Феномен Эвсапии
ЯРКИЙ МИР
«СМ-Украина»
Феномен Эвсапии
Анна Василенко
журналист
Киев
3450
Феномен Эвсапии
Эвсапия Палладино

Эвсапия Палладино (настоящее имя — Эвсапия Дельгайз) — медиум эпохи расцвета спиритуализма из Неаполя, чей феномен вызвал бурные споры современников и способности которой исследовали ученые и энтузиасты ранней парапсихологии в течение почти сорока лет.

ГЕРОИНЯ КОНАН ДОЙЛА

В монументальном труде «История спиритуализма» Артур Конан Дойл рассказывает об удивительной жизни Палладино, называя ее Эвзапией: «Медиумическая карьера этой скромной неграмотной женщины из Неаполя чрезвычайно интересна, результаты, показанные ею, — потрясающи. Она сама — очередной пример того, как человек из низов может посрамить изощренную мудрость ученых. Эвзапия родилась 21 января 1854 года и умерла в 1918 году. Ее медиумизм впервые проявился, когда ей исполнилось четырнадцать лет. Мать Эвзапии скончалась при родах, а отец — когда ей было двенадцать лет. В доме у их друзей, куда она переехала после смерти родителей, ее как-то усадили за стол вместе со всеми. Через десять минут стол вдруг начал взлетать в воздух, стулья принялись танцевать, занавеси стали надуваться ветром, а стаканы и бутылки задвигались. Стали проверять всех присутствующих и вскоре обнаружили, что причина всему — Эвзапия. Она осталась безучастной к этим происшествиям, но согласилась принимать участие в последующих заседаниях, чтобы порадовать своих хозяев и... чтобы ее не отослали в монастырь. Некоторые знания в области спиритизма она усвоила лишь в возрасте 23–24 лет, а ее наставником, по словам Фламмариона, стал спирит-энтузиаст синьор Дамиани.

В те времена произошел случай, о котором потом вспоминала Эвзапия. В Неаполе на одном из сеансов некая английская леди — жена синьора Дамиани — получила указание от духа, назвавшегося Джоном Кингом, найти женщину по имени Эвзапия, проживающую в таком-то доме, на такой-то улице. Дух заявил, что эта женщина — могущественный медиум и что он собирается проявиться через ее посредничество. Мадам Дамиани отправилась по указанному адресу и обнаружила Эвзапию Палладино, о которой прежде ничего не слышала. Женщины провели сеанс, в ходе которого проявился Джон Кинг, ставший впоследствии бессменным духовным руководителем Эвзапии». Это событие произошло в 1872 году.

Современники отмечали, что у Эвсапии как последствие несчастного случая, происшедшего с ней в детстве, была сильно вдавленная теменная кость. Тогда считалось, что подобные физические недостатки часто пробуждали сильные медиумические способности.

Она с детства утверждала, что видит по ночам перед собой чьи-то глаза и часто просыпается оттого, что невидимые руки срывают ее постельное белье.

Как рассказывает источник: «Под наблюдением Дамиани девочка начала стремительно развивать свои способности. Первые пять или шесть лет своей деятельности она посвятила так называемому «бесконтактному медиумизму». Затем на ее сеансах стали появляться призрачные руки и недооформленные фигуры. Ее «духом-наставником» был все тот же Джон Кинг: как правило, он общался с присутствующими посредством стуков, но иногда переходил на итальянский язык. Палладино каждый раз заранее знала, что именно будет происходить на сеансе, и предупреждала об этом присутствующих».

Хотя Эвсапия обладала истеричным, порывистым и непредсказуемым характером, ее приверженцы в то же время отмечали склонность к благородству.

Чезаре Ломброзо — отец-основатель теории «преступного человека», никак не склонный к сентиментальности и написавший труд «Женщина — преступница и проститутка», сообщал, что «в ее сердце была та особенная доброта, которая заставляла ее жертвовать своими гонорарами в пользу бедняков, помогать детям, попавшим в трудное положение. Она испытывала безграничное сострадание к старикам и больным, о которых порой думала ночами, не в силах уснуть. Это свойство души побуждало ее проявлять заботу о животных, с которыми плохо обходятся их жестокие хозяева».

«Эти высказывания мы адресуем тем, кто до сих пор убежден в том, что психическая сила есть орудие дьявола», — комментирует Артур Конан Дойл.

УЧЕНЫЙ СОВЕТ В СМЯТЕНИИ

Первым из деятелей науки, кто заинтересовался Эвсапией, был профессор Эрколе Киайа из Неаполя. В 1888 году в одном из римских журналов появилось его письмо к знаменитому психиатру Чезаре Ломброзо, в котором описал он свои опыты и предложил коллеге лично обследовать медиума.

«В данном случае мы имеем дело с женщиной-инвалидом, принадлежащей к самому низшему слою общества, — писал Киайа. — Ей почти тридцать лет от роду, она абсолютно невежественна, выглядит невзрачно, ее нельзя отнести к тому типу, который современные криминологи называют волевым; однако, стоит ей захотеть, будь то днем или ночью, она способна в течение целого часа изумлять наблюдателей, демонстрируя им необычные явления. Экспериментаторы не только привязывали ее к стулу, но и крепко удерживали ее руками. Невзирая на подобные предосторожности, она способна притягивать к себе предметы, поднимать в воздух и удерживать их там, словно это гроб Магомета, а затем опускать на землю повелительным движением, как если бы они подчинялись ее воле. Она вызывает ритмичные стуки и хлопки в столах, стенах, потолке и полу. По просьбам зрителей она способна выпускать из своего тела нечто, напоминающее электрические разряды, «обволакивающие» ее и зрителей. Она воспроизводит на карточках, которые вы держите в руках, все, что вы ни попросите: фигуры, подписи, цифры, фразы. Для этого ей достаточно протянуть руку в ту сторону, где находится карточка.

Если в углу комнаты располагается сосуд с мягкой глиной, можно через некоторое время обнаружить там отпечатки большой или маленькой ладони, изображение лица (в фас или в профиль), пригодное для снятия гипсового слепка. Таким образом, получены изображения лиц в разных ракурсах, предоставляющие заинтересованному исследователю все возможности для серьезного анализа.

Эта женщина поднимается в воздух, несмотря на то что ее пытаются удерживать руками. Она как бы лежит в воздухе, словно на диване, опровергая закон всемирного тяготения; она играет на музыкальных инструментах — органах, колоколах, тамбуринах, — как будто невидимые гномы касаются их руками и дуют в них... Иногда эта женщина способна увеличивать свой рост более чем на четыре дюйма».

Ломброзо не сразу заинтересовался этим предложением и только в феврале 1891 года провел два сеанса с Эвсапией в Неаполе. После чего глубокий материалист написал: «Со смятением и стыдом вспоминаю я, что столь упорно отрицал возможность существования явлений, называемых спиритическими».

В книге «А что после смерти?» (1909) Чезаре Ломброзо много внимания уделяет Эвсапии Палладино, признавая невозможность научного объяснения ее феномена: «Зачастую она выделывала изощреннейшие трюки, как в состоянии транса, так и находясь в полном сознании. К примеру, когда ее держали за руки, она высвобождала одну из них, для того чтобы передвинуть предмет, находящийся неподалеку, или чтобы дотронуться до кого-либо; ногой она могла незаметно приподнять ножку стола; могла притвориться, что приводит в порядок волосы, а сама незаметно вырывала из головы волосок, чтобы затем так же незаметно положить его на чашку весов, дабы привести весы в движение. Фейфофер однажды видел, как перед сеансом она собирала в саду цветы, чтобы потом в сумраке комнаты незаметно подбросить их, заявив, что это «послание из загробного мира»... И в то же время, как искренна была ее скорбь, когда ее обвиняли в шарлатанстве! Эти обвинения порой несправедливы, ибо в настоящий момент совершенно точно установлено, что у нее действительно появляются фантомы конечностей, которыми она может пользоваться как обычными руками или ногами; долгое время эти конечности принимались за обычные руки или ноги, которые она незаметно высвобождала, усыпив бдительность зрителей».

ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ

Авторитет Чезаре Ломброзо был столь велик, что множество европейских ученых, ранее отмахивавшихся от спиритизма, занялись его изучением с участием Палладино.

В 1892 году над изучением феномена медиума Эвсапии работала Миланская комиссия, в которую входили профессор Скиапарелли, директор Миланской обсерватории; профессор Джероза, заведующий кафедрой физики; Эрмакора, доктор натурфилософии; господин Аксаков, государственный советник российского императора; Карл Дюпрель, доктор философии из Мюнхена, и профессор Шарль Рише из Парижского университета. Было проведено семнадцать заседаний.

В одном из отчетов Миланской комиссии ученые в растерянности признавали: «Невозможно сосчитать все случаи появления рук, которые касались кого-то из нас. В настоящее время никаких сомнений быть не может — мы видели настоящую, живую человеческую руку. Мы касались ее в тот самый момент, когда торс и руки медиума находились под самым тщательным наблюдением, а ее ладони лежали в руках наблюдавших, сидевших по обе стороны от нее».

В докладе сэра Оливера Лоджа на собрании английского Общества психических исследований после окончания серии опытов, проведенных в доме профессора Рише на острове Рубо в 1894 году, говорилось: «Каковы бы ни были объяснения всего происходившего, я вынужден признать истинность увиденного. У меня не осталось никаких сомнений. Любой непредвзятый наблюдатель, увидев то, что видел я, сделал бы следующий общий вывод: вещи, до сих пор считавшиеся невозможными, происходили в действительности... Опыт моих наблюдений убедил меня в том, что определенные явления, обычно принимаемые за нечто невозможное, на самом деле случаются в природе, поэтому специалисты и научные общества, занимающиеся естественными науками, должны тщательно изучить и описать эти явления».

ФОМЫ НЕВЕРУЮЩИЕ

Факты, изложенные в докладе сэра Оливера Лоджа, вызвали беспощадную критику со стороны доктора Ричарда Ходсона, который тогда находился в США. Тогда сомневающегося Ходсона специально пригласили вместе с Эвсапией Палладино в Англию, где была организована серия опытов. А местом проведения стал дом мистера Фредерика Мейерса в Кембридже в августе-сентябре 1895 года.

Как пишет Конан Дойл: «Эта серия получила название «Кембриджские опыты» и оказалась чрезвычайно неудачной. По ее окончании было заявлено, что медиума неоднократно уличали в подлоге. В ходе разгоревшейся полемики появилось немало статей, написанных ее участниками и выражавших диаметрально противоположные мнения. Достаточно упомянуть, что компетентные наблюдатели отказались подтвердить выдвинутые против Эвзапии обвинения, осуждая методику, примененную кембриджскими экспериментаторами».

При этом в течение всей жизни медиума не раз обвиняли в наглом мошенничестве. Вот как она сама объясняла это в интервью американскому репортеру в 1910 году: «Мне много раз об этом говорили. Так оно и бывает. Среди тех, кто собирается вокруг стола, всегда найдутся люди, которые только и ждут подвоха, — они просто хотят этого. Вот я впадаю в транс. Ничего не происходит. Зрители начинают терять терпение. Они жаждут чудес во что бы то ни стало. Их рассудок настроен на это заранее, и я чисто бессознательно подчиняюсь им. Подобное происходит не часто. Но именно такие люди принуждают меня своей волей к подобным поступкам. Вот и все».

На защиту Эвсапии бросился доктор Хироурд Каррингтон: «Все возражения, выдвинутые миссис Сиджвик, можно опровергнуть, если предположить, что Эвзапия на время материализует «третью руку», втягивая ее в себя после того, как произойдет то или иное явление». И этот факт подтверждают другие исследователи.

В 1894 году сэр Оливер Лодж увидел нечто, что он назвал «появлением дополнительных конечностей», соединенных с телом Эвзапии или находящихся очень близко к нему. С уверенностью, столь часто свойственной невежеству, редакционный комментарий журнала Общества психических исследований, опубликовавшего отчет сэра Оливера, делает следующий вывод: «Вряд ли необходимо лишний раз подчеркнуть, что соединение «духовных» рук с телом медиума есть обстоятельство prima facie, наводящее на мысль о жульничестве».

СОМНЕНИЕ КАК ДВИГАТЕЛЬ ПОЗНАНИЯ

Участвовавший в экспериментах профессор Боттацци сообщал: «На другом сеансе та же самая рука опустилась на мое правое предплечье, не сжимая его. На этот раз я не только прикоснулся к ней своей левой рукой, но к тому же мог отчетливо увидеть человеческую руку естественного телесного цвета, я ощупал пальцы и тыльную сторону теплой и шершавой ладони. Потом рука растворилась (что я и видел собственными глазами) в теле мадам Палладино, она втянулась туда, описав при этом кривую линию. Признаюсь, я начал подозревать, что не уследил за тем, как освободилась левая рука Эвзапии. Однако по всему выходило, что эти сомнения беспочвенны, потому что наши руки продолжали соприкасаться, как и прежде. Даже если огромное множество феноменов, произошедших в течение семи сеансов, сотрутся из моей памяти, этот случай я не забуду никогда».

Такую же растерянность испытывал в июле 1907 года профессор Галеотти. Он увидел нечто, названное им «раздвоением левой руки медиума». «Смотрите, я вижу две левые руки, абсолютно одинаковые! Одна из них — на столе, и ее касается господин Боттацци, а другая, как будто выходя из плеча, тянется, касается другой руки, а потом снова растворяется в теле медиума. И это — не галлюцинация», — закричал он.

Тот же феномен наблюдался во время сеанса в доме господина Бериссо в июле 1905 года. Руки Эвсапии крепко удерживались присутствовавшими и были им хорошо видны, но доктор Венцано и другие свидетели «отчетливо видели, как из верхней части правого плеча медиума выдвинулась ладонь, а потом и вся рука, задрапированная темным рукавом».

Во время сеанса, проходившего в присутствии профессора Морселли, было замечено, как медиум освободила руку и потянулась к трубе, лежавшей на столе. Конечно, ей помешали это сделать. А вот дальше началось необъяснимое: «В тот момент, когда контроль был особенно тщательным, труба вдруг взлетела со стола и исчезла в «шкафу», пролетев между медиумом и доктором Морселли. Очевидно, медиум пыталась сделать своей рукой то, что потом осуществила медиумическим путем. Невозможно предположить, что это была попытка грубого надувательства. Нет сомнения в том, что медиум не прикасалась к трубе, она не могла этого сделать. Но даже если бы и смогла, у нее все равно не было возможности поместить трубу в «шкаф», который находился за ее спиной».

На основании многолетних исследований в 1895 году Общество психических исследований сделало заключение: все явления, связанные с Эвсапией, — обман, и прекратило работы.

Однако интерес европейской научной общественности к Эвсапии Палладино нисколько не угас, поэтому в 1905 году было решено провести повторное исследование.

Как пишет Конан Дойл: «Для этой цели были назначены трое самых видных ученых из числа скептиков. Один из них, мистер У. У. Бэгалли, член совета Общества психических исследований, изучал психические явления на протяжении более тридцати пяти лет и за все это время, за исключением, возможно, нескольких случаев на сеансах Эвзапии несколькими годами ранее, ни разу не был свидетелем истинного случая физического медиумизма: «Все проведенные исследования вскрыли обман, и ничего, кроме обмана». К тому же он являлся изощренным фокусником. Мистер Иврард Филдинг, почетный секретарь общества, вел исследования в течение десяти лет, однако «за все эти годы так и не видел ни одного сколько-нибудь убедительного физического феномена», кроме, возможно, упомянутого выше сеанса Эвзапии. Доктор Хируорд Каррингтон — третий член комиссии — сообщил, что ни на одном из бессчетного множества сеансов, участником которых ему довелось быть, он «ни разу не видел ни малейшего реального проявления потусторонних сил в физическом плане, пока не попал на сеанс Палладино».

На первый взгляд подобный состав участников комиссии мог нанести сокрушительный удар всем ожиданиям спиритов. Однако изучение Эвзапии Палладино стало для этой тройки скептиков подлинным Ватерлоо. Полную запись их длительных и кропотливых опытов, проходивших в Неаполе, можно найти в книге доктора Хируорда Каррингтона «Феномен Эвзапии Палладино».

На основании исследований европейских ученых профессор Морселли определил не менее тридцати девяти типов явлений, происходивших по воле Эвсапии Палладино. Они оценивались очевидцами как «абсолютно реальные». Так, в отчете о сеансе в Риме в 1894 году, на котором присутствовали профессор Рише, доктор Шренк-Нотцинг, профессор Ломброзо и другие, говорилось следующее: «В надежде пронаблюдать бесконтактное перемещение предмета мы поместили листок бумаги, сложенный треугольником, под перевернутый стакан, поставленный на кружок тонкого картона... Потерпев неудачу, мы не стали утомлять медиума и оставили это «сооружение» на большом столе, а сами сели вокруг маленького стола, но прежде тщательно заперли все двери в доме. Я попросил одного из своих гостей положить ключи от дверей в карман, чтобы нас не стали обвинять в том, что мы не приняли всех мер предосторожности.

Выключили свет, и вскоре мы услышали стук стакана об пол, где, включив свет, и обнаружили его. Он стоял между нами в том же положении — донышком кверху. Внутри него находился листок бумаги. Не хватало лишь картонного кружка. Мы так и не смогли его найти. Сеанс подошел к концу. Все двинулись к двери в прихожую, которая оставалась крепко запертой изнутри. Господин Рише открыл ее. Каково же было его удивление, когда за дверью, на лестнице, он обнаружил тот самый кружок, который мы так долго искали! Он поднял его, и все подтвердили, что именно этот кружок был помещен под стакан».

При изучении Эвсапии применялись и совсем новые тогда методы. В частности, месье де Фонтене были сделаны фотографии, запечатлевшие многочисленные руки, выходящие из головы Эвсапии. На одной из фотографий отчетливо видны руки медиума, которые крепко держал один из исследователей. Эти уникальные снимки поместили в журнал «Анналы психической науки».

МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ ДУХА

В цикле исследований способностей Эвсапии Палладино были проведены опыты и по материализации духа. Отчет о них поместил доктор Джузеппе Венцано все в тех же «Анналах психической науки». При этом необходимо отметить, что во время опыта горела свеча, освещавшая фигуру медиума.

«Свет был очень слабым, — писал доктор Венцано, — однако и мадам Палладино, и другие женщины, находившиеся с нами в комнате, были хорошо видны. Внезапно я осознал, что сзади меня находится материализованная фигура необычайно высокого роста. Она склонила голову мне на левое плечо и, громко всхлипывая, стала целовать меня. Присутствующие отчетливо слышали эти всхлипывания. Я угадывал черты лица, прикасавшегося к моему лицу, левой щекой чувствовал прикосновение мягких и пушистых волос. Без всякого сомнения, это была женщина. Затем пришел в движение стол и посредством стука сообщил имя моей близкой родственницы, не известной никому из присутствующих. Она умерла некоторое время назад. Когда она была жива, наши отношения оставались весьма напряженными из-за несходства характеров. Я оказался не готов к тому, что она начнет общаться со мной посредством стука, и сначала подумал было, что это просто совпадение и ко мне обращается некто, имеющий такое же имя. Не успел я опомниться, как чьи-то теплые губы прикоснулись к моему левому уху и зашептали. Несколько фраз, произнесенных с генуэзским акцентом, были произнесены вполголоса, и окружающие услышали это тихое мурлыканье. Затем последовали рыдания, и моя «почившая в бозе» родственница стала просить прощения за тот вред, который она нанесла мне при жизни: дело касалось чисто семейных вопросов, не известных никому из посторонних. Все это выглядело настолько убедительно, что я был готов простить свою родственницу, раскаявшуюся столь искренне, да и самому попросить у нее прощения за те поступки, которые я совершил в пылу вражды. Но только я начал свою речь, как две руки очень осторожно коснулись моих губ, как бы прося, чтобы я не продолжал. Материализованная форма сказала мне: «Благодарю», обняла меня, поцеловала и растворилась в воздухе».

ЗАСЛУЖЕННАЯ СЛАВА

«Феномен Палладино, несомненно, весьма своеобразен, но можно со всей определенностью сказать, что до нее в истории спиритизма не было более могущественного медиума, — писал создатель легендарного Шерлока Холмса Артур Конан Дойл. — И хотя именно она порой попадалась на явном надувательстве, тем не менее нельзя пренебрегать реально достигнутыми положительными результатами».


4 июня 2020


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8370545
Александр Егоров
940827
Татьяна Алексеева
775904
Татьяна Минасян
319186
Яна Титова
243109
Сергей Леонов
215717
Татьяна Алексеева
179142
Наталья Матвеева
176557
Валерий Колодяжный
171204
Светлана Белоусова
157271
Борис Ходоровский
155356
Павел Ганипровский
131006
Сергей Леонов
112002
Виктор Фишман
95617
Павел Виноградов
92450
Наталья Дементьева
91736
Редакция
85313
Борис Ходоровский
83213
Станислав Бернев
76847