правда, Маргарита почувствовала что-то знакомое в голосе и поведении нового работника мужа… Но ведь ее жених исчез так давно, и она просто отмахнулась от тревожных мыслей… У Луппиана были уже взрослые дочь и сын от первого брака. Именно с ними и начались неприятности. Сын оказался втянут некими темными личностями в одну из парижских уголовных шаек, был подставлен во время одного «дела» и получил в результате 20 лет каторги в Тулоне. Дочь же соблазнил некий богатый красавец, назвавшийся маркизом Корлано. Он, правда, согласился на ней жениться, но на свадьбу не явился. Вместо жениха на торжество прибыл полицейский инспектор, разыскивавший молодожена, который оказался беглым каторжником.

В это же время в одно хмурое парижское утро на мосту Искусств находят заколотого кинжалом Шамбара. К его одежде была прикреплена бумажка с непонятной случайным прохожим надписью «номер первый». Через несколько дней Солари, плотно поужинав у приятеля Луппиана, дома почувствовал сильные рези в животе и, промучившись несколько часов, умер. Когда его гроб несли к могиле, один из носильщиков вдруг заметил приколотую к гробу записку с не менее загадочной для собравшихся безутешных друзей покойного надписью — «номер второй».

Через несколько дней ресторан Луппиана внезапно загорелся ночью и сгорел дотла. Маргарита Вигору-Луппиан, не выдержав всех этих страшных потрясений, тяжко заболела и умерла. А Просперо, который единственный из всех работников Луппиана «не покинул его в беде», вдруг завел с безутешным хозяином странный разговор. Он заявил, что у него есть немалые деньги и он их даст ему, если … Дочь станет, нет, не женой Просперо, а содержанкой! И папаша согласился…

Кара за месть

После этого Пико решает, что пришел черед расплатиться по счету главному виновнику всех его бед.

И вот в один из темных вечеров путь бредущему по парку Тюильри (непонятно, как он там оказался, — может, высшие силы привели его туда?), Луппиану преградил незнакомец в черном плаще и маске. Грозным голосом он вопросил, знает ли бывший кабатчик причину своих бед и догадывается ли он, кто его покарал. Тот, полумертвый от страха, ответил, что его покарал Бог. Тогда Пико сорвал маску и назвал себя. Луппиан стал молить о пощаде, но… Франсуа Пико больше не ведал жалости. Пронзенный кинжалом «номер третий и главный» пал к его ногам… Все было совсем не так благородно и великодушно, как у Дюма… Опустошенный, погруженный в тяжкие раздумья, Пико побрел к выходу из парка. Свершившееся наконец отмщение почему-то не принесло ему ожидаемой радости. Таков, видно, удел всех порядочных людей, из-за подлости негодяев ставших на путь зла… Но тут перед этим уставшим и морально и физически человеком выросла какая-то темная тень! Не успел обессилевший Пико это осознать, как сильнейший удар дубинкой по голове отправил его в мрак небытия…

Когда Франсуа очнулся, он увидел прямо перед собой заросшее бородой, грязное лицо Антуана Аллю. И понял он, что он прикован цепью к стене какого-то мрачного подвала и находится в полной власти своего бывшего приятеля. Но зачем он ему нужен? Зачем все это?

Ответ не заставил себя ждать. Антуан Аллю, совсем как Гаспар Кадрусс, ощерил в недоброй усмешке все свои 32 зуба, остроте и белизне которых мог позавидовать любой волк, и заявил Пико, что восхищен тем, как тот свел счеты со своими врагами. Но так как он сам парень половчей и теперь Пико в его власти, то вот пусть он ему и отдаст за свободу все свое богатство, ибо раз он так легко швырнул ему когда-то алмаз ценой в 50 000 франков и здорово провернул свои дела недавно, то, видно, у него водятся немалые деньжата!

Пико молчал. Аллю, распаляясь, пригрозил ему, что кормить во время его нового заключения будет только за деньги, причем немалые. Каждый кусок хлеба и глоток воды будет стоить 25 000 франков! Пико вдруг расхохотался как безумный. Он действительно начал сходить с ума! Разум его не выдержал всех потрясений. Аллю, придя в неистовство, не понимая причины этого издевательского, как ему показалось, хохота, выхватил кинжал и ударил им Франсуа Пико прямо в сердце…

Так закончил свою жизнь «настоящий граф Монте-Кристо».

Аллю бежал в Англию, где и умер нищим, больным и никому не нужным в 1825 году. Исповедуясь на смертном одре священнику, он, умирая, попросил того записать его рассказ и переслать в Париж, в уголовную полицию. Какова была причина его просьбы? Желание мрачной посмертной славы? Угрызения совести? Чувство вины перед преданным и убитым им другом? Кто знает?


15 марта 2015


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8370545
Александр Егоров
940827
Татьяна Алексеева
775904
Татьяна Минасян
319186
Яна Титова
243109
Сергей Леонов
215717
Татьяна Алексеева
179142
Наталья Матвеева
176557
Валерий Колодяжный
171204
Светлана Белоусова
157271
Борис Ходоровский
155356
Павел Ганипровский
131006
Сергей Леонов
112002
Виктор Фишман
95617
Павел Виноградов
92450
Наталья Дементьева
91736
Редакция
85313
Борис Ходоровский
83213
Станислав Бернев
76847