Страшная хроника рейса 571
КАТАСТРОФА
Страшная хроника рейса 571
Виктор Фишман
журналист
Мюнхен
453
Страшная хроника рейса 571
Выжившие после катастрофы

13 октября 1972 года при столкновении со скалой разбился самолет уругвайских ВВС, перевозивший членов национальной команды по регби и их родственников. Погибли 12 человек, а на долю выживших выпали тяжелейшие испытания.

ПЯТНИЦА, 13-е

На борту авиалайнера, совершавшего перелет из Монтевидео в Сантьяго, находились 45 человек: 5 членов экипажа и 40 пассажиров. Регбисты команды «Олд Кристианс» направлялись на товарищеский матч. Командировка рассчитывалась на четыре дня: вылетали в четверг и предполагали вернуться домой в понедельник. Денег у спортсменов было немного, и для экономии они наняли военный турбовинтовой самолет Fairchild FH-227D. В самолете оказалось 10 свободных мест, и регбистам разрешили взять родственников, притом совершенно бесплатно.

Никто тогда не задумывался о совершенно трагичной статистике самолетов этого типа. Всего было построено 78 самолетов Fairchild FH-227D, из них 23 потерпели крушения, в которых погибли 393 человека.

Экипаж рейса 571 был подготовлен по нормам международных перевозок и имел достаточный опыт. Однако самолеты этого типа мало приспособлены для полетов на большой высоте, поэтому летчики выбрали не прямой перелет через Анды, а окружной путь, позволявший преодолеть отроги Анд на более низкой высоте.

На подлете к Андам погода испортилась, и экипаж решил сделать остановку в небольшом городке Мендосы (Аргентина). Переночевав, все собрались на аэродроме. Погода улучшилась незначительно, но все решили лететь в дальше. Это была пятница, 13 октября 1972 года. Суеверным людям следовало бы задуматься.

В условиях недостаточной видимости пилоты ориентировались только по приборам. Они неверно определили положение самолета в пространстве, а диспетчеры, опираясь на недостоверную информацию, дали экипажу команду на снижение. Когда облака немного рассеялись, командир корабля увидел скалу за считаные секунды до столкновения.

Один из выживших в катастрофе рассказывал: «Меня беспокоило, что мы летим очень низко. Не успел я сказать об этом маме, как мы врезались в скалу и я потерял сознание». В результате удара самолета о скалу оторвалось крыло и обрезало хвост – два ряда сидений вывалились из фюзеляжа прямо на гору. Двенадцать пассажиров погибли сразу.

Самолет рухнул на склон, и искореженный фюзеляж на огромной скорости понесся по склону горы вниз. В любой момент он мог разлететься на части или сорваться в глубокое ущелье, и тогда погибли бы все, кто еще находился на борту. Но людям повезло: фюзеляж врезался в огромную глыбу снега и остановился. Из 33 выживших 12 получили тяжелые ранения.

Самолет потерпел катастрофу и оказался на склоне на высоте 3600 метров над уровнем моря. Ночью температура опустилась ниже нуля. Умерли еще пять человек. Имевшихся в наличии мизерных запасов пищи хватило на несколько дней.

Двое из выживших были студентами-медиками. При отсутствии медикаментов они смастерили гамаки и шины для фиксации сломанных конечностей. Спасаясь от мороза, люди прятались в обломках самолета, надев на себя всю имеющуюся одежду. Вопрос с водой решался легко: приспособили несколько металлических листов от кресел, на них насыпали снег, и под лучами горного солнца днем он быстро таял.

Чилийские, аргентинские и уругвайские самолеты восемь дней кружили над предполагаемым местом аварии. Во-первых, они лишь приблизительно знали маршрут полета Fairchild FH-227D; во-вторых, экипаж при запросе разрешения на снижение дал диспетчеру неверные координаты местонахождения; в-третьих, белоснежный самолет, почти засыпанный снегом, с высоты был неразличим.

Потерпевшие нашли батарейки и пытались оживить имевшийся в их распоряжении радиоприемник. Один из пилотов, находясь в полубессознательном состоянии, повторял, что они долетели до какого-то городка. Эти координаты и пытались передать пострадавшие. Но ничего не получилось. На 11-й день после катастрофы пассажир Рой Харли первым услышал неприятную новость о том, что операция по поиску пропавшего самолета закончилась безрезультатно. Теперь рассчитывать на постороннюю помощь и близкое спасение не приходилось: оставалась надежда лишь на собственные силы.

АНДЫ НЕ ОТДАЮТ ТОГО, ЧТО ВЗЯЛИ

Этой поговорки уругвайские спортсмены не знали. Уже через несколько дней люди поняли, что другой пищи, кроме тел мертвых товарищей, у них нет и не будет. Молодые люди хотели жить. Жажда жизни – одно из самых сильных желаний человека. В интервью немецкому журналу «Штерн» Нандо Паррадо, отвечая на вопрос, как ему и остальным выжившим удалось преодолеть отвращение, рассказал: «Мы не задумывались о том, что перед нами были люди. Знаете, у цивилизации очень тонкая кожура. Перед страхом смерти думаешь о том, что никак нельзя представить себе в нормальной обстановке». Позднее католическая церковь выступила с заявлением, в котором оправдала действия пассажиров самолета Fairchild FH-227D.

29 октября сошла большая снежная лавина, самолет оказался погребенным под толстым слоем снега. Восемь человек задохнулись. В течение трех дней выжившие не могли выбраться из самолета, но Нандо Паррадо обломком железного поручня проделал в крыше самолета небольшое отверстие, через которое стал поступать воздух. Как они радовались, что могут дышать!

Положительным эффектом этого трагического события оказалось то, что лавина не только обеспечила остаток команды «пищей», но и накрыла самолет толстым слоем снега – внутри стало заметно теплее. Это помогло выжившим избежать смерти от переохлаждения.

Люди часто отдают свою кровь другим людям. Регбисты заключили подобное соглашение и договорились, что в случае смерти каждого его тело должно стать пищей для других. Это помогло продержаться еще полтора месяца.

После двух неудачных экспедиций трем регбистам – Канессе, Паррадо и Висинтину – удалось наконец обнаружить хвостовую часть самолета, в которой хранился багаж. В чемоданах они нашли маленькую коробку конфет, фотоаппарат и одежду, а главное – 24-вольтовые аккумуляторы.

Однако аккумуляторы оказались очень тяжелыми, и дотащить их до фюзеляжа не представлялось возможным. Тогда они вернулись к остальным, забрали из кабины пилотов рацию и решили вернуться к хвосту, чтобы послать сигнал оттуда. С собой в очередной поход они взяли Роя Харли, который лучше всех разбирался в электронике. Но из этой затеи ничего не вышло. Еще одна надежда умерла. Через два месяца после катастрофы в живых осталось 16 человек.

ЗА СПАСЕНИЕМ НУЖНО ИДТИ

Многие тела уже съедены. Остались лишь тела матери и сестры Нандо Паррадо. И тогда решили идти через горы.

12 декабря трое мужчин, Нандо Паррадо, Роберто Канесаа и Антонио Висинтин, взяв запас пищи на три дня и спальный мешок, сшитый из обивки самолета, отправились в путь на поиски жилья. Страдальцы не знали, что в 28 км от них находится горная гостиница, и пошли совсем в другую сторону.

Через три дня, преодолев огромные трудности, они достигли вершины горы. Но, к своему ужасу, увидели перед собой не зеленые долины, а заснеженные вершины непроходимых гор.

И тут проявилось в полной мере их мужество. Нандо и Роберто отправили Висинтино назад на самодельных санях, сделанных из обломков самолета, а сами решили идти дальше, на запад, вниз по склону, в поисках людей.

Через несколько дней пути стало заметно теплее. Под ногами появилась зеленая трава. Однако при такой температуре мясо быстро портилось, и они могли остаться без пищи. К тому же Роберто заболел дизентерией и нуждался в медицинской помощи.

Путники обнаружили водоем и корову. За 10 суток Нандо и Роберто прошли почти 65 км. Перед ослабевшими спортсменами возникла бурная река, а на противоположном берегу они увидели человека у костра. Это был чилийский пастух Серхио Каталана. Нандо удалось привлечь его внимание, но из-за шума реки говорить оказалось невозможным. И тогда пастух перебросил через реку камень и карандаш, завернутые в бумагу. Паррадо написал на этой бумаге о катастрофе самолета и погибающих в снегу спортсменах и попросил о срочной помощи.

Серхио пришлось проскакать на лошади около 10 часов к ближайшему поселку, где был телефон. Вскоре прибыли военные и спасли Нандо и Роберто. Можно представить себе их радость! Но жизнь их товарищей в горах на высоте 3600 метров все еще оставалась в опасности.

В спасательной экспедиции был задействован Нандо Паррадо. 22 декабря два вертолета достигли места крушения Fairchild FH-227 и забрали половину пострадавших. Вернуться второй раз в этот же день не позволила плохая погода. На следующее утро эвакуировали остальных. Всех доставили в больницы Сантьяго. У них диагностировали высотную болезнь, обезвоживание, обморожение, цингу, переломы костей и недоедание.

Через месяц специальная экспедиция прибыла на место происшествия, чтобы похоронить останки. Неподалеку от могилы установили железный крест в память о погибших. На нем две надписи: «Мир вам, уругвайские братья!» и «Ближе, Господь, к Тебе».

ЭПИЛОГ

Тридцать пять лет спустя после катастрофы, 13 октября 2007 года, в Монтевидео прошел матч по регби между клубом «Олд Кристианс» и сборной Чили. Мяч в игру ввел чилийский пастух из Анд Серхио Каталан, который первым обнаружил на 71-й день после катастрофы выживших Паррадо и Канессу.

А 20 октября 2020 года в США состоялась премьера телевизионного фильма «Остаться в живых. Чудо в Андах», рассказывающего об описанной выше катастрофе – одной из самых невероятных историй выживания людей в экстремальных ситуациях.


5 ноября 2022


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
1345849
Александр Егоров
268163
Татьяна Алексеева
208630
Яна Титова
197271
Сергей Леонов
194795
Татьяна Минасян
157602
Татьяна Алексеева
128219
Светлана Белоусова
127850
Борис Ходоровский
116721
Сергей Леонов
104559
Виктор Фишман
86674
Павел Ганипровский
84929
Борис Ходоровский
76533
Наталья Матвеева
74120
Павел Виноградов
67503
Валерий Колодяжный
62061
Богдан Виноградов
61924
Наталья Дементьева
61603