«Блуждающие» памятники
ЯРКИЙ МИР
«СМ-Украина»
«Блуждающие» памятники
Виктор Киркевич
журналист
Киев
4669
«Блуждающие» памятники
Монумент «Родина-Мать» в Киеве

Всемирная история знает случаи передвижения различных монументов даже с одного континента на другой, как, например, неоднократно описанная судьба Луксорского обелиска. Но перемещение памятника из одной части города или государства в другую — случай особый. И здесь Киев является настоящим лидером, вполне достойным упоминания в Книге рекордов Гиннесса.

«НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫЙ» МОНУМЕНТ

Первый на Украине памятник, кстати сказать, тоже был установлен в «матери городов русских». Это монумент в честь Магдебургского права.

Вскоре по восшествии на престол, 29 декабря 1801 года, император Александр I подписал жалованную грамоту Киеву, подтверждающую все права и преимущества, которыми он пользовался издавна. В свою очередь, обитатели города, переполненные «верноподданнической благодарностью», по общему согласию решили соорудить каменный памятник с фонтаном на Крещатикском источнике (на месте крещения сыновей святого князя Владимира) и учредить там ежегодный «торжественный крестный ход», дата которого падала на 15 июля.

Доподлинно неизвестно, хранят ли архивы ту царскую грамоту, но памятник Магдебургскому праву устоял и в советское время. Спрятавшаяся в ярах монументальная колонна, спаслась от уничтожающего взгляда партийной власти! Благодарственная надпись Александру I по счастливой случайности также сохранилась: «Усердием киевского гражданства за утверждение прав древней сея столицы Всероссийским императором Александром I. 1802 года, сентября 15 дня». С другой стороны памятника надпись: «Святому Владимиру, просветителю России».

Монумент выполнен в виде колонны тосканского ордена, поставленной на арку, над колодцем с родниковой водой, которого уже давно нет…

Хоть памятник был установлен во славу царствующего монарха, Александр I, узнав о его возведении, выразил в письме к киевскому военному губернатору Андрею Феншу свое неудовольствие: «Крайне был Я удивлен, что о предположении сем от вас предуведомлен Я не был», ведь «Здания сего рода столько сами по себе важны, что не могут быть начинаемы с единого ведома местного начальства».

Как-то не привыкли тогдашние коронованные особы, чтобы их славили без предварительного согласия! Вскоре после этого «высочайшего замечания» на место Андрея Фенша губернатором был назначен генерал Александр Тормасов.

КАЛЕЙДОСКОП НА ГЛАВНОМ МАЙДАНЕ

«Киев. 16 марта 1917 года. Во время празднования Дня революции «демократические» демонстранты, опьяненные свободой, надругались над памятником Петру Столыпину. После чего повесили фигуру великого реформатора на символическую виселицу, сорвав его с высокохудожественного пьедестала».

Майдан Незалежности, где стоял царский премьер-министр, превратился в калейдоскоп монументов и обелисков самого различного эстетического воплощения и политической направленности.

Первым на «какие-то кубики» стал Карл Маркс. Здесь уместна цитата из Михаила Булгакова: «Необходимо отказаться от мысли, что изображение знаменитого немецкого ученого может вылепить всякий, кому ни вздумается».

Памятник незаметно убрали, причем скорее по художественным, чем по политическим, причинам.

РАЗВЕ ПАМЯТНИКИ СТАВЯТ НА ВЕКА?

Их то сносят, то переносят. Зарились даже на «святое»!

На месте Богдана Хмельницкого в 1930-х годах хотели поставить монумент Героям Перекопа, ведь площадь к тому времени уже носила соответствующее название.

Да и монумент самому гетману, логически рассуждая, должен был бы стоять на площади Богдана Хмельницкого (так с 1869 по 1881 год называлась Бессарабская площадь). Ставить его на нынешнем месте долго не хотели, поскольку тысячи направляющихся в Михайловский монастырь паломников столетиями клали поклоны на «Нерушимую стену» Киевской Софии, а получалось — под хвост лошади… (на которой восседал Хмельницкий). Но и переворачивать памятник тоже не хотели, поскольку выбитые на нем слова «Навеки вместе» приобретали некоторую двусмысленность: с кем вместе, с Варшавой или Берлином? Ведь булавой гетман Богдан указывал в московскую сторону!

Креститель Руси князь Владимир тоже «мешал»… В конце 1930-х годов на этом священном месте большевики хотели поставить громадную фигуру Владимира Ленина. (Тогда и название Владимирской горки менять бы не пришлось.) Но каким-то чудом памятник святому Владимиру уцелел!

Уже в 1982 году некие городские чиновники, «случайно вышедшие из своих душных кабинетов», заметили в руках князя Владимира крест и задумали «перевезти этот памятник» в Киево-Печерский заповедник. Действительно, разве может возвышаться над столицей социалистической Украины феодал с крестом?!

Но и это «мероприятие провалилось»! Однако Владимирскую горку, к большому возмущению киевлян, все же сумели «подрыть» — построили Музей В. И. Ленина.

Даже Родину-мать, великими трудами возведенную и «освященную» дорогим Леонидом Ильичем Брежневым, в перестроечные времена планировали «убрать с глаз долой». Зачем же тратить деньги на ремонтные работы «тетки», хмуро взирающей своими «железными глазами» на киевлян и машущей мечом в сторону Москвы?

«ПЕРЕЛЕТНЫЙ» АРХИСТРАТИГ МИХАИЛ

Но вернемся к нашей центральной площади. С начала 1970-х годов на ней «соорудили» обелиск, который киевляне сразу же назвали «кием» (имея в виду, разумеется, кий бильярдный, а не легендарного князя). Впоследствии его с небольшими переделками перенесли на площадь Победы как «памятник героической обороны Киева».

Затем, в октябре 1977-го, на площади, носившей в то время имя Октябрьской Революции, была воздвигнута величественная гранитная композиция с «шагающим впереди» Лениным.

Казалось, не найдется силы, способной уничтожить эту гранитную скалу. Нашлась…

Распилили, как Паниковский гирю, потратив весь запас энергии. Первым видимым деянием независимой Украины было расчленение и перенос этой громадины.

А вместо Ленина в 1996 году на главной площади страны поставили скульптуру архистратига Михаила. Теперь, казалось бы, можно и успокоиться, но нет: покровителя Киева переставили на другое место, а потом и вовсе отправили в ссылку в областной город. Затем сообразили, что вовсе без архистратига нельзя, и нового, более помпезного Михаила водрузили на вратах, ведущих в никуда...

СИМВОЛИКА И ПОДМЕНЫ

Киев — особый город, в том числе и во взгляде горожан на памятники. Этот взгляд ищет в них смысл, символику и в то же время подходит ко всему с добрым юмором.

Вот скажите, если Богдан Хмельницкий своей булавой красноречиво указывает на Москву, то какая символика у показывающего на небеса гетмана Конашевича-Сагайдачного, «восседающего» на мелком коняшке? «Все мы там будем!»?

А каков Вернадский, пристально рассматривающий непонятный предмет (возможно, камень, ведь он геолог!). Более всего скульптурный портрет ученого похож на Гамлета, рассматривающего череп Йорика. «О, бедный киевлянин!» — хочется воскликнуть вслед за Шекспиром...

А в каком еще городе скульпторы меняли профиль чекиста (памятник-горельеф на Лыбедской площади) или надевали кепку на Станислава Косиора? Скажете — глупости, но каждый раз после такого «переодевания» очередной ваятель получал «за труд» большие деньги, которыми был обязан делиться с представителем «заказчика». Причины же для таких переделок придумывались идеологические — чекист должен быть с «человеческим» лицом, а лысому партийному деятелю голуби теперь будут гадить на кепку, а не на голову.

В 1997 году в начале Бессарабки поставили памятник Шалом-Алейхему, который поднятием шляпы словно приветствовал Ленина, стоящего в начале бульвара Тараса Шевченко. А нынче известный еврейский писатель последовал примеру своих героев из произведения «Блуждающие звезды» и «перешел на другое место», где без устали здоровается с жителями домов номер 2 и 4 по Рогнединской улице. «Спишите видеть, а то первым поездом уеду в Касриловку»!

Как тут не вспомнить старый киевский анекдот о памятниках: «Шевченко украл плащ и спрятал за спиной. «Что делать?» — спрашивает он у каменных собратьев. «Покайся!» — восклицает святой Владимир. «Продай», — предлагает Ленин, показывая на Крытый рынок. «Уезжай», — уговаривает Щорс возле вокзала, а Богдан ему вторит: «На Москву».

Так что, уважаемые памятники, собирайтесь — и поехали!


11 марта 2020


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8370545
Александр Егоров
940827
Татьяна Алексеева
775904
Татьяна Минасян
319186
Яна Титова
243109
Сергей Леонов
215717
Татьяна Алексеева
179142
Наталья Матвеева
176557
Валерий Колодяжный
171204
Светлана Белоусова
157271
Борис Ходоровский
155356
Павел Ганипровский
131006
Сергей Леонов
112002
Виктор Фишман
95617
Павел Виноградов
92450
Наталья Дементьева
91736
Редакция
85313
Борис Ходоровский
83213
Станислав Бернев
76847