Актуальный опыт «буферных» республик
ЯРКИЙ МИР
Актуальный опыт «буферных» республик
Роман Данилко
журналист, экономист
Санкт-Петербург
706
Актуальный опыт «буферных» республик
Парад армии Дальневосточной республики в отбитом у белых Владивостоке. 1922 год

Столетие назад, в 1920 году, буфером, защищавшим Россию от враждебных держав в Азиатско-Тихоокеанском регионе, стала Дальневосточная республика. Ленинская комбинация позволила достичь мира и в конечном счете сохранить единство России. Донбасс и Карабах, похоже, стали аналогом этого проекта…

Положение буферных государств схоже с положением стран-лимитрофов в мирное время. Голландия, Швейцария, отчасти Швеция веками пользуются преференциями буферов. И закономерно живут лучше воюющих соседей, которые не заинтересованы в поглощении буфера с его стратегическими ресурсами конкурентом.

Возьмем, например, случай Голландии с устьем Рейна, кораблестроением, биржами. Это и обеспечивало стране, выросшей на клочках отвоеванной у воды земли поддержку Англии, Германии и Франции, конкурирующих за влияние.

Голландия, родина европейского капитализма, прекрасно торговала с обоими враждебными блоками в Первую мировую войну, поставляла в Германию английский уголь, а обратно везла химикаты. Воюя с Германией, английский капитал не обходится без лучших в мире анилиновых красителей.

Русская поговорка «ласковое дитя двух маток сосет» — про это. Аналогичную мысль автору озвучила в 2014–2015 годах одна старушка применительно к Украине. Бывшие президенты этой страны, критикуя нынешнюю власть, не скрывают, что лавировали, как могли, между Москвой и Европой. Украина была мостом, извлекала выгоды от нейтралитета. Доила обе стороны! Теперь такой статус потерян, и к нему хотелось бы вернуться, протрезвев, рассуждают в Киеве...

Настолько ли протрезвели, чтоб понять, что старый статус не вернуть? Видимо, нет — новая эпоха расставляет другие акценты. Марганец уже не стратегическое сырье. Проблема транзита газа и нефти обойдена до и после 2014 года. Руководство Украины переоценило статус захваченных поздней советской элитой территорий.

После арабских революций 2010–2012 годов можно говорить о шестой мировой войне. Рынки за счет географии расширить невозможно, и ставки растут. Поэтому создание буферов, как столетие назад, является реальностью и необходимостью. Буферные территории, полугосударства позволяют решать текущие и неотложные, как выразился бы Ленин, задачи.

ДВР — ПРИМЕР, ОСТАВЛЕННЫЙ НАМ ИЛЬИЧОМ

Положение советской России в 1919–1920 годах было настолько тяжелым, что речь шла о сохранении государственности. Россия, вышедшая из мировой войны и еще не завершившая войну гражданскую, осложненную интервенцией вчерашних противников и союзников, смогла устоять, только играя на конфликте интересов. Об этом упоминал вождь, утверждая вопрос концессий: стравить империалистов между собой! Но, как игрок, Ленин повышал ставки: если концессия — временно выведенное из-под 100%-ного контроля предприятие, то почему не сыграть крупнее — не выделить на время территории?

Ленин заявляет: «Мы получили несомненное ослабление натиска Японии и Америки против нас». Концессионная политика использовалась и ДВР — в обоих случаях это сыграло роль в борьбе с интервенцией. Хотя идея «красного буфера» пришла из Сибири, но Ленин не без иронии поддержал ее.

ПОКА ХИЩНИКИ ГРЫЗЛИСЬ

Отторжение восточных территорий истерзанной страны было реальностью, и провозглашение ДВР способствовало предотвращению прямого военного конфликта между СССР и Японией, выводу иностранных войск с территории Дальневосточного края. Этот шаг взаимно уравновешивал амбиции США и Японии и даже позволил с помощью армии ДВР ликвидировать сепаратистские республики Забайкалья и Приамурья.

ДВР была образована 6 апреля 1920 года и просуществовала до 15 ноября 1922-го. Государство площадью 1,7 миллиона квадратных километров — примерно три Франции! Формально во внутренней политике ДВР не проводилось жестких плановых мер и экспроприаций, существовало Учредительное собрание и, конечно, свои силовики — Народно-революционная армия (НРА).

На момент образования ДВР была федеративной республикой с Амурской, Забайкальской, Камчатской, Приморской и Сахалинской областями в составе. 27 апреля 1921 года из территорий Забайкальской и Прибайкальской области создается Бурят-Монгольская автономная область.

СНК и Ленин в Москве осознавали риски, создавая такое крупное образование, хотя и не контролирующее все заявленные территории (большую часть Сахалина оккупировала Японская империя). Республика могла с помощью иностранного влияния и укрепиться. Могло быть и хуже — захват ее по частям. 26 мая 1921 года во Владивостоке начался мятеж, и на части территории ДВР возникло новое «государство» — Приамурский земский край («черный буфер», в отличие от «красного»).

Дальневосточная республика свою роль в целом выполнила. США и Япония, добившись ослабления России на Тихом океане, теперь уже мешали друг другу в экспансии на Дальнем Востоке. Японцы и очистили север Сахалина под давлением США.

25 октября 1922 года войска НРА вступили во Владивосток. Поздно вечером 14 ноября 1922 года Народное собрание обратилось с просьбой о включении Дальневосточной республики в состав РСФСР.

Перейдя через период Гражданской войны, Россия вновь воссоединилась, прочно встала на Дальнем Востоке…

КРЫМ — БУФЕР-КУРОРТ НА ЮГЕ РОССИИ

После 2014 года реальность снова такова, что Москве приходится в известной мере лавировать между необходимостью интегрировать регион в Россию и не подставить под удар крупнейшие российские компании. Этим объясняется не только отсутствие в Крыму международных сбытовых сетей и отелей, но и формальное дистанцирование от Крыма Сбербанка, РЖД, Газпрома, «Аэрофлота» и т. д. Это не значит, что они не признают воссоединение полуострова с Россией. Реальность банальнее — зачем давать США лишний повод давить российских конкурентов санкциями? Пока это логично.

Минфину США удалось уличить, например, немецких коллег из банковской сферы в кредитовании российских подсанкционных предприятий аж через 5–6 прокладок. Надеемся, что немцы в следующий раз отладят аналогичные схемы со всей своей аккуратностью…

Положение Крыма можно отчасти признать буферным и из-за статуса населения. Жители с украинским паспортом имеют право ездить на Украину без виз, поступать в тамошние вузы. Есть те, кто получает две пенсии.

И этот двойной статус вынуждена нехотя признавать Украина — не без давления Запада. В общем, Москва, хочешь обеспечить лояльность в регионе с двумя паспортами — давай преференции…

БУФЕРЫ НУЖНЫ ВСЕГДА

Можно констатировать, что положение и роли буферных государств заслуживают отдельной главы в книге геополитике.

После 1991 года и распада Советского Союза их список стал стремительно пополняться. Ведь в СССР входили республики, как имевшие историю собственной государственности (Армения), так и созданные большевиками по конъюнктурным соображениям (Украина, Белоруссия и Казахстан).

Оправданно ли существование буферных государств? Конечно, если звезды зажигаются — кому-то это надо. А сколько будут звезды светить?

Руководство Монголии неоднократно поднимало вопрос о вхождении в состав СССР. Сталин считал это несвоевременным. Сегодня момент иной — для предотвращения поползновений Китая к экспансии этот вопрос можно было бы и рассмотреть.

Агрессия Грузии в 2008 году закономерно завершилась созданием новых буферных государств — Абхазии и Южной Осетия (Алании). Их вооруженные силы частично включены в состав Вооруженных сил России. При таких вводных острой необходимости в формальном воссоединении с Россией этих двух государств пока нет.

Москва пока еще не признает ДНР и ЛНР, а Ереван — Нагорно-Карабахскую республику, несмотря на почти 100%-ную этническую однородность с Арменией. И это явно буферное положение дает искушение внешним силам решить свою повестку дня или даже «поджечь» соответствующие регионы…

Официальная позиция России, конечно, на руку Киеву. «Вопрос о возможности вхождения республик Донбасса в состав Российской Федерации на государственном уровне никогда не обсуждался», — заявляет ТАСС заместитель руководителя администрации президента Дмитрий Козак.

«Россия не рассматривает народные республики Донбасса в качестве российских регионов, хотя они могли бы помочь нормализовать отношения между Москвой и Киевом», — подтверждает зампред комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров. Хотя и уточняет: «Я думаю, у народа Донбасса чаще и чаще возникает мысль: «А по пути ли нам с такой Украиной?» Аналогично озвучивает позицию и спикер Совфеда Валентина Матвиенко.

А экс-премьер ДНР Александр Бородай на съезде российской политической партии «Родина» в Санкт-Петербурге высказал мнение, что республики Донбасса «де-факто уже являются частью Российской Федерации, относительно скоро «станут таковой и де-юре»».

Есть ли здесь логика? Да, есть — аналогичная логике Дальневосточной республики, которая была нужна, чтоб усилить противоречия между противниками России, сгладить переходный период.

Конечно, сегодня архиглобальный вопрос — восстановление отношений с Евросоюзом, нефтегазовые схемы. Сорвать их обострением по Донбассу или, боже упаси, провести силовую операцию в Херсонской области ради воды в Крыму — такое может прийти в головы только украинскому Генштабу или врагам внутри России.

Но нужно и понимать, что такой буферный статус республик Донбасса и Карабаха — это затягивание процесса их экономического роста, приглашение нашим врагам — палите в «ничьих» людей, сколько хотите!


7 августа 2020


Последние публикации

Выбор читателей

Сергей Леонов
89069
Виктор Фишман
71240
Сергей Леонов
65470
Борис Ходоровский
63357
Богдан Виноградов
50329
Дмитрий Митюрин
38095
Сергей Леонов
34242
Роман Данилко
32042
Борис Кронер
21951
Светлана Белоусова
20444
Наталья Матвеева
19861
Светлана Белоусова
19568
Татьяна Алексеева
18377
Дмитрий Митюрин
18283
Татьяна Алексеева
17533
Наталья Матвеева
16825